ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Воспитание – это прививка нравственности

Добавлено: 2020.06.06
Просмотров: 10

Габерман Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Хороший учитель! На эту тему говорить и очень трудно, и очень приятно. Трудно потому, что ответственно, потому что речь идет о человеке, который всегда и во всем должен быть примером, о таком человеке, которому каждый, кто бы он ни был, благодарен всю жизнь. А приятно потому, что говоришь и думаешь об одной из самых человечных профессий - о человеке, с которым связано множество теплых и радостных событий. Специальность педагога - одна из самых романтических: вас ждут здесь каждый день, на каждом шагу самые чудесные и вдохновляющие открытия. Вот перед вами маленькие девочки и мальчики, сидящие за партами. Они растут, вы отдаете им частицу своего сердца, своей души и видите, как они выходят в жизнь, становятся замечательными людьми - тружениками врачами, педагогами, гражданами своей страны. Если назвать главное, что должно быть в хорошем учителе, то это главное, пожалуй, можно определить так: человечность в самом высоком смысле слова. В одном фильме учительница произносит, обращаясь к детям, такую фразу: " Я научу вас читать, писать и - мечтать". По-моему, в этих словах - суть хорошего учителя. Да, не только читать, писать, но и мечтать! Педагог, обучая ребенка грамоте, физике, химии и другим наукам, ведет его к самой высокой цели - учит его быть человеком-гражданином, полезным человеком нашего общества. Мне кажется, что если человеку внушать хорошее и делать это от чистого сердца, то любой, даже самый плохой человек переменится, только надо делать это от чистого сердца! Учитель должен обязательно помнить свое детство, юность, свои слабости, ошибки, чтобы легче находить общий язык с учениками.

Вот уже 22 года я работаю в школе. Перед глазами будто кадры киноленты: первые уроки, первый выпускной класс: Я счастливый человек, потому что в моей семье царят взаимопонимание, терпение, любовь. Появление на свет детей прибавило е много вопросов: имею ли я право воспитывать, как воспитывать, кто кого воспитывает? Именно желание получить ответы определило мой окончательный выбор: я буду учителем, несмотря на все трудности, потому что хочу, чтобы в мире стало больше порядочных, добрых, культурных людей, чтобы мои дети жили в обществе благородных, высоконравственных, духовно богатых и здоровых людей. Да, совершенства в мире нет, но каждый должен самосовершенствоваться, стремиться улучшить свою человеческую природу, а учитель тем более. Эту мысль - о духовном и нравственном самоусовершенствовании - я стремлюсь донести до своих учеников. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Человек вырастает личностью, если определит свою жизненную цель и пути ее достижения. Люди такой категории вызывают интерес общества, они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они отзывчивы и умеют любить. Моя педагогическая философия - воспитать именно таких - жизнелюбивых, честных, активных и добрых. Кроме этого, большое значение имеет культура семейных отношений. Настоящее материнство и отцовство - это труд души и только потом рук. Только перестав относиться к школе как посторонние наблюдатели, родители смогут стать союзником педагогу.

Д. С. Лихачев рассматривал процесс воспитания и образования как приобщение человека к культурным ценностям и культуре родного народа и человечества. Образование Д.С.Лихачев не мыслил без воспитания. "Главная цель средней школы - воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание - это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Но вторая цель, теснейшим образом связанная с развитием нравственного режима жизни, - развитие всех способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному индивидууму". С культурой Лихачев тесно связывал понятие интеллигентности, характерными чертами которой являются, по его мнению, стремление к расширению знаний, открытость, служение людям, терпимость, ответственность. Обращение к творческому наследию ученого, содержащему огромный духовно-нравственный потенциал, актуально сегодня как ориентир в поиске путей выхода современной педагогики из кризиса в вопросах воспитания подрастающего поколения. Образование - это есть взращивание, обучение и воспитание Человека. Любые школьные уроки - по литературе и истории, географии и биологии и т. д. - должны быть уроками отношения к миру, к природе, к ценностям культуры, к обществу. Но, может быть, главным результатом школьного образования надо считать способность человека различать добро и зло.

Я постоянно в поисках особых методов и приемов, которые позволят мне неназойливо, ненавязчиво учить их самому главному, помогут как можно большее количество детей "заразить" добрым, вечным, мудрым. Думаю, это самая главная задача на сегодняшний день каждого учителя, каждого человека: вложить свою лепту в создание пространства высокой культуры вокруг ребенка, расширить это пространство, то есть как пишут, как говорят, сделать все, чтобы мир стал лучше. Именно поэтому одной из главных проблем, над которой работаю, является проблема воздействия уроков литературы и русского языка на духовное и нравственное развитие учащихся. Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. Во время путешествия по стране Знаний, по стране Литературии под руководством талантливого, доброго проводника создается тот нравственный фундамент, который сохранит человеческое в человеке в моменты жизненных испытаний. Убеждена, что нет плохих детей. Есть плохие взрослые, испортившие детям жизнь, заставившие их самостоятельно решать свои проблемы.

Меняются в школе программы, пишутся новые учебники, но в одном школа неизменна: во все времена главным лицом в классе является учитель, и он мечтает повториться в своих учениках. Некоторые мои ученики выбрали профессию учителя (Кузнецова Наталья Валерьевна, педагог-психолог школы №2), некоторые учащиеся успешно учатся в высших учебных заведениях г. Новосибирска, заканчивают с красными дипломами (Александрова Рая - Государственная Медицинская академия, Шель Ольга Викторовна - Педагогический колледж). Встречаясь с детьми, никогда не забываю, что они не готовятся к жизни, а уже живут. И у них есть все: победы и поражения, любовь и предательство, горечь и радость. Да, мне важно, чтобы из стен школы вышел выпускник, хорошо знающий мой предмет, но еще важнее, чтобы в большую жизнь ушел Человек.

А.С.Пушкин создал краткий курс педагогики. Всего 6 строк - куда короче, но в них все искусство воспитания! Он записал их в альбом семилетнего мальчика Павлуши Вяземского.

Душа моя, Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный...

Учитель! Какая прекрасная профессия! Настоящий учитель... По-моему это прежде всего человек честный, требовательный, справедливый, гуманный.