ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Определение как второстепенный член предложения. Роль определений в русском языке. 5-й класс

Добавлено: 2021.09.07
Просмотров: 5

Шаучулене Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы

Это первый урок в разделе «Главные и второстепенные члены» за курс 5-го класса. С предыдущими уроками связан синтаксическим разбором предложения (выделением главных членов, разбором словосочетаний), повторением изученных орфограмм (повторили: спряжение, безударные гласные в корне слова, окончания прилагательных, гласные после шипящих, звонкие и глухие согласные, о-ё после шипящих, тся и ться в глаголах).

На уроке ставится триединая цель (обучающая, развивающая, воспитательная), с целью развития интереса к предмету, глубокого осмысления знаний, умения делать выводы и формулировать цели.

Урок связан с такими учебными предметами, как: литература, русский язык, культура, музыка. Он «работает» на изучение изобразительно-выразительных средств на уроках литературы, на развитие навыков грамотного орфографического письма, на развитие речи, на воспитание любви к природе и малой родине, на формирование образа природы, как живого существа.

При подготовке учитываются программные требования (узнаём понятие определения, способы его выражения, роль в языке, употребление в речи, нахождение в тексте.), которые были обозначены на доске для визуального восприятия.

Учитывая возраст, психологические особенности пятиклассников, выбрана форма урока – традиционный с использованием элементов исследования и модульной технологии. Данная форма урока выбрана с целью приобретения новых знаний и активизации познавательной деятельности.

Содержание предлагаемого на уроке материала отвечает научным данным.

Использованы приёмы: чтение наизусть (опережающее задание), использование динамической наглядности (видеофильм, музыка, слайды) и дидактической наглядности (модульно-инструктивные карты).

Тип урока – сообщение новых знаний, с использованием элементов исследования и модульной технологии, выбран, в связи с законченностью изучения темы : «Главные члены предложения».

Методы: репродуктивный и исследовательский, а с точки зрения источника информации словесный и наглядный, которые способствовали развитию устной речи детей. Наглядно иллюстрированный материал способствует привитию интереса к своей родине. Дидактическая наглядность способствует развитию знаний, умений и навыков учащихся.

Особенности содержания урока – привлечь внимание, развивать чувство коллективизма, умение слышать и слушать других, ставить задачи и делать выводы
школьников: словесное (молодец, хорошо), моральное стимулирование, психологическая зарядка, контроль, выставление оценок, велась индивидуальная работа над ошибками.

Для проведения урока созданы: учебно-материальные, морально-психологические, эстетические, здоровьесберегающие условия.

Цели и задачи:

  • Знать:
    • определение понятия;
    • способы выражения определений;
    • какую роль играют определения в русском языке.
  • Уметь:
    • находить определения в тексте;
    • употреблять его в речи;
    • видеть красоту живой природы, чувствовать и беречь её.
  • Воспитательные: тренировать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас, прививать любовь к русскому языку и литературе, к своей малой родине.

Метод: традиционный, с использованием элементов исследования и модульной технологии.

Оборудование: компьютер (видеофильм, слайды), магнитофон (музыкальное сопровождение), модульно- инструктивные карты, записи на доске, учебник, стихи о природе Алтая.

Форма урока – сообщение новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Мотивация

Играет медленная музыка, идут фрагменты фильма об Алтае. Чтение стихотворения.

Край родной.

Ароматом трав твоих дышу,
Горы в дымке голубой любя,
В сердце я своём тепло ношу,
Взятое, Алтай мой, у тебя.

Тёмный кедр над ключевой водой
Машет ветвью мне издалека,
А над ним, высоким, чередой
Ходят гости неба – облака.
Всюду гор скалистых табуны,
Будто тебенюют здесь они.
А озёра горной стороны
Только небу светлому сродни.
Реки белогорлые кипят,
Искры-брызги сыплют мне к ногам.
Я брожу поляною опять
Где цветёт, белея, балтырган.
От его цветов вокруг светло.
Дышится легко в родном лесу.
Край мой милый!
Я твоё тепло
Людям, как в подарок принесу.

Эркемен Палкин

Учитель. Ребята, о чём этот стих? (О родине, об Алтае и его красоте)
– А какими словами называет поэт родной Алтай? Ответим с помощью вопроса какой? Но сначала отгадаем загадку: (на модульно-инструктивной карте)

Она журчит, бурлит и льётся,
Она отчаянно о скалы бьётся.
То бурная она, то страстная,
То добрая она, а то опасная (Катунь)

Катунь какая? Широкая лавина, быстрая, шумная.
Горы – в дымке голубой, скалистые табуны.
Кедр – тёмный, могучий, вековой.
Реки – белогорлые, шумные, быстрые.

Учитель. Молодцы, ребята, а какой части речи эти слова? (Прилагательные.)

Учитель. Откройте тетради и запишите тему урока.

– Попробуйте поставить цели урока, что же мы должны узнать?

Дети пробуют ставить цели. (С обратной стороны доски цели – учитель ещё раз называет).

2. Введение в тему

– Мы с вами сказали много красивых слов – прилагательных, которые говорят о красоте нашей природы и не случайно. Давайте обратимся к эпиграфу:

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – вопросы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.

– Сделайте выводы, о чём вы узнали из эпиграфа?

  1. Определение – обозначает признак предмета или явления.
  2. Вопросы: Какой? Чей?
  3. Подчёркивается волнистой чертой.

3. Повторение

– У нас в теме обозначено, что это второстепенный член, мы с вами ответим на этот вопрос, повторив главные члены.
– Что же такое главные члены?
– А второстепенные? (Потому что они поясняют главные.)

Вывод: вернёмся к эпиграфу и ответим на вопрос, что же такое определение?

(Дети сами выводят правило).

4. Работа с учебником.

Читаем правило.

1 слайд. Катунь. Посмотрите, ребята – это Катунь. Давайте составим предложение и запишем его (оно д.б. распространено тремя определениями.)

Например: Катунь бежит холодная, быстрая, величавая.

Задания (на модульно-инструктивной карте):

  • Найти главные члены и подчеркнуть.
  • Найти второстепенные члены, подчеркнуть, чем они выражены записать.
  • Объяснить орфограммы и знаки препинания (один ученик работает у доски).

5. Справка (на модульно-инструктивной карте).

Без имени прилагательного наша речь не могла быть точной, меткой и выразительной. В русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.

2 слайд. Горы.

– Посмотрите на горы. Что мы можем сказать о них, какие они?
– Какую роль играют определения в русском языке? (Придают речи не только точность и меткость, но и особую выразительность, они делают нашу речь красивой, образной, а такой приём называется эпитет).

Словарь!

Эпитет – в поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

6. Справка

Результатом многолетнего изучения труда учёных явился «Словарь эпитетов русского литературного языка» (авторы К.С.Горбачевич и Е.П.Кабло). В нём отражены эпитеты из произведений шестисот писателей и поэтов.
Словарь наглядно показывает, что есть такие имена существительные, которые имеют огромное количество эпитетов. Так, например, слово музыка имеет 280 эпитетов: божественная, лёгкая, ликующая, зажигательная, задумчивая, задорная, грубая, возвышенная, беззаботная, грациозная и т.д.
У слова глаза – 480 эпитетов, жизнь – 334, язык – 324 эпитета.

3 слайд. Лес, озёра

7. Задание: (работа в парах)

1. Попрбуйте самостоятельно подобрать и записать эпитеты к словам лес и озеро, а помогут вам в этом фотографии Горного Алтая.
2. Записать два словосочетания и разобрать.

8. Психологическая зарядка

– Ребята, давайте отдохнём. Как вы думаете, настроение может быть каким цветом? (Красным, розовым, синим, чёрным) А у вас сейчас настроение какого цвета? (Спрашиваю у каждого).
– А теперь встаньте. Закройте глаза и вытяните руки перед собой, достаньте правой рукой указательным пальцем до кончика носа, затем левой, достаньте правой рукой левое ухо. Левой рукой – правое. Поздоровайтесь сами с собой. Поздоровайтесь с соседом. Садитесь. Продолжаем работу.

4 слайд. Зима. Работа по картам с текстом.

9. Текст.

Зима

Лё..кий пух круж..тся – тихий сне.. пош..л,
И на всё л..ж..тся чистый, нежный шёлк.
Всё пр..нар..дила снежная з..ма,
Белым всё укрыла, белая сама.
Веч..р перламутровый, сумрак голубой…
З..лотое утро с алою каймой.

А.Саруева.

10. Словарная работа:

  • Перламутровый – серебристо-розовый.
  • Кайма – полоса, обшивка по краю чего-нибудь

11. Задания:

  1. Установите, в каких морфемах пропущены буквы. Вставьте, выделите морфемы.
  2. Объясните правописание. А как мы проверяем окончания прилагательных? (По вопросу, пример: утро (какое?) золотое.)
  3. Найдите определения, подчеркните их, чем они выражены?
  4. Выразительно прочитайте стихотворение.

5. Назовите слова, которые помогают описать пейзаж.

Словарь!

  • Пейзажрисунок, картина, изображающая природу, вид, описание природы в литературном произведении.
  1. Выпишите из стихотворения прилагательные, которые соответствуют схеме:

12. Вывод

– Что же ребята мы сегодня узнали на уроке? Давайте обратимся к целям нашего урока. (На обратной стороне доски)
1. Узнали что такое определение. И что же?
2. Способы выражения определения? (прилагательные)
3. Какую роль играет в языке (делает речь образной и красивой)
4. Что такое эпитет, пейзаж.

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами посмотрели много фотографий, на которых изображена наша родина – Горный Алтай. Ребята, скажите, что же мы должны делать, чтобы наши пейзажи остались такими же красивыми и вдохновляли писателей и поэтов? (Беречь, охранять, не засорять лес, кормить птиц.)

– Молодцы, ребята, мы должны любить свою землю, беречь её и защищать.

5 слайд. Все подряд (или фрагмент из фильма, на фоне композиции). Учащийся читает стихотворение Эркемена Палкина «Алтай» в сокращении.

Хребты, прошитые
Охотничьими тропками,
Леса, обжитые
Пичугами неробкими;

Потоки дикие,
Вершины седоглавые,
Туманы тихие,
Молочные, кудрявые;

И склоны плавные,
И кедры крепкоствольные,
И, в песнях, славные,
В долинах – кони вольные;

И лето красное
С кукушкою пронзительной –
Земля прекрасная,
Алтай мой удивительный!

Учитель. Спасибо, ребята, за урок, за вашу работу, спасибо вашей учительнице, что вы у неё такие умные. Оценки за урок.

13. Домашнее задание

На модульной карте нарисовать иллюстрацию по теме «Природа Алтая» и подписать её, составив три предложения с определениями

В подарок – слайды.

Приложение