ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок музыки и литературы для учащихся 7-х классов "Наполним музыкой сердца!.."

Добавлено: 2021.04.22
Просмотров: 18

Закирова Альфия Рафагатовна, учитель музыки

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей развития авторской песни в нашей стране;
  • показать огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии;
  • раскрыть тематическое и эмоциональное богатство авторской песни;
  • выделить главные вехи в развитии этого жанра в нашей стране.

Задачи урока:

  • активизация познавательной деятельности учащихся (через создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);
  • усиление практической направленности (через создание презентации);
  • оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);
  • развитие творческих, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах);
  • формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку;

Методы, применяемые на уроке:

  • использование метода групповой, парной и индивидуальной работы;
  • проверка практических и общеучебных умений и навыков.
  • систематизация знаний об основных жанрах авторской песни и их создателях.

Учебно-материальное обеспечение:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация Microsoft PowerPoint,
  • стенды с фотографиями российских бардов,
  • книги о Б.Ш.Окуджаве, В.С.Высоцком, Ю. Визборе;
  • гитара, окруженная красными гвоздиками;
  • диски с авторскими песнями.

Ход урока

Эпиграф:

“Если музыкой сердце наполнится, если будут слова хороши,Значит, песня кому-то запомнится, значит, станет частицей души.Человеку без песни нельзя, без нее наши дни были б скучными…Песни и люди – друзья настоящие, неразлучные! ( М. Рябинин)

По ходу урока на экране проецируется презентация Приложение 1, посвященная российским бардам.

I. (Звучит песня О.Митяева “Как здорово” в исполнении учащихся)

– Сегодня на уроке мы поговорим о наших друзьях – авторских песнях. Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Этот жанр имеет и другие названия – бардовская песня, самодеятельная, туристическая, студенческая. Все эти названия говорят о самобытности и неординарности этого музыкального явления, не укладывающегося в одно определение. И, наверное, не столь важно, как назвать – авторская песня или самодеятельная. Главное – глубокое содержательное поэтическое слово и щемящее сердце простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары.

(звучит запись песни Ю.Кукина “За туманом”)

– Свое начало этот жанр берет в музыкальной культуре Древней Руси. Первые авторы – древние слагатели былин, певцы-сказители, украинские лирники. Авторская песня в России имеет особый смысл, так как на протяжении многих веков в профессиональной русской музыке главным было слово. Древняя Русь неразрывно связывала голос человека со звучанием инструментов, чаще всего струнных, и эта традиция не оскудевает и поныне.

– Поэтическое слово, звучащее под аккомпанемент гитары, роднит, сближает автора с аудиторией, помогает вникнуть в смысл песни, понять и принять ее. Недаром при определении сущности авторской песни Булат Окуджава сказал, что это “поэзия под гитару”, а Владимир Высоцкий говорил, что это “поэты, которые исполняют свои стихи под музыку”. Авторская песня – явление, прежде всего, литературное. Она пишется думающими людьми для думающих…

(Звучит песня О.Митяева “Давай с тобой поговорим” в исполнении учащегося)

– Авторская песня прошла большой и сложный путь: от полного неприятия запрета – к блестящему расцвету и признанию. Она стала своего рода протестом против поверхностного искусства, против имитации чувств.

– Люди разных профессий пишут песни. Почему? Что заставляет их это делать?

(Ответы учащихся)

– Каждый автор пишет о том, что его волнует, как он видит и понимает мир. Поэт размышляет о добре и зле, о смысле жизни, рассказывает о человеческих чувствах. Концерт любого барда – это не развлекательное шоу, это всегда душевный, искренний разговор со слушателями, это исповедь поэта. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли, как он несовершенен, в суете и спешке быстротекущего времени осознали себя в этом мире и постарались чуточку изменить его и самих себя.

II. (Звучит песня В. Высоцкого “Я не люблю”в авторском исполнении)

– Конечно, многие из вас узнали голос этого исполнителя: Владимир Высоцкий. Его по праву называют “сердцем” авторской песни, “обнаженной совестью нашей эпохи”. Качества его личности настолько уникальны, что его манеру исполнения и общения со зрителями повторить невозможно. Поражает его многотемье, калейдоскоп человеческих характеров, выхваченных из жизни. Он никогда не был альпинистом, но сколь поэтичны его песни о горах. Он никогда не был на войне, а ветераны писали ему письма, спрашивали, где он воевал, благодарили за военные песни.

– К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен В.Высоцкого пройти нельзя. И нельзя сделать вид, что их не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы. Лучшие песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На его песни можно опереться, как на плечо друга, потому что в них звучит надежность и правда.

(Звучит песня В.Высоцкого из к-ф “Вертикаль” – “Песня о друге” в исполнении учащихся)

– Творчество В.Высоцкого до сих пор продолжает оказывать влияние на развитие авторской песни. В те траурные июльские дни 1980 года, когда вся страна прощалась с талантливым актером и поэтом, поэтесса Белла Ахмадуллина сказала такие слова: “Дар Высоцкого – это дар нам, и мы приняли его с благодарностью и наслаждением, не обделив людей следующего времени, которым предстоит получать этот долгий подарок от наших дней”.

Звучит песня В.Высоцкого в авторском исполнении и на ее фоне учащийся читает стихи Б.Ш.Окуджавы: “Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад,

Может, кто намеревается подлить в его стихи елея…
А ведь песни не горят, они в воздухе парят,
Чем им делают больнее, тем они сильнее”.

III.

“Когда во всех концах державы, магнитной лентой шелестя,
Возникли песни Окуджавы, страна влюбилась в них, хотя…
Какая брань, какие клички тем песням выпали в свой срок…”

(Звучит песня Б.Окуджавы “Давайте восклицать!” в авторском исполнении)

– Булат Шалвович Окуджава родился в Москве в 1924 году. Из 9 класса он добровольцем ушел на фронт, был ранен. После демобилизации в 1945 году оканчивает школу и поступает на филологический факультет Тбилисского университета. Затем работает учителем в школе, редактором в издательстве “Молодая гвардия”, в “Литературной газете”. Первые его песни появились в 1956 году и уже к началу 60-х годов получили широкую известность.

– Булата Окуджаву можно по праву назвать “гражданином вечности”. В своем творчестве он продолжил традиции художественной культуры 19 века: это дух декабризма с его приоритетами чести и достоинства. Ключевые слова его творчества: Вера, Надежда, Любовь. Его песни отличает вера в творчество Разума, Доброты, Справедливости, Мудрости. Пленительна и обаятельна его манера исполнения:на первый взгляд непритязательная, а при ближайшем рассмотрении – тонкая, чувствительная, содержательная, завораживающая, доверительная. Его мелодии живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация. Они неразрывны друг с другом.

(Звучит песня Б.Окуджавы “Виноградная косточка” в исполнении учащегося).

IV. Еще одно имя, которое хотелось бы обязательно упомянуть на нашем уроке, принадлежит актеру, журналисту, драматургу, сценаристу, горнолыжнику, радисту, поющему поэту и барду – Юрию Визбору.

(Звучит песня Ю. Визбора “Домбайский вальс” в авторском исполнении)

– Вот что сказал о нем Булат Окуджава: “Юрий Визбор – личность в искусстве яркая, многогранная. Я уже не говорю о его первоклассных запоминающихся ролях в нашем кинематографе, о его документальных фильмах для телевидения – этих коротких рассказах о трудовых буднях – всегда маленьких открытиях человеческих характеров, о его прозе… Все это всегда было визборовским. Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство, – авторская песня, движение, одним из зачинателей которого он по праву является”.

“Струна и кисть, и вечное перо – нам вечные на этом свете братья!
Из всех ремесел воспоем добро, из всех объятий – детские объятья”.

(Ю.Визбор, 1981 г.)

– Он умер на взлете своего творчества, обуреваемый новыми планами и надеждами. Жизнеутверждающий, мужественный, обаятельный его талант находил и имел благодарную аудиторию. Популярность этого человека при жизни, оборвавшейся в 1984 году, когда Ю.Визбору только исполнилось 50 лет, была поистине фантастической. Его песни создавали подлинную романтику той, совсем не романтичной эпохи. Он ценил мужественных, сильных и добрых людей и сам был таким в своем искусстве. Ему были чужды громкие фразы. Его лирический герой как нельзя лучше соответствует сердечной музыке слушателей. Он естественен в своих песнях и открыт. Его песни манят теплом и гармонией слов и музыки.

(Звучит песня Ю.Визбора “Милая моя” в исполнении учащихся)

– Мы говорим, что время делает песни. Это верно. Но и сами песни чуть-чуть делают время. Входя в нашу жизнь, они не только создают ее культурный фон, но часто выступают как советчики, выдвигают свою аргументацию в тех или иных вопросах, а то и просто рассказывают. Они становятся “делателями жизни”, как и всякое иное искусство” (Ю.Визбор).

V. В истории российской авторской песни есть одно печальное событие, которое стало новой точкой отсчета в развитии жанра. В 1967 году студент 5 курса Куйбышевского (Самарского) авиационного института Валерий Грушин вместе со своими друзьями ушел в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. Проходя маршрут, ребята заметили, как недалеко от них перевернулась моторная лодка с детьми. Валера бросился в ледяную воду их спасать, но сам выплыть не смог. Его искали больше месяца – не нашли. Смерть Валеры потрясла весь институт. Он был душой компании, писал и пел песни – свои и других авторов. “Надо сохранить его песни и память о нем”, – решили друзья. Через год родился фестиваль авторской песни, где друзья продолжили дело погибшего. Вот уже более 40 лет живет этот фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Этот фестиваль является главным экзаменом и для известных авторов-исполнителей, и для тех, кто только еще начинает свой творческий путь. Приезжают туда люди со всей России, привозя свои песни.

– Бардовское движение в России имеет огромную популярность. Когда-то начатое В.Высоцким, Б.Окуджавой, Ю.Визбором, оно продолжает жить в творчестве современных авторов-исполнителей, среди которых можно назвать имена С.Никитина, О.Митяева, Ю.Кукина, С.Крылова, А.Городницкогои многих других.

– Традиции бардовской песни, бардовского движения нашли свое признание и в нашем родном городе Казани. Здесь живет много почитателей этого жанра. Некоторые из них, как Валерий Боков, сочиняют сами. Другие – как Владимир Муравьев, прекрасно исполняют песни известных авторов. Наш город часто посещают с концертами Олег Митяев, Юрий Кукин, Сергей Никитин и другие российские барды.

Все это говорит о том, что бардовское движение будет еще долго радовать всех нас и дарить нам новые песни и новые имена.

Все, кто непосредственно участвовал в проведении урока (исполнял песни, рассказывал об истории бардовской песни) получают оценки “отлично”.

Наш урок подошел к концу. Но наши встречи с авторской песней будут продолжаться и дальше.

В заключении послушайте песню казанского барда Валерия Бокова, которую он посвятил Булату Шалвовичу Окуджаве.

(Звучит песня Валерия Бокова “Музыка”)