ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Методический практикум "Изучение функциональных особенностей синтактических конструкций русского языка с учетом возрастных и програмных критериев"

Добавлено: 2020.12.18
Просмотров: 14

Харькова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Изучение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка с учётом возрастных и программных критериев.

Методический практикум.

Блок Класс Тема Литературный материал
1 5 класс Порядок слов в предложении, логическое ударение, инверсия. Былина “Вольга и

Микула Селянинович”

2 7 класс Роль различных предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске в речи литературных героев Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”
7 класс Функциональные особенности причастных и деепричастных оборотов Крылатые выражения. Поэма М.Ю. Лермонтова “Мцыри”
3 10 класс Синтаксические средства реализации сентиментальной экспрессии. “Новый слог” русской литературы. “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина
10 класс Комплексный лингво-смысловой анализ поэтического текста Стихотворение В.В. Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”

Методический практикум “Изучение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка с учетом возрастных и программных критериев” – иллюстрация системы интегрированных уроков по русскому языку и литературе. Каждый блок практикума представляет собой фрагменты уроков по теме “Синтаксис”.

Цель учителя-словесника – не только научить детей свободно владеть родным языком практически, но и объяснять языковые явления.

Учитывая, что предложение представляет собой основную единицу связной речи – наименьшую единицу для общения и выражения мысли, она и является наиболее изученным объектом синтаксиса.

В гораздо меньшей степени изучена функциональная направленность синтаксических конструкций русского языка. Этот аспект в изучении синтаксиса нам показался интересным для исследования, поэтому данной темой мы стали заниматься более глубоко. Тем более, что особенностью преподавания в классах с углубленным изучением русского языка и литературы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции.

Объект исследования: функционирование синтаксических единиц в текстах художественных произведений, изучаемых по программам под редакцией М.Б. Ладыгина для социально-гуманитарного профиля и под редакцией Т.Ф. Курдюмовой для общеобразовательных классов.

Предметом исследования в нашей работе являются синтаксические единицы языка и их функции в тексте.

Мы выделяем основные цели и задачи:

  • выявить систему синтаксических средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста;
  • способствовать формированию, у учащихся, понятий функциональных особенностей синтаксических единиц современного русского языка;
  • создавать условия для реализации творческих возможностей учащихся и применения полученных знаний на практике.

Анализ художественного текста включает исследование как идейно – тематического содержания, так и синтаксической организации. В ходе лингвистического анализа мы можем наблюдать, как языковая система реализуется в речи и на синтаксическом уровне, как с помощью синтаксических средств языка создается произведение словесного искусства.

В ходе работы мы используем следующие приемы, направленные на освоение функциональных особенностей синтаксических конструкций русского языка:

  • стилистический эксперимент – поиск возможностей замены одной единицы другой в рамках отдельного текста с целью выявления функциональной нагрузки изучаемых синтаксических конструкций (на примере былины “Вольга и Микула Селянинович” в 5 классе);
  • метод синтетического анализа и метод самостоятельного обобщения и конструирования предложений (на примере крылатых выражений, отрывков из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” в 7 классе);
  • поисково-исследовательский и семантико-стилистический методы: разыскание тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов-слов, оборотов, синтаксических единиц. В процессе применения данного метода мы учитываем:

а) отступление от языковых правил;

б) возможность индивидуальной многозначности устойчивых сочетаний в тексте (при изучении синтаксических средств реализации сентиментальной экспрессии в “Письмах русского путешественника” Н.М. Карамзина, в ходе лингво-смыслового анализа стихотворения В.В. Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” (в 10 классе);

в) метод количественного анализа текста, когда количественные показатели, количественные закономерности являются сигналом определенного качественного своеобразия синтаксических средств языка (в 7 классе на примере сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и в 10 классе при анализе “Писем русского путешественника” Н.М. Карамзина).

При работе с текстом мы учитываем следующие моменты:

  • текст должен быть интересен учащимся с точки зрения идейно-тематического содержания;
  • текст должен содержать определенное (оптимальное) количество исследуемых единиц.

В соответствии с программой по русскому к урокам учащиеся должны владеть теоретическими знаниями по разделам синтаксиса простого и сложного предложений.

В рамках школьной программы по литературе в 5 классе учащиеся должны:

  • определять род и жанр литературного произведения;
  • понимать и уметь использовать при изучении произведений литературоведческие понятия;
  • уметь правильно и выразительно читать вслух фрагменты художественного текста;

в 7 классе:

  • находить основные художественные приемы и средства создания характеров в литературном произведении;
  • делать самостоятельно устное сообщение;
  • самостоятельно подбирать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос;

в 10 классе:

  • самостоятельно анализировать литературное произведение;
  • определять принадлежность творчества писателя к тому или иному литературному направлению.

Виды деятельности:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

В результате такой работы учащиеся приобретают навыки исследования при изучении литературного произведения, развивается устная и письменная речь, языковое чутье, творческие способности учащихся.

Приложение