ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Учебное занятие "Проблемный, типологический, эстетический и лингвистический анализ текста"

Добавлено: 2021.06.30
Просмотров: 15

Семенова Венера Викторовна, учитель русского языка, литературы и православной культуры

Региональный компонент “Народная песня как средство формирования этнокультурной идентичности школьников.”

Цель занятия:

  • развитие навыков проблемного, типологического, эстетического и лингвистического анализа;

  • адекватное восприятие слова и его осмысление;

  • развитие творческой активности учащихся.

Слово – феномен смысла.

Б.С. Дыханова

Организационный момент. Звучит народная песня (любая).

Ребята еще не знают, что они будут работать с песней. Перед ними лежат листы с отпечатанным материалом.

1. Пр..ступила красна девица Натальюшка Федоровна.

2. (В) м..стках к..линовых х..дил гулял мол..дец Иванушка.

3. Вз..ла кудри на св..ю руку белую перс..ни ясные.

4. Он кудри ч..сал пора..чесывал ра.. бумаж..вал!

5. ( К) тем кудерцам н..кто (не) приступит..ся.

6. Перстни ясные все с..глас..ные.

Вопросы классу:

- Какую работу можно провести с этими предложениями?

- С какими орфограммами и пунтограммами вы встретились?

- Кто объяснит свой вариант? (работает ученик, объясняя вставленные буквы и знаки препинания)

1. Приступила красна девица Натальюшка Федоровна.

2. В мостках калиновых ходил, гулял молодец Иванушка.

3. Взяла кудри на свою руку белую, перстни ясные.

4. Он кудри чесал, порасчесывал, разбумаживал!

5. К тем кудерцам никто не приступится.

6.Перстни ясные, все согласные.

Предлагаются следующие задания:

- Можно ли считать эту запись текстом? Почему?

- Давайте попробуем прочитать предложения и определить тематику предложений? - Перестройте порядок предложений. Прочитайте ваш вариант текста. О чем этот текст?

В мостках калиновых ходил, гулял молодец Иванушка.
Он кудри чесал, порасчесывал, разбумаживал!
К тем кудерцам никто не приступится.
Приступила красна девица Натальюшка Федоровна.
Взяла кудри на свою руку белую, перстни ясные.
Перстни ясные, все согласные.

- Определите тип речи.

- Разделите на микротемы. Какое предложение является кульминационным?

1.В мостках калиновых ходил, гулял молодец Иванушка.
Он кудри чесал, порасчесывал, разбумаживал!
К тем кудерцам никто не приступится.

2. Приступила красна девица Натальюшка Федоровна.

Взяла кудри на свою руку белую, перстни ясные.

3. Перстни ясные, все согласные.

- Можно ли этот текст пропеть? Есть ли тут рифма? Можно ли назвать такую форму речитативной?

- Какое начало в тексте преобладает – эпическое или лирическое?

- Какого жанра была бы песня, если бы в текст внесли необходимые стилевые приемы?

Творческое задание:

Попробуйте внести характерные для песенного жанра повторы, эпитеты, “алилешные” припевы.

Ребята предлагают варианты своего песенного рисунка:

В мостках, мостках калиновых
Ой, да ходил, гулял добрый молодец,
Ходил, гулял добрый молодец Иванушка.
Он кудри чесал, порасчесывал,
Ой, да порасчесывал, разбумаживал!
К тем кудерцам никто, ох, не приступится.
Приступила красна девица,
Ой, красна девица Натальюшка,
Ой, красна девица Наталья Федоровна.
Ой, да взяла кудри на свою руку белую,
Ой, да руку белую, перстни ясные.
Ой, да перстни ясные, все согласные
.
В мостках, мостках да калиновых
Ходил, гулял дородный добрый молодец,
Дородный добрый молодец, да свет Иванушка.
Он кудри чесал, чесал да порасчесывал,
Порасчесывал, порасчесывал да разбумаживал!
К тем да кудеркам никто да не приступится.
Приступила красна девица, да свет Натальюшка,
Свет Натальюшка да Федоровна.
Взяла кудри на свою да руку белую,
Руку белую да перстни ясные.
У красна девицы перстни ясные, да все согласные
.

Защита своего варианта.

Знакомство с оригиналом.

В мостах, мостах во калиновых,
Ой, люли, люли, во калиновых.
Там ходил, гулял добрый молодец,
Добрый молодец, то Иванушка,
Ой, да, люли, люли, то Иванушка.
Ой, ходил, гулял он, кудри чесал.
Он да люли, люли порасчесывал,
Порасчесывал, разбумаживал!
К тем же кудерцам никто не приступится,
Ой, к тем кудерцам не приступится.
Приступилась красна девица,
Ой, да приступилась красна девица,
Приступилась красна девица,
Красна девица, то Натальюшка,
Ой, красна девица, то Федоровна.
Взяла кудри на свою руку,
На свою руку, руку белую,
Ой, да на свою руку белую.
Руки белые, перстни ясные,
Ой, да люли, руки белые, перстни ясные.
Перстни ясные, все согласные,
Ой, да люли, все согласные!

Слово учителя

- После сравнения давайте вернемся к “рисунку” песен. Во всех вариантах выделите завязку, кульминацию, развязку. Это позволит увидеть “пьесу”. Народная песня – это “маленький спектакль”, как подметил исследователь музыкального фольклора В.М. Щуров. В каждой песне, и при этом неважно, какого жанра песня: обрядовая, лирическая или эпическая – эти условности обязательны!

Вы теперь понимаете, что песня может занимать главное место не только на уроках музыки и хореографии? Ее возможности настолько широки, что достойное место она уже занимает на уроках литературы и русского языка. На урок русского языка с русской народной песней идут учителя Белгородской области. Эти уроки показывают, что дети с огромным интересом знакомятся с жанровым своеобразием фольклорной песни, семантикой ее образов. Через адекватное восприятие слова начинается путь к осмыслению. Обращение к словарям здесь не только обязательно, но и увлекательно. Судите сами: в песнях каждое слово, каждое словосочетание несет смысловую и ассоциативную нагрузку. Разве можно без подготовки объяснить слова или словосочетание: кудри – кудель – кудерь – кучери; мосты калиновы?

Словарная работа. Работают ученики со словарями В.И. Даля.

Погружение в масштабное понимание текста. Чтение словарной статьи: “ мосты калиновы: это гать, мощенная хворостом, калиной, дорога по болоту”.

-Кто пойдет по этой дороге и зачем? Можно найти ответ у В. Даля?

“ калинку ломать – свадебный обычай”

- Следовательно, калина ассоциируется со свадьбой?

Православная страничка.

Браки не венчаются: накануне среды и пятницы, накануне воскресных и праздничных дней, в посты.

Когда создавалась на Белгородчине эта песня, то браки не венчались также в дни восшествия на престол и коронования Государя Императора.

Подведение итогов.

- Что понравилось на занятии?

- Над чем задумались?

- Какие пожелания будут?

Домашнее задание: выучите народную песню Белгородской области, возможно, ее пели ваши прапрабабушки;

приготовьте подобную работу для учащихся других классов.