ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Лирическая песня"

Добавлено: 2020.06.19
Просмотров: 7

Макаренко Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Ведущий:

Мы приглашаем вас в мир многообразного народного песенного творчества, лишь приоткрывая завесу над богатейшим миром народной песни, которая создавалась самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии, поэтому и существует множество песенных жанров: исторические и любовные, ямщицкие и разбойничьи, рекрутские и духовные, обрядовые, трудовые, игровые, плачи и заклинания, частушки.

Сегодняшний разговор о песне лирической.

Эпиграф.

Покажите мне народ, у которого бы больше было песен… По Волге, от верховья до моря, по всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное дворянство и недворянство – лети под песни ямщиков.

Н.В.Гоголь.

Чтец:

В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время многих людей, т.к. каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по–настоящему народной.

Чтец:

В лирических песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле, различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические песни протяжные, грустные.

Участники исполняют песню “Тонкая рябина”:

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?

А через дорогу
За рекой широкой
Также одиноко
Дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, судьба такая, –
Век одной качаться.

Чтец:

Незаписанные песни передавались от одного поколения к другому, от одного исполнителя к другому. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые молодые поэты. Такой поэтессой, автором и хранительницей народных плачей (“воплей”) была простая крестьянка Ирина Андреевна Федосова. С ее слов записано более 30 000 стихов, а у Гомера в “Илиаде” только 27 815.

Ведущий:

И среди вас, ребята, есть талантливые исполнители.

Назвать кого–то из учащихся (если такие есть), предложить ему исполнить песню.

Чтец:

Говоря о народных песнях, отметим, что многие из них любимы и исполняемы жителями разных районов, областей. Но вместе с тем существуют песни жителей той или иной области, отражающие особенности быта, своеобразие исторически сложившегося народного характера.

Послушайте свадебную песню Владимирской области “Земляниченька.” (Величальная песня невесте.)

Земляниченька спела, зрела
На пригорочке росла.

Припев:

Цветочек, цветик аленький,
Ро–розовый, малиновый.

На пригорочке росла
Против солнечна луча.

Припев.

Против солнечна луча
У нас Марья хороша.

Припев.

Словно белый снег, она бела,
И румяна, как заря.

Припев.

Во маменьку пригожа,
Во тятеньку хороша.

Припев.

Чтец:

В народе бытует не только собственно-народные лирические песни, но и песенные переработки стихотворений поэтов. Такое стихотворение, начиная жить жизнью народной песни, становится частью народной поэзии, открывает от имени своего автора.

Так произошло и с песней “Тонкая рябина”, которую вы уже прослушали, и со многими другими песнями: “Славное море – священный Байкал”, “Среди долины ровная”, “Вечерний звон”, “Буря мглою небо кроет”, “Выхожу один я на дорогу”…

Ребята слушают одну из песен в записи или исполняют сами.

Чтец:

Мы говорили о том, как стихи поэтов становились народными песнями. Но и народные песни, обработанные поэтами, украшали страницы художественных произведений.

К плачам Ирины Федосовой обращался Некрасов. Создавая в поэме “Кому на Руси жить хорошо” образ крестьянки, поэт включил народную песню “Снится мне месяц”.

Девушка речитативом исполняет народную песню:

Снится мне, младшенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку:
Свекор–батюшка по сеничкам похаживает,
Сердитый по новым погуливает.

Стучит–гремит, стучит–гремит,
Снохе спать не дает:
“Встань, встань, встань ты, сонливая!
Встань, встань, встань ты, дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!”
Спится мне, младшенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку.
Свекровь–матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает.
Стучит–гремит, стучит–гремит,
Снохе спать не дает:
“Встань, встань, встань ты, сонливая!

Встань, встань, встань ты, дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!”
Снится мне, младшенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку.

Мой любезный по сеничкам похаживает,
Легонько, тихохонько поговаривает:
“Спи, спи, спи, спи ты, моя умница,
Спи, спи, спи ты, разумница!
Загонена, Забронена, рано выдана.”

Включая народную песню “Снится мне месяц” в поэму, Некрасов опускает в ней последние строфы, где говорится о том, что только муж жалеет жену. Почему? Зачем?

Вероятно, для того, чтобы ярче показать, насколько тяжело, трудно жилось женщине–крестьянке на Руси.

Чтец:

Имя Николая Алексеевича Некрасова тесно связано с Владимирским краем. В Муромском уезде находилось небольшое имение поэта – деревня Алешунино, доставшееся ему от отца. Иногда Некрасов бывал здесь, охотился во владимирских лесах.

В настоящее время в школе села Алешунино силами учащихся и учителей создан небольшой музей, где собраны материалы, связанные с пребыванием Николая Алексеевича Некрасова в этих местах.

Чтец:

Послушайте широко известную и любимую русскими людьми песню на слова Николая Алексеевича Некрасова, которая стала поистине народной.

Приглашаем всех подпевать.

Чтец:

Н.А.Некрасов бывал и в Мстере близ Вязников, где крепостной крестьянин Александр Кузьмич Голышев организовал производство лубочных картинок и книг. Сын Голышева – Иван – так рассказывал об одном из проездов Некрасова:

“Летом 1861г. К нашему дому подъехала дорожная коляска, запряженная не то тройкой, не то четверкой лошадей. Из коляски вышел господин невысокого роста, с бледным лицом. Он объяснил, что нарочно заехал в Мстеру, чтобы узнать об офенях, так называли бродячих торговцев, и о книжной торговле, которую они производят”.

Чтец:

“…Напившись чаю, он попросил показать ему наш магазин. В магазине он внимательно пересматривал народные книги и картины. При этом он сообщил мне о своем намерении заняться изданием для народа особых книжек, которые он предполагал составлять из своих стихотворений и распространять через офеней”.

Чтец:

Говоря о лирической песне, нельзя не сказать о литературно–творческой деятельности нашего земляка Алексея Фатьянова. Центральное место в его творчестве занимала песня. В песне он нашел себя как поэт, в ней с наибольшей полнотой проявился самобытный талант лирика. Многие из его песен заслужили всеобщее признание, вошли в быт народа.

Чтец:

Фатьянов Родился в 1919 году в селе Малое Петрино, ставшем частью Вязников. Детство и юность прошли в певучем соловьином краю, в окружении лесов клязьминской поймы.

Там под липами,в старом доме,
Я родился в голодном году.
Там навек полюбил я гармони,
Соловьев и берез красоту.

Чтец:

И позднее, когда Фатьянов шагнул в большую жизнь и подолгу не бывал дома; память о родном крае, пленившем его рассветными туманами, синевой простора, медовыми запахами трав, не оставляла поэта:

Любимый край!
С прилетом журавлей
И с ветром, пробирающим до дрожи,
Ты для меня, всех краше и милей,
Всех лучше,
Ласковей,
Дороже.

Чтец:

Поэзия Фатьянова наполнена живыми соками действительности. В свое творчество, как об этом хорошо сказал Лев Ошанин, он принес цвет владимирских вишен, голос деревенской тальянки, владимирский пейзаж и основной образ своего героя – русского простого паренька, веселого насмешника, доброго задушевного товарища, смелого солдата.

Слушают песню “На солнечной поляночке”.

Чтец:

После вязниковской десятилетки Фатьянов окончил студию имени Дьякова при театре Красной Армии в Москве, получив звание актера, затем учился в Литературном институте имени Горького. В 1940 году рядовым солдатом участвовал в финской компании.

Чтец:

Рождение Фатьянова как поэта–песенника связано с памятными событиями великой отечественной войны. В годы ее суровых испытаний он был литературным работником ансамбля Советской Армии имени Александрова и корреспондентом фронтовой газеты “За Родину”. В местах горячих схваток с фашистами, в непосредственном общении с героями фронта и тыла и слагались его стихи и песни.

Учащиеся слушают одну из лучших фронтовых песен Фатьянова “Соловьи” (музыка В.Соловьева–Седого).

Чтец:

Вот и окончилась война. Полмира прошедший солдат вернулся в родные места. Но война не забыта. Не забыты и те, с кем довелось делить ее тяготы и опасности.

В чудесной песне “Где же вы теперь, друзья–однополчане?” Фатьянову и композитору Соловьеву–Седову удалось передать покоряющее чувство беспримерной солдатской дружбы, испытанной миллионами участников Великой Отечественной войны.

Учащиеся слушают песню “Где же вы теперь, друзья–однополчане?”

Чтец:

В послевоенный период творчества Фатьянов “освоил” новую массовую форму песенного общения с народом – кино. Его песни поются в таких известных кинофильмах, как “Небесный тихоход”, “Большая жизнь”, “Весна на Заречной улице”, “Дом, в котором я живу”, “Солдат Иван Бровкин”, “Иван Бровкин на целине” и др.

Чтец:

Песни Фатьянова органически входят в кинофильмы, становясь их неотъемлемой составной частью. И надо отметить, что эти песни сошли с экранов и зажили активной жизнью народной массовой песни.

Чтец:

Все знают “Перелетных птиц” (музыка Соловьева–Седого) из фильма “Небесный тихоход” по врезавшемуся в память припеву с лексическими повторами:

Потому, потому, что мы пилоты,
Небо наш ,небо наш родимый дом.
Первым делом, первым делом самолеты,
Ну, а девушки? – А девушки потом.

Чтец:

Подхвачены слова песни солдата Ивана Бровкина – “Ромашка моя” – о русской девушке в кофточке белой.

Чтец:

В послевоенные годы Фатьянов часто бывал во Владимире. Он встречался здесь с рабочими фабрик и заводов, с учащееся молодежью, помогал местным писателям добрым советом. В 1955 году во Владимирском издательстве вышла первая книга стихов и песен Фатьянова “Поет гармонь”.

Чтец:

В 1959 году город Владимир отмечал свой славный юбилей – 850–летие. Фатьянов подарил юбиляру песню. Расцветай, наш край Владимирский (музыка А.Новикова), прочно вошедшую в репертуар местных хоров:

Расцветай, наш край Владимирский,
Белым садом расцветай.
Мы с тобою вместе выросли,
Наш родимый, отчий край.

Чтец:

Фатьяновские стихи и песни звучат торжественно, брызжут весельем, иронией, каламбуром, трогают легкой грустью, печальным раздумьем, душевной сосредоточенностью. Они опираются на вековые, творчески освоенные традиции народной и классической песенной поэзии.

Чтец:

А.Фатьянов умер 13 ноября 1959г. – 40 лет от роду. При жизни критики писали о нем очень мало, но его песни пели и поют все. Это и есть самое убедительное доказательство талантливости человека, имя которого с благодарностью будут вспоминать наши потомки.

Чтец:

“Ты родился, – говорил Фатьянов, – ты маленький гражданин очень, очень большой страны, слышишь первое – колыбельную песню матери. Ты растешь в детском саду, в школе – ты поешь песни, гордые, широкие, радостные. Ты вырос, поступаешь в институт или работаешь бригадиром в своем родном колхозе, токарем, слесарем, мастером на заводе, уходишь ли в недра земли, летишь ли в просторное небо на самолете – ты поешь…Ты полюбил первой, светлой любовью – ты поешь. А свадьба? Разве бывает свадьба без песни? А наши праздники? Как хорошо поются в эти радостные дни хорошие вольные песни!”

Чтец:

Песня знает цену подвигу, досугу, любви. Вместе с народом она бессмертна. Человек может погибнуть, песня ж, хоть сожги ее, живет”.