ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени". 9-й класс

Добавлено: 2020.05.19
Просмотров: 5

Чизганова Светлана Николаевна, преподаватель

Цели:

  1. Знать отличительные особенности сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени.
  2. Формировать умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.
  3. Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.

Оборудование:

  • учебники,
  • таблица «Виды придаточных предложений»,
  • тестовые задания,
  • книга для учителя «Уроки русского языка в 9 классе» Т.А. Широковской, Ю.С. Широковского, стр.109.

Методические приемы:

  • анализ предложений,
  • работа с таблицей,
  • конструирование предложений,
  • решение лингвистической задачи,
  • выполнение тестовых заданий.

Ход занятия

I. Организационный момент.

  • Построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка готовности учащихся к занятию. (1 мин.)
  • МОУ: определение цели занятия. (1 мин.)

II. Основная часть. (40 мин)

1. Анализ предложений. (12 мин.)

Язык – первое орудие труда, первая машина, которая помогает человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис.)

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Э. Ростан, французский поэт и драматург.)

Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Эразм Роттердамский, нидерландский писатель, философ, сочинения по филологии «Язык, или об употреблении слова на благо или во вред».)

Задания:

Какая общая мысль объединяет эти высказывания о языке?

Дайте толкование слов «посредник», «поработить». (Посредник – лицо (а также организация, государство), при участии которого ведутся переговоры между сторонами, содействие соглашению, сделка между сторонами. Поработить – обратить в рабство, полностью подчинить себе.)

Найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений.

Объясните постановку тире в 1,3 предложениях.

На какие орфограммы встретились слова в данных предложениях?

2. Чтение легенды о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, рабе философа Ксанфа. (5 мин.)

Послушайте легенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, рабе философа Ксанфа. Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

- Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет, в другом утверждает, что язык самое худшее, что есть на свете?

- Как понять это противоречие?

Задание:

- Сравните мысли Эзопа с высказыванием о языке известных писателей, философов.

- Запишите свои мысли в виде сложноподчинённого предложения.

3. Изучение нового материала. (10 мин.)

Работа с таблицей «Виды придаточных предложений», составление связного рассказа о придаточных места и времени.

- На какие вопросы отвечают придаточные места и времени?

- При помощи чего присоединяются к главному? (При помощи союзных слов – придаточные места, при помощи союзов – придаточные времени.)

- К чему относятся? (Ко всей главной части.)

- Где может находиться в предложении? (Перед главным, после и внутри него.)

- Могут ли быть указательные слова в главном предложении?

4. Закрепление нового материала. (23 мин.)

Лингвистическая задача (сопоставление придаточных предложений).

Задание: запишите предложения, расставьте знаки препинания; определите вид придаточных, средства их связи с главным. Индивидуальное задание: составить схемы предложений (2 кадета работают у доски).

1 вариант.

Я не знаю где граница меж товарищем и другом. – Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. – Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.

2 вариант.

Я не знаю, когда это будет. – Познаём друзей и близких в час когда грозит беда. – Люди перестают мыслить когда перестают читать.

Вывод: одни и те же союзы и союзные слова могут присоединять разные виды придаточных. Важно правильно задать вопрос.

Тест. Подготовка к ЕГЭ. Определите тип придаточного предложения.

  • Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.
  • Пушкин пишет, что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой».
  • Катер, который приближался к берегу, был замечен пограничниками.
  • Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
  • Парусное судно было далеко от берега и шло туда, где море и небо сливались в синюю бесконечность.

Ключ к тесту: Ответ:

а) изъяснительное; 1 - д
б) определительное; 2 - а
в) образа действия; 3 - б
г) места; 4 - в
д) времени. 5 - г

Упражнение на синонимическую замену предложений.

Задание: замените сложноподчинённое предложение простым с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

- В каком случае замена невозможна?

Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку.

Едва девушка взялась за калитку родного дома, силы покинули её.

Когда вы думаете над поведением героев прочитанной книги, попытайтесь дать оценку их поступкам, поведению.

(Замена возможна, если сказуемые главного и придаточного предложений обозначают действия одного и того же лица или предмета; во втором случае замена невозможна.)

III. Итог занятия. Выставление оценок. (2 мин.)

- Что нужно знать, чтобы правильно определить вид придаточного?

IV. Задание на самоподготовку. (1 мин.)

Написать сочинение-миниатюру о пользе русского языка, употребив сложноподчинённые предложения.