ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-экспедиция по теме: "Причастие"

Добавлено: 2020.05.19
Просмотров: 5

Обидченко Вера Витальевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • повторение изученного по теме “Причастие”,
  • воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.

Оборудование: репродукция картин художников о временах года и природе; стихотворения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели и этапов урока.

  • Итак, курган Памяти. Все должны разделиться на группы по 4 человека. У каждой группы на столе лежат вопросы и памятка к рецензии. Один представитель отвечает, а все остальные учащиеся слушают и дают рецензию. Примеры можно брать из стихотворений русских поэтов о природе, временах года или составлять предложения по картинам. (Все лежит на столах у каждой группы). (Пока дети отвечают по вопросам, дают рецензии, 9 человек работают по карточкам у доски).
  • Почему именно о природе? Как говорил Н. В. Гоголь: “Человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении”. Природа развивает воображение, воспитывает вкус и чувства, вдохновляет человека, делает его добрее. А воспетая прелесть русской земли поэтами и художниками помогает почувствовать красоту природы, по-новому раскрыть её для себя, бережно к ней относиться.
  1. Курган Памяти.
  1. Беседа по вопросам (работа с группами).
  • Найти в предложении причастие, доказать, что это причастие.

Что называется причастием?

Человек, успешно преодолевающий свою лень, может много добиться.

  • В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями. Привести пример.
  • Какие причастия могут иметь полную и краткую форму? Как изменяются краткие причастия? Произнеси правильно:

Поднятый – поднят, поднято, поднята. Взятый – взят, взята, взято, взяты.

  • В написании каких суффиксов причастий необходимо опираться на спряжения глаголов? Привести примеры.
  • Что общего в способе образования действительных причастий прошедшего времени и страдательных причастий прошедшего времени? Привести примеры.
  • Сопоставить примеры: что общего, в чем разница орфографическая и синтаксическая?

Вырубленный лес – кустарник вырублен.

  • От чего зависит написание гласных перед н, нн в страдательных причастиях. Привести примеры.
  • Сколько букв н пишется в суффиксах кратких и полных страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Привести примеры.
  • Расскажите о правописании не с причастиями. Привести примеры.
  • Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми? Привести примеры.

2. Индивидуальная работа по карточкам у доски. Другие учащиеся проверяют выполненное задание. (После проверки учителя получают оценку).

  1. Курган Знаний.

(Работа парами; проверить работу своего соседа по парте).

1. Подобрать к глаголам синонимы, а от них образовать страдательные причастия настоящего времени. Объяснить способ образования.

Изумлять – удивлять – удивляемый (I спр.)

Снаряжать – собирать – собираемый (II спр.)

2. Подобрать к глаголам антонимы, а от них образовать действительные причастия настоящего времени.

Горевать – радоваться – радующийся (I спр.)

Ненавидеть – любить – любящий (II спр.)

3. Объяснить правописание гласной в причастиях перед нн

Расстрел_нные патроны – расстрелять

Подстрел_нная дичь – подстрелить

4. Выписать из предложения причастия и сделать разбор по составу.

В раздумии глядит на обнаженный лес, на домы, крытые ковром младого снега, на зеркало реки, застынувшей у брега, светила дневного кровавое ядро.

5. Синтаксический разбор предложения.

Шелестит по дороге листва, невесомая ветром.

В какой речи употребляются слова (причастия) с суффиксом – ом?

6. Морфологический разбор причастия.

В картине вянущей природы я вижу роковой намек.

7. Образовать от глагола причастие и записать новое предложение, объяснив знаки препинания.

Человек идёт рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.

  1. Курган Умений.

1. Работа с перфокартами.

(Написание н, нн в причастиях и прилагательных).

Поляна освещена, книга интересна, даль туманна, некрашенный пол, размешанные краски, рассеянный мальчик, кожаный портфель, роща обнажена, исправленная работа, перепуганные зверьки, вещи разбросаны, трава посеяна, девушка образованна, заметки собраны, здание построено, бесценная вещь, крашенный строителями пол, комиссия образована, девушка дисциплинированна.

2. Работа с учебником.

Упражнение № 129 (стр. 60). Правописание не с причастиями.

I вариант – найти предложения, в которых не с причастием пишется слитно.

II вариант – найти предложения, в которых не с причастием пишется раздельно.

  1. Курган Творчества.

В импровизированной форме рассказать о причастии (сказка, детективная история, лирическое признание).

  1. Оцениевание учащихся.

Выставляются оценки за перфокарты всем учащимся; за ответы на вопросы; за работу по карточкам у доски и проверку этих работ; за ответы по практическим заданиям.