ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Семинар "Сергей Есенин — "поэзии российский Моцарт"

Добавлено: 2021.08.07
Просмотров: 10

Дукина Марина Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы

Цели: познакомить студентов с особенностями творческого метода поэта, показать народность творчества, актуальность и вневременную ценность произведения С.А. Есенина.

Оборудование:

  • музыкальные записи песен на стихи С.А. Есенина, Константиновские частушки;
  • сборник стихотворений поэта;
  • газета «Край мой голосистый…» (о селе Константинове Рязанской области);
  • презентация;
  • оформление доски. (Приложение 1.);

На уроках анализируются следующие стихотворения:

  •  «Отговорила роща золотая…»;
  •  «Тихо струится река серебристая…»;
  •  «Я красивых таких не видел…»;
  •  «Выткался на озере алый цвет зари…»;
  •  «Собаке Качалова»;
  •  «Ты запой мне ту песню, что прежде…»;
  •  «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»;
  •  «Стансы»;
  •  «Письмо матери».

Ход семинара

Учитель: (Приложение 2, слайд №2)

- Когда-то говорили, что «человек в своей жизни держит пять коней: четыре дерзких – детство, отрочество, юность и зрелость – и одного послушного – старость».

Мне кажется, что у Сергея Есенина было только три коня, а четвертого – зрелость – и пятого – старость – ему иметь не довелось.

Он прожил на Земле до обидного мало – всего три десятилетия.

Две даты – 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 лет – путешествовать и 30 лет – писать, рассказывая людям всё, что увидел, узнал, нашел».

Есенину было отпущено в три раза меньше. Но его судьба – подтверждение одного старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России.

Две даты – 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года. Между ними самый бурный и крутой период отечественной истории: три войны, три революции.

Когда вчитываешься в стихи Есенина, поражаешься тому, что, оказывается, почти все, о чем мы только сейчас заговорили вслух после долгого периода безгласности, - почти все это уже было сказано и предвидено гениальным поэтом. Теперь о Есенине мы знаем больше. Нам помогают и расстояния, и новые опубликованные документы. Из этих документов мы узнаем о своеобразном нравственном кодексе, который был создан молодым Есениным и его другом Гришей Панфиловым.

Вот главные устои этого своеобразного нравственного кодекса, который неплохо было бы принять и всем нам:

  • В жизни должно быть желание и стремление, без них смерть и разложение.
  • Гений для меня – человек слова и дела.
  • Живите так, как будто сейчас же должны умереть, ибо это есть лучшее стремление к жизни.
  • Не избегайте сойти с высоты, ибо не почувствуешь низа и не будешь о нем иметь представление.

Николай Рубцов писал о нем:

Версты потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно б первой системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня!

Есенин писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало, а потом убило. (Приложение 2, слайд №3)

Есенин сам вывел концепцию Человека.

Человека делает Человеком, по мысли Есенина:

  1. идейность
  2. патриотизм
  3. отрицание войны и утверждение мира
  4. интернационализм
  5. любовь к родной земле, к животным
  6. всеобъемлющая человечность
  7. умение любить и быть любимым
  8. любовь к матери
  9. оптимизм.

Из этой концепции выходят и основные темы поэзии С.А. Есенина:

  1. тема Родины
  2. тема любви к братьям нашим меньшим
  3. тема любви к женщине
  4. тема любви к матери

Над этими темами мы с вами и будем работать.

Вопросы, которые будут у нас в центре внимания, записаны на доске:

  1. «Война мне всю душу изъела…»
    Верно ли, что осуждение войны империалистической и братоубийственной - одна из главных тем в творчестве поэта?
  2. «Но более всего любовь к родному краю
    Меня томила, мучила и жгла…»
    Докажите, что основной темой поэзии Есенина является тема Родины.
  3. Сострадание и милосердие «ко всему живому».
  4. «Разбуди меня завтра рано,
    О моя терпеливая мать!»
  5. «Крестьянин из Константинова» - воспевание родного края.

Неоднократно говорили мы с вами на уроках, что независимо от времени, эпохи, места, где проходит война, - результат один: горе матери, слёзы вдов и свежие могилы. И, конечно, эта тема легла в основу многих произведений поэта.

Итак, первый вопрос, вынесенный на семинар.

Ответ учащегося на 1 вопрос семинара (возможный (сокращенный) вариант): (Приложение 2, слайд № 4)

- Осуждение войны – одна из главных тем творчества поэта, хотя в начале творческого пути С.Есенин отдал дань ура-патриотизму:

Ой, мне дома не сидится,
Размахнуться б на войне.
Полечу я быстрой птицей
На савраском скакуне.

Угар войны прошел, и вскоре Есенин предложил в горьковский журнал «Летопись» свое большое стихотворение, направленное против царизма, развязанной им кровавой бойни.

Война воспринимается поэтом как всеобщее страдание, непоправимое бедствие, ведь сколько русских пахарей не вернулось к отчему крову с войны! Миллионы маленьких холмов – таков был кровавый след войны на земле. «Война мне всю душу изъела», - восклицает Есенин. С одной стороны:

Я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!

А с другой:

И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!

Учитель: (Приложение 2, слайд № 5)

- Однажды поэт признался: «Мне кажется, что я пишу стихи для самых близких друзей». И это было правдой. Ведь только близким людям можно рассказать о своих душевных страданиях, сокровенных думах. Только друзьям можно доверить заветные мечты, надежды…

Есть у Горького такие слова: «Настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие друг к другу».

Может быть, именно из этого доверия возникает тот необыкновенный лиризм в стихотворениях С.Есенина о Родине?

Прослушивание записи песни «Тихо струится река серебристая…»

Итак, тема Родины в творчестве С.А. Есенина. Второй вопрос семинарского занятия.

Ответ учащегося на 2 вопрос семинара (возможный(сокращённый) вариант):

- За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая. Ведь каждый любит отчизну своей неповторимой любовью.

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь…

- писал С. Есенин.

Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве это не видно по его произведениям?! Иногда, когда готовишь ответ на какой-нибудь вопрос, никак не найдешь цитаты. А здесь другая «беда»: не знаешь, какую выбрать! Видимо, это потому, что чуть ли не в каждом своем произведении поэт так или иначе говорит о Родине. В «Стансах» он сам объясняет особенность своего творчества: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Поэтому, как мне кажется, так трудно, просто порой невозможно отделить эту тему от других: ведь чувства к родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших его стихотворений о любви:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли
Я готов рассказать тебе поле,
Про волшебную рожь при луне.

Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле.

Учитель: (Приложение 2, слайд № 6)

- В понятие «Родина» Есенин включал сочувствие и милосердие ко «всему живому», ведь без умения любить всё и всех не могут появиться на свет такие понятия ,из которых складывал Сергей Александрович концепцию человека: идейность, патриотизм, умение любить и быть любимым…

Тема любви к родной земле, к окружающим людям, к животным проходит через всё творчество поэта.

Итак, расскажите о любви Есенина ко всему окружающему: к тем, из среды которых вышел, «ко всему живому».

Ответ учащегося на 3 вопрос семинара (возможный вариант):

- Боли и невзгоды крестьянской Руси, её радости и надежды – все это отлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

Поэт думает о людях – тружениках, об их судьбе, часто неустроенной и безрадостной, о крестьянах, у которых «сохнет рожь и не всходит овес», как он писал в одном из стихотворений о девочке-малютке, просящей со слезами «хлеба черствого кусок»: «Ох, не весел ты, край мой родной», «Нищету твою видеть больно». Есенин предсказал, какой вред принесут люди, дорвавшиеся до власти. Помните: «Кто был никем, тот станет всем», - все эти «никто», захватив власть, прибрали всё к своим рукам. Мне кажется, что стихи Сергея Александровича душу лечат. Я, читая его стихи, ощущаю себя «очищенной» от грязи мирской суеты; я осознаю, что окружающий меня мир – это МИР, огромный, мудрый, сильный. А я – песчинка в этом мире, но от песчинки зависит сохранение баланса на планете. Есенин учит осознавать, что миром должна править Доброта. Иначе мир рухнет.

Учитель:

- Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выявление чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Прослушивание песни на слова С. Есенина «Клен ты мой опавший».

- Поэт породнился со всем живым на родной земле. Для него и природа – это эхо. Её можно просто окликнуть, как прохожего:

Ой вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной!

Но в жизни каждого человека бывают такие периоды, которые принято называть «черной полосой». Вот тогда мы вспоминаем о самых близких, дорогих нам людей, только к ним мы обращаемся за помощью. А кто может быть дороже, ближе, чем мама? Кто простит и примет нас такими, какие мы есть: без маски, которую мы часто надеваем для других…

Итак, четвертый вопрос семинара.

Ответ учащегося на 4 вопрос семинара (возможный (сокращённый) вариант):

- В трудные минуты жизни Есенин обращался к верному, истинному другу – матери. У неё он отогревался душой, рассказывая ей о самом дорогом и сокровенном, так как «ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…». Мать у него «милая, добрая, старая, нежная!». Знаете, я читал и понимал, что и моя мама такая же. Наверное, это чувство возникло не только у меня. Но все стихотворные строки есенинской лирики, посвященные маме, полны любви, заботы.

Учитель:

- Образ матери неразрывно связан с Константиновым, местом, где родился, куда часто возвращался Сергей Александрович.

Фамилия Есенина – русская, коренная. В ней звучат языческие корни – Овсень, Таусень, Осень, Ясень – связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудрявый, голубоглазый. Ему бы холщевую рубашку с красными латками, перепояску с медным гребешком – и в Семик – плясать с девками в березовой роще.

Говорят, что частушки, которые мы сейчас будем слушать, слушал и Сергей Александрович. Не отсюда ли брал Есенин всеобъемлющую человечность и необыкновенный лиризм?

Прослушивание Константиновских частушек.

- Итак, сообщение о Константинове.

Ответ учащегося на 5 вопрос семинара (возможный (сокращенный) вариант):

- «Школа» Сергея Есенина - его родина, село Константиново Рязанской области. Стоит село на высоком берегу красавицы Оки, а далеко вокруг простираются поля, рощи, леса и проселки.

«Моя лирика живет одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - писал С. Есенин.

В селе Константиново он родился, а в городе Клепики учился в учительской школе, здесь же начался и его творческий путь. Это и вся «страна березового ситца» - так С.Есенин напишет о своих родных местах.

Дом… Есенин… грустно было понимать, что детство без своих яблок, когда у соседей и слева, и справа хоть и небольшие, но богатые плодами сады. Среди всех односельчан Есенины были самыми безземельными.

Словно жаль и кому-то кого-то,
Словно кто-то к родине отвык.
И с того, поднявшись над болотом,
В душу плачут чибис и кулик.

Считается, что эти стихи написаны Есениным про себя, как суд и укор себе – «вечно странствующему страннику», особенно остро почувствовав драму отца, который не бывал дома, так как служил приказчиком в одной из лавок Москвы.

Но Константиново для Есенина навсегда осталось местом, куда он стремился попасть; желал, но, увы, не всегда мог.

Можно использовать газету, посвященную С.Есенину.

Учитель:

- В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом.

Так рано ушёл, но всегда среди нас.
Народ его нежность постиг.
Есть люди, которых в страдальческий час
Спасает есенинский стих.

Эти строки принадлежат Александру Гатову.

Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас еще раз перечитал есенинские стихи и нашел те строки, которые сопровождали бы его всю жизнь, помогая переносить горечь падений, заставляя поверить в возможность взлётов. Помните, у Есенина есть такие строчки: «А жить на земле все же стоит!»

Прослушивание песни на стихи С.Есенина «Мне осталась одна забава…» в исполнении А.Малинина.

(На фоне 2-х последних куплетов песни):

- Есенина хоронили 31 декабря в Москве на Ваганьковском кладбище.

Россия вступала в новый, 1926 год, а поэт – в бессмертие:

Снова я ожил
И снова надеюсь
Так же, как в детстве,
На лучший удел… (Приложение 2, слайд № 9)

Поэзия Есенина могла раздражать, бесить, восторгать – в зависимости от вкуса, но равнодушным она могла оставить только безнадежно равнодушного и невосприимчивого человека.

И, конечно же, поэзия Сергея Александровича Есенина сопровождает нас всю жизнь; сопровождает и учит воспринимать все многообразие красок окружающего мира. Мы становимся внутренне богаче, "растем " над собой. А только человек, обладающий внутренней красотой, внутренним богатством, может стать мастером своего дела, ведь умение ценить красоту окружающего мира, внутреннюю красоту помогает нам стать творцами. И совсем не важно, каким делом мы занимаемся, кто мы с вами по профессии, - главное в том, что мы никогда не будем безнадежно равнодушными, потому что в нас "звучит" музыка есенинских стихов. (Приложение 2, слайд № 10)

Список использованной литературы

  1. Жизнь Есенина. Рассказывают современники. М., Правда, 1998.
  2. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1985.
  3. О Есенине. Стихи и проза писателей – современников поэта. М., Правда, 2000.