ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 10-м классе на тему "Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Добавлено: 2021.06.09
Просмотров: 14

Баклан Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

1.Проследить изображение автором зарождения и развития теории Раскольникова, мотивы убийства. Подвести учащихся к заключению о том, что главный герой романа - преступник не столько в уголовном, сколько в философском плане.

2.Способствовать правильному пониманию учащимися идеи романа, опасности индивидуализма.

3.Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним…

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману “Преступление и наказание”.

Эпиграф: Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. Человек не имеет права проходить мимо несчастья, царящего в мире. Человек ответственен не только за свои поступки, но и за все зло, свершившееся в мире. Взаимная ответственность каждого перед всеми и всех перед каждым. Веру, истину и смысл жизни, понимание “вечных” вопросов бытия каждый человек ищет и находит, если руководствуется при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени! А безверие становится причиною всех бед и преступлений, совершающихся в мире.

Ход урока.

1.Словарная работа.

Что обозначает слово “индивидуалистический”?

Чтобы легче было дать толкование этому слову, подберем однокоренные – индивидуалист, индивидуализм. Что обозначают эти слова? Кого мы называем индивидуалистом?

Индивидуалист – человек, ставящий личные интересы выше интересов общества.

Значит, индивидуализм – это стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности в противопоставлении себя коллективу. Какое это качество – положительное или отрицательное – в человеке? Почему?

2. Анализируем прочитанное.

Сегодня мы продолжим разговор о романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Тема нашего урока: “Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова”.

Цель урока – проследить, как автор изображает зарождение и развитие теории Раскольникова, выявить мотивы убийства, понять, почему же Родион Раскольников совершил это страшное преступление.

1. Давайте вспомним, кто же такой Родион Раскольников? Что мы узнаем о нем буквально с первых же страниц романа? Дома я просила вас подумать, случайно ли Достоевский дает своему герою имя Раскольников Родион Романович.

2. Раскольниками в старину называли тех, кто вносил разлад в какую-либо организацию. То есть фамилия подчеркивает бунтарское начало, столь свойственное герою. Многие почитатели Достоевского размышляли над этим. Один из исследователей творчества – С.Белов – дал такое толкование имени героя - раскол родины Романовых.

3. Слово учителя.

Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, без мгновения покоя и отдыха – в исступлении, в глубокой задумчивости, в страстной и безграничной ненависти, в бреду – мечется по петербуржским улицам, останавливается на мостах, над темными холодными водами канала, поднимается по вонючим лестницам, заходит в грязные распивочные герой Достоевского. И даже во сне, прерывающем это “вечное движенье”, продолжается лихорадочная жизнь Раскольникова, принимая уже формы и вовсе фантастические.

“Давным-давно, как зародилась в нем эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения” - во что бы то ни стало, любой ценой, “ужасный, дикий и фантастический вопрос” гонит и ведет героя Достоевского.

4. Какой же вопрос замучил, истерзал Раскольникова?

Тварь я дрожащая или право имею?

И эти слова мы возьмем сегодня эпиграфом к нашему уроку.

5. Где зарождается теория Раскольникова?

Под нищенским потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория.

Внимательно прослеживает писатель её зарождение.

6. О чём упорно думает Раскольников?

Он думает о бедах несправедливо устроенного общества. Как же избавить людей от страданий?

Значит, Раскольников – человек, остро воспринимающий чужую боль.

Докажите это.

7. К какой мысли он приходит? Как делит человечество?

Человечество делится на 2 разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, таких, например, как Наполеон, которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь, если потребуется, и перед преступлением.

Как узнаем мы об этом?

Зачитать: “Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель… Так доселе велось и так будет всегда!” - утверждал Раскольников.

8. Что хочет доказать себе и окружающим Раскольников?

Он хочет доказать себе и окружающим, что он не дрожащая тварь, а прирожденный “властелин судьбы”.

9. Что отвечает Раскольников на вопрос Сони, что же делать, чтобы спасти страдающих и обездоленных?

Раскольников гордо отвечает: “Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Свобода и власть, а главное – власть! Надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!”

10. Какая идея зарождается в мозгу Раскольникова?

Убить злую, никому не нужную старушонку, жизнь которой на общих весах значит “не более, как жизнь вши”, а деньги её употребить во благо.

11. Значит, Раскольников идет на преступление ради денег?

Нет, не ради денег, для проверки своей теории идет он на чудовищный эксперимент – преступление.

12. Давайте попробуем выделить причины преступления.

В третьем абзаце автор раскрывает 2 причины преступления:

1). “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи…”

С чем связано такое состояние? – с психикой.

Значит, одна из причин – психологическая.

2). Читаем дальше: “ он был задавлен бедностью…”

какова вторая причина? Социальная.

3). Но какова главная причина преступления?

На протяжении 6 глав первой части романа в душе Раскольникова идет борьба. Между чем?

Между чувствами, совестью, природой человека и его умом, идеей, теорией.

В этой мучительной внутренней борьбе героя и проявляется одна из главных причин преступления – нравственная.

13. В чем причина неразрешимого, трагического конфликта героя с этим миром?

Найдите в тексте 1 главы ключевое слово, характеризующее мир, в котором живет главный герой, слово, объясняющее эту страшную теорию, возникшую в мозгу Раскольникова?

Таким словом будет “безобразный”. Что безобразного в этом мире? Безобразен Петербург с его улицами, страшной летней жарой, духотой, вонью из распивочных, безобразны пьяные люди, безобразна старуха-процентщица. Все это безобразие отталкивает от себя умного, гордого, красивого Раскольникова и вызывает в его душе безобразные чувства. Из этих чувств и рождается безобразная мечта.

14. Как вы понимаете это словосочетание?

Мечта – сделать людей счастливыми, стремление к добру.

Безобразная – чувство безграничного отвращения к тому, что он задумал.

Итак, в мозгу больного, голодного, доведенного до страшной нищеты человека зарождается чудовищная мысль: убить старуху, взять ее деньги, обреченные в монастырь, не для себя, для погибающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость.

Но пока это только идея.

15. А какие же обстоятельства подтолкнут Раскольникова на совершение преступления?

1). Знакомство с Мармеладовым, историей его жизни. Что же особенно возмутило Раскольникова в этой истории?

2). Письмо матери.

3). Встреча с обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре.

4). Подслушанный разговор офицера со студентом. Чьи мысли услышал Раскольников в их разговоре?

16. Почему же бунт Раскольникова именно индивидуалистический?

Он решает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как убежден, что “воля и разум сильной личности может осчастливить толпу”, что во имя великой идеи, во имя справедливости, кровь по совести может быть оправдана, разрешена, необходима.

17. Итак, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру. Имел ли он право совершить это преступление? Обратимся к эпиграфу…

18. Как правильно будет назвать Раскольникова – уголовным преступником или преступником в философском плане? Справедливо ли его деление людей на обыкновенных и необыкновенных?

19. Скажите мне, что же спасет наш мир, все человечество от бед, насилия, преступлений, войн, страшных болезней…

Вера в добро, справедливость, любовь к ближним, милосердие…

3. Домашнее задание:

1). Записать в тетради причины преступления Раскольникова и обстоятельства, подтолкнувшие его на совершение преступления.

2). Подумать, почему теория Раскольникова потерпела крушение.

А теперь я бы хотела, чтобы вы записали слова, взятые в эпиграф урока, и всегда помнили их, пусть они будут вашей путеводной звездой в жизни.