3. Роман «Парфюмер» Структура При затруднении напомнить учащимся о романах 19 века (Гончаров, Толстой, Достоевский, Рабле). Образ главного героя Глава 5 Главы 8 Глава 9 Анализ 25-27 глав (жизнь в пещере, размышления Гренуя, его чувства) Можно показать кадры из фильма Часть 3 Сообщение учащегося о любви великого поэта к Лауре, чтение стихотворений Петрарка Глава 49 Сообщение «Мифологические истоки образа паука» (паук – творческая деятельность и мудрость, жестокость; в христианской традиции – образ дьявола) Работа со словарем В.Даля Аромат – благовоние, душистость, дух, приятный запах. Запах – дух, вонь, что слышится обонянием. Дух – запах, вонь, душа. Душа – жизненное существо человека. Метафорические модели запаха (предварительная исследовательская работа учащихся – 5 групп) 4. Выводы Дискуссия Представления Гренуя о Боге 5. Домашнее задание | - Обратимся к структуре романа. Из скольких частей состоит произведение? Краткое содержание каждой части. Итак, роман включает в себя 4 части: 1. Рождение главного героя. Жизнь в доме мадам Гайар. Работа в кожевенной мастерской. Изучение основ парфюмерного дела у Бальдини. 2. Путешествие в город Грасс, занявшее 7 лет. Жизнь в пещере. Возвращение к цивилизации. 3. Работа в Грассе на парфюмера Дрюо. Совершение серии убийств молодых женщин с целью завладения их запахами. Убийство Лауры Риш, за которое Гренуй попадает в тюрьму. Отмена казни, путешествие в Париж. 4. Возвращение в Париж. Убийство Гренуя шайкой клошаров и разбойников. Таким образом, мы с вами прослеживаем жизнь главного героя, начиная с момента рождения и заканчивая его смертью, при этом знакомимся с его жизненными впечатлениями, взглядами. - Вспомните жанровые разновидности романа, попытайтесь определить, какие жанры включает в себя роман Зюскинда? Докажите примерами из текста.  - При каких обстоятельствах Гренуй появляется на свет? (учащиеся должны отметить ключевое слово «клоака») - Опишите сиротское существование Жана-Батиста (монастырь Сен-Мерри, патер Террье, пансион мадам Гайар). (необходимо сделать акцент на том, как герой постепенно обнаруживает у себя уникальный дар различения запахов (обонятельный эквивалент абсолютного слуха), как запахи становятся его страстью, смыслом его жизни). - Первое убийство. Чем привлек аромат юной девушки? Можно ли оправдать Гренуя за совершенное убийство? Обоснуйте свою точку зрения. (Заветная мечта Гренуя - создание совершенных духов, которые будут вызывать всеобщую любовь. Он знает, какими они должны быть: именно такой аромат исходил от юной девушки, шедшей вечером по улице Марэ. Он расслышал его с другого берега реки, ему достаточно было тончайшего следа в воздухе. Это был аромат чистой красоты, и в самом принципе ее запаха Гренуй нашел точку опоры для своего внутреннего мира, мира обоняния. Он убил девушку и «вынюхал ее до дна» - это было убийство на почве запаха). Проследите действия героя после преступления, как меняется его мир запахов, как ведется работа «по возведению зданий запахов» (своеобразная игра в кубики). - Получив азы парфюмерной технологии, Гренуй отправляется в Грасс. (Гренуй посылает невидимых слуг «в кладовые, дабы из великой библиотеки запахов доставить ему тот или иной том» и приказывает «им спуститься в подвал, дабы принести ему питье». Потом они возвращаются, «держа на невидимом подносе эту книгу запахов. Невидимые руки в белых перчатках подносят драгоценные бутылки, очень осторожно снимают их с подноса; слуги кланяются и исчезают». Гренуй «открывает первую бутыль, наливает себе бокал до краев, подносит к губам и пьет. Одним глотком он осушает бокал прохладного запаха, и это восхитительно!». Он осушал этот бокал и одновременно раскрывал книгу и начинал читать о запахах своего детства, о школьных запахах, о запахах улиц и закоулков города, о человеческих запахах …когда отвращение пересиливало интерес, он просто захлопывал ее, откладывал прочь и брал другую. Попутно он беспрерывно пригубливал благородные ароматы). - Какое открытие делает Гренуй, живя в пещере, вдали от всяких запахов? ( не издает никакого запаха). Почему это открытие приводит героя в ужас? - Итак, изучив сложные парфюмерные технологии, Гренуй ставит собственные эксперименты и в результате приходит к мысли о создании «женской эссенции», вызывающей сильную любовь, похоть, желание. Каким образом создается «женская эссенция»? (особое внимание уделить действиям, которые совершает Гренуй.) - Последней жертвой становится Лаура Риш. Определите истоки образа, его значение в романе. Почему именно Лаура становится последней жертвой Жана-Батиста? (Лаура – символ блаженства, любви, чистоты, страдания и радости. В романе Лаура – материал, средство достижения цели, и в то же время Лаура – универсальный аромат, красота. Она становится последней жемчужиной, венцом всей коллекции ароматов Гренуя). - Каков результат эксперимента Гренуя? Какой аромат получает герой произведения? Каков итог исканий Жана-Батиста? (Подводим учащихся к выводу о том, что мир для Гренуя – сумма запахов, вонючая клоака, из которой он и появился на свет. Гренуй – гений, художник, творец («И Великий Гренуй видел, что это хорошо, весьма, хорошо… И под этой лаской цветы источали аромат и смешивали мириады своих ароматов в один, переливающийся всеми оттенками, но все же единый в постоянной изменчивости универсальный аромат, воскуряемый во славу ЕГО, ВЕЛИКОГО, ЕДИНСТВЕННОГО, ВЕЛИКОЛЕПНОГО ГРЕНУЯ, и, восседая на троне золотого ароматного облака, он снова втягивал в себя это благоухание… - Вот, Я сотворил великое дело, и Я вполне доволен»). Как и всякий художник, он не воспринимает грубость мира. Жан-Батист в силу своей природы стремится к миру, но все его попытки приводят к изоляции). В связи с этим целесообразно рассмотреть образы паука и клеща, возникшие в начале романа (глава 4). Анализ финала романа. Почему толпа разорвала Гренуя? - Строим синонимический ряд к названию романа. Исследовательская деятельность (роль данных слов в идейно-художественном своеобразии романа).  (Еще акцентировать внимание учащихся на Гренуя – творца, глава 49). - Архитектурная (построение «настоящего» здания предвосхищается игрой ребенка в кубики: «Это были причудливые фантазии, он создавал и тут же разрушал их, как ребенок, играющий в кубики, - изобретательно и деструктивно, без различимого творческого принципа»). - Модели «Библиотека» и «коллекция вин» (Гренуй в пещере). - Пейзажная модель и модель творца. - Музыкальная модель (глава 5). Герой Патрика Зюскинда лишен материнской любви, семейного тепла, дружеского участия и всякого представления о Боге. Армат как пропуск в мир людей, в мир красоты, тепла, человеческих отношений, в мир вообще, в мир, который его отверг. Гренуй реализовал предложения мира (создал эликсир любви), но мир обманул, не принял Гренуя. Жан-Батист – жертва мира. Почему мир отверг героя? Вспомните слова А.С. Пушкина в трагедии «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Подтверждает или опровергает автор данную формулу? Обоснуйте свою точку зрения. От чего предостерегает Зюскинд современного читателя? История Жана-Батиста Гренуя читается и как предостережение о преступлении, таящемся в разрыве с природой, в безжалостном насилии над ней, в стремлении человечества присвоить, поглотить ее красоту, в забвении заповедей смирения и воздержания, в самодовольном и ненасытном тщеславии обладания, разъедающем нашу цивилизацию. 1.Сочинение-рассуждение: «Поистине, все зло мира проистекает из одного источника, и этот источник – вакуум человеческой любви к Богу и ближнему». 2. Роман П.Зюскинда «Парфюмер» и его киноверсия (рецензия, реферат). |