ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в начальной школе по теме: "Наблюдение над буквосочетаниями ЖИ-ШИ" во 2-м классе по ОС "Школа-2100"

Добавлено: 2020.06.13
Просмотров: 11

Рожкова Елена Алексеевна, учитель информатики

Цели урока:

  1. Наблюдать за буквосочетаниями ЖИ- ШИ, соотнесение произношения и написания.
  2. 3акреплять навыки начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствование навыка письма в одну линейку.
  3. Повторить понятие звук и буква, звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
  4. Развивать и совершенствовать умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко- буквенный анализ слов.
  5. Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся.
  6. Продолжить работу в группах с разноуровневыми заданиями: репродуктивного и творческого характера.

Оборудование.

  1. Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями.
  2. Памятка звуко- буквенного разбора слов.
  3. Бунеева Р.Н. и др. Русский язык 2 класс. – М.: Баласс, 2003. – 145с.
  4. Комиссарова Л.Ю. – Дидактический материал по русскому языку 2 класс. М.: Баласс, 2003. – 124 с.
  5. Тетрадь по чистописанию для 2кл.( М.А. Яковлева)

Наглядность.

  1. Таблица слогов, словарных слов.
  2. Иллюстрации к отгадкам.
  3. Сказочные персонажи,произносящие звуки О, И, У, А.

Литература.

  1. Кульгильдинова Т.А. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 1989. – 324 с. 2.Сборник упражнений по русскому языку. Авторы Т.Вахрушева, Е.Попова.
  2. Учебное пособие для начальной школы.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка

1. Организационный момент.

Вот книжка на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
И как обычно, откройте тетради и запишите число.

2. Чистописание. (стр.119 урок 41)

- Какую букву будем писать? Назовите ее. Из каких элементов она состоит?

Какой звук обозначает? Сочетание?

- Чем отличаются буквы первой строчки? (Жи, ши - проблемный) - Скажите с какой буквой не дружат согласные ж и ш? Кто догадался?

З. Введение в новый раздел. (В руках у учителя микрофон)

- Внимание, внимание! Сегодня перед вами выступают звуки. Ой, ребята, микрофон перестал работать. Как же вы узнаете, кто сегодня будет выступать?

- Ничего страшного, ребята, я вам буду показывать картинки, а вы посмотрев на них узнаете эти звуки. (Показываю иллюстрации со сказочными персонажами, дети называют звуки а, о, и, у).

- Какие звуки вы назвали? (Гласные).

- Почему мы их так называем?

- Что вы знаете о гласных звуках?

- А вот из этих слов убежали гласные буквы, догадайтесь какие и верните их на место, (на доске записаны буквы).

нрд, лфвт, фмл, днжд, клсс.

4. Словарная работа, (ученики самостоятельно записывают слова), народ, алфавит, фамилия, Отчизна, однажды, класс (самопроверка с доски).

- Назови двусложные слова?

- Сколько в слове слогов? Как узнали? Устно разделите на слоги.

- Все ли слова можно перенести с одной строки на другую? Какие перенесли?

5. Работа по учебнику.

- А теперь давайте обратимся к иллюстрации в учебнике стр. 100. - Рассмотрите кадр фотопленки. - Чем занимаются дети? (Дети играют)

- Какие звуки сопровождают их действие? (ш- ш- ш, з- з- з, ч- ч- ч)

- Как называются? (Согласные)

Ученик:

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь (Берестов).

- А какие особые согласные вы знаете? (Ж, ш, ц, ч, щ, й)

- Да, среди согласных звуков есть такие, которые не имеют пары по мягкости [ж],[ш], [ц], а другие бывают только мягкие. И они требуют особого внимания со стороны гласных: с одними гласными дружат, а с других просто никогда не подпускают к себе.

6. Сообщение темы урока.

- Скажите, с какой буквой не дружат шипящие ж, ш? Упражнение по учебнику, (стр.100 упр. 162)

- Давайте понаблюдаем за согласными, (Выполняется по заданию).
Прочитай слоги.

Бы - би мы - ми
Ны - ни ды - ди
Сы - си жи - жи
Ты - ты ши - ши

Каждый слог находится на своем месте? А последние два слога? Правильно ли они написаны ? Вспомните, что вы знаете о правописании этих слогов.

- Ребята? А вы хотите узнать почему жи- ши пишутся с гласной и?

- Посмотрите сказку «Про шипящие».

Инсценирование сказки.

Жили- были на свете шипящие ж, ш - неразлучные друзья.

Всюду они ходили парой - никогда не расставались, а неподалеку жили гласные у, ы, и, а, е.

Жили очень дружно. И вот однажды

«Давайте поиграем в прятки» – предложили буквы.

Считалка.

Ежик, ежик, чудачок.
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать.

Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их будут искать. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих. Вот только никак не могут найти гласную ы.

Искали - искали, с ног сбились, до вечера искали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать.

Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего дома и видят, что ы , как ни в чем не бывало сидит, смеется и пьет чай. Обиделись шипящие - с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

И с этого времени ш и ж пишется с и.

- Итак ребята, давайте вернемся к вопросу, который я задала в начале урока. Так с какой гласной не дружат согласные ж и ш?

7. Работа по группам (разноуровневые задания).

8. Физминутка.

У шиповника цветы
Просто чудо красоты.
Яркие, пахучие
Аи, аи, аи! Колючие!

- Откуда получил свое название шиповник? Что вы знаете об этом кустарнике?

Плоды шиповника обладают лечебным свойством. В них очень много витамина С. Из цветов готовят чай. У этого растения лечебным свойством обладают все части растения- корни, стебли, цветки.

9. Коллективная работа.

1). Задание: припишите справа или слева к сочетаниям жи, ши слоги из данного набора так, чтобы получились слова. ПЫ, ЛУ, НО, ЛО, ША, ЛА, ПИ. Проверка. Кто больше придумал слов.

2).3вуко- буквенный анализ слова лыжи, (один ученик у доски). Памятка в учебнике.

10. Итог урока.

- Над какими буквосочетаниями наблюдали на уроке?

- Что интересного узнали?

11.Домашнее задание, (по группам)

Составить предложение с сочетаниями. Упр. 164 стр.101.

Приложения