Notice: Undefined variable: cat in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 594
Русский язык и литература
На нашем сайте вы найдёте сочинения по литературе, рефераты и статьи по филологии, а также - методические материалы для учителей, преподающих литературу и русский язык.
Литературная гостиная "Сердца весёлые они миру несли" (Поэты о земле Кузнецкой)
Их стихи проходят через сердце эпохи. (Ю. Прокушев) Цели: Расширить представление детей о родном крае, учить любить его как свою родину. Познакомить с творчеством кузбасских поэтов. Работать над выразительным, эмоциональным чтением поэтических произведений. Воспитывать любовь к природе родного края, поэтическому наследию поэтов-земляков. Оборудование: Аудиозаписи песен на стихи В.Д. Федорова Выставка книг со стихами поэтов-кузбассовцев. Видеоряд с видами Кузбасса. Портреты поэтов Свечи для ...
Статья: Из разборов лирики А.А. Фета: «Сосны»
Ранчин А. М. СОСНЫ Средь кленов девственных и плачущих берез Я видеть не могу надменных этих сосен; Они смущают рой живых и сладких грез, И трезвый вид мне их несносен. В кругу воскреснувших соседей лишь оне Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают И, неизменные, ликующей весне Пору зимы напоминают. Когда уронит лес последней лист сухой И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, - Они останутся холодною красой Пугать иные поколенья. 1854 Источники текста Первая публикация – журнал ...
Сочинение: Стихотворение А.Фета «Заря прощается с землею...» (Восприятие, истолкование, оценка.)
Родина Афанасия Афанасьевича Фета - Мценский уезд Орловской губернии. Его земляки: Николай Семёнович Лесков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Андреевич Бунин, Леонид Николаевич Андреев - были неравнодушны к красоте родного края, описывая её в своих произведениях, но А.А.Фет стоит в этом ряду известных литераторов особняком. Он по праву считается одним из самых пронзительных поэтов русской природы. Многие его произведения являются именно описаниями её волнующей красоты. Какие необычные слова умел о...
Статья: Социальные факторы и развитие современного русского языка
И. А. Стернин Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка. Специфика нынешнего состояния языковой ситуации в России в том, что подавляющее большинство изменений в языке связано с изменениями в обществе, точнее, основные изменения в языке и общении являются прямым следствием общественных изменений. Современная я...
Добавлено: 2025.12.02 | Просмотров: 1 | Раздел: Филология Статья: "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Опыт систематического анализа
Криницын А.Б. Художественное своеобразие стиля Достоевского. “У меня свой особенный взгляд на действительность ( в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности”[1] — так определял свой творческий метод сам писатель. Действительно, эпитет “фантастический” в том значении, в котором его употреблял Достоевский, достаточно четко характеризует отличие его прозы от критического реализма Толстого и Турге...
Урок литературы в 5-м классе "О Волга! Колыбель моя"
Цели: Образовательная – расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова; Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова; Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести русской природы. Оборудование: презентация, картина И. Репина «Бурлаки на Волге», аудиозапись песн...
Подготовка к ЕГЭ (блок С). Сопоставительный анализ текста. 11-й класс
1. Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья. 2. Исполненный чудесного и многоголосого звучания лес жил могущественной и первородной жизнью. 3. Поемная почва луга, в избытке насыщенная весенней влагой, выметывала и растила такое богатое разнотравье, что глаза Аксиньи терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав. 4. Улыбаясь и беззвучно шевеля губами, она осторожно перебирала стебельки безыменных голубеньких, скромных цветов, потом перегнулась полнеющим стан...
Информационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и усилий. В обучении фигурирует особый вид интереса – инте...
Сочинение: Лирика в творчестве Лермонотова: темы родины и природы
Темы Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Окружающий мир воспринимается и оценивается лирическим героем Лермонтова сквозь призму собственного духовного опыта. Он затрагивает героя не самим своим существованием, но постольку, поскольку определяет нечто важное в его духовном бытии. Напряженная духовная жизнь героя заставляет его поначалу предполагать и в окружающих столь же интенсивные духовные поиски. Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, а не бытия, приводит героя р...
Реферат: Фразеология русского языка
Московский Государственный Университет Сервиса Институт Гуманитаризации и Гуманизации Кафедра русского языка Реферат Фразеология русского языка Выполнил: Студент гр. СКРД 2-1 Озеров П.Е. Проверил: Доц. Лапшина О.Н. 1999 Оглавление 1. Введение ….……..……...……..с.1-2 2. Глава I ..…..…...с.3-22 3. Глава II…..….….с.23-30 А). Разговорный стиль языка..с.23-24 Б). Книжный стиль языка……с.25-26 В). Научный стиль языка…….с.27-28 Г). Официально- деловой стиль языка……...с.28-29 Д). Публицистический стиль яз...
Добавлено: 2025.11.30 | Просмотров: 5 | Раздел: Филология Дидактические игры как средство активизации учебного процесса
В настоящее время существует целый ряд способов повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра. Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции: обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.), развивающу...
Внеклассное меропрятие для учащихся 5–7-х классов "Последний герой"
Обоснование педагогической формы Предлагаемый проект внеклассного занятия выстроен в форме праздника- игры “Последний герой”, посвященного празднованию Дня защитника Отечества. Нестандартная форма занятия призвана создать ситуацию психологической раскованности, раскрепостить сознание, устранить угрозы возможного отчуждения некоторых ребят от участия в празднике-игре. Важной стороной актуальности предлагаемого проекта выступают возрастные особенности учащихся 5 - 7 классов, где будет проводиться...
Практическая работа
Практическая работа № 1 1. Ответьте на вопросы: Можно ли написать в приказе: “Слесаря цеха № 5”? Можно ли написать в письме к другу: “А слесаря в нашем цеху теперь не те, что были мы с тобой когда–то”? 2. Учительница диктовала текст из сборника дидактического материала. В тексте встретилось предложение: “Колхозники выставляют улья”. Ученица, не расслышав, написала: “Колхозники выставляют ульи”. Учительница исправила в последнем слове –иш–я, поставила на полях “палочку” и снизила оценку на оди...
Сочинение: Всякий человек сам себя воспитать должен
(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского) Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др. Философской и общественной поз...
Сочинение: Сила и слабость человека в понимании Горького
Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости че...
Обобщение изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста", 5-й класс
Цель урока: Систематизировать знания учащихся, полученные в разделе “Синтаксис и пунктуация”. Задачи: образовательные: повторить основные понятия, изученные в разделе; закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении раздела; развивающие: развивать умение систематизировать и анализировать материал; развитие орфографической зоркости; развитие внимания, речи, логического мышления; воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к родному языку, родной природе; познакомить детей ...
Сочинение: Проблема нравственной свободы в современной прозе
Кто научился думать, того полностью лишить свободы нельзя. Вл.Дудинцев. Не так уж часто встречаются книги, чтение которых составляет впечатление беседы с мудрыми и понимающими тебя собеседниками. Еще реже попадаются книги-"друзья", что делают нас лучше и умнее. Я смогла бы по пальцам пересчитать такие. Из классики- "Война и мир", "Тихий Дон", некоторые повести А.Куприна. Из современной литературы -"Доктор Живаго" Б.Пастернака, "Белые одежды" В.Д...
Сочинение: Социально-историческое и общечеловеческое в героях Гоголя
Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права. Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русской литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов и хитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости других. Гого...
Место биоадекватной методики в науке о преподавании русского языка
В конце ХХ столетия в методической науке впервые была поставлена проблема использования в педагогическом процессе всех возможностей человеческого организма. Актуальность этой проблемы обусловлена реалиями современной действительности. Сегодня происходят глубокие перемены в осознании человечеством окружающего мира. Под влиянием общего кризиса цивилизации, наступившего в ХХ столетии, наблюдается переоценка прежних образовательных традиций и методик. В начале 90-х годов XX века представители педаг...
Урок-практикум в 8-м классе. Обобщение изученного по теме "Обстоятельство"
Тип урока: закрепление изученного. Тема лингвистическая: обстоятельство. Тема коммуникативная: коммуникативно-организованный дидактический материал по произведению А.Грина «Алые паруса». Тема по развитию речи: миниатюра на тему «Что такое мечта». Технология урока: отработка умений и навыков при закреплении. Методы: упражнения, репродуктивно-продуктивные, творческие. Средства обучения: учебник, дидактический материал – текст из повести А.Грина «Алые паруса» о любви, дружбе, мечте; портрет писат...
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию явления природы. Метель"
Цели урока: Подготовить учащихся к сочинению-описанию явления природы; Познакомить с понятием «цитата»; Научить собирать материал к сочинению; Повторить сведения о научном и художественном описании; Активизировать лексику на тему «зима»; Научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи; Активизировать работу со словарём; Подготовить учащихся к самостоятельному (аналогичному теме) сочинению на основе жизненного опыта. Оборудование: портре...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс грамотеев"
Цели: развитие сообразительности, логического мышления; укрепление интереса к родному языку; воспитание чувства ответственности, коллективизма; установление доброжелательного микроклимата. Продолжительность игры: 45-50 минут. Участники: две команды по 5-7 человек; располагаются за разными столами. Оформление сцены: пространство доски оформлено плакатами с высказываниями о русском языке. В центре – название “Конкурс Грамотеев”. Музыкальное оформление: песня “Раз – словечко, два – сло...
Конкурс эрудитов
На доске представлено игровое поле, на котором указаны различные разделы языкознания. В каждом разделе по 15 вопросов. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов (по уровню сложности). Фонетика и графика 10 5 10 10 15 5 10 15 5 5 15 15 5 10 15 Лексика и фразеология 15 10 5 5 10 15 5 10 15 5 5 15 10 15 10 Словообразование 5 5 10 15 10 10 15 5 10 5 15 5 15 10 15 Орфография 10 10 5 15 5 15 5 10 5 10 5 15 10 15 15 Морфология 15 5 10 10 5 ...
Урок русского языка по технологии педагогической мастерской
План урока. Индуктор. Вступительное слово учителя. Обсуждение заданий. Творческая работа учащихся. Итоги урока. Рефлексия. Подготовка к уроку. Учитель составляет задания для каждой творческой группы на основе содержания текста П.И. Чайковского. ... Вдруг самым неожиданным образом является зерно будущего произведения. Если почва благодарная, т. е. если есть расположение к работе, зерно это с непостижимой силой и быстротой пускает корни, показывается их земли, пускает стебелёк, листья, сучья ...
Статья: Синтез жанровых форм в романе Б. Пильняка «Соляной амбар»
Бабкина Екатерина Сергеевна, Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск). Статья посвящена исследованию жанрового своеобразия итогового романа Б. Пильняка «Соляной амбар». Хронотоп романа (1905-1917гг., Россия — Азия — Европа), особый тип рефлексирующей личности главного персонажа, включенность личности в историческое пространство, двойная мотивировка категории времени, анализ речевой организации произведения позволили автору работы выдвинуть и обосновать гипотезу об...
1 2 3 4 5 6 7 Следующая страница ... Конец
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|