ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Литературная дуэль "По следам любимых героев"

Добавлено: 2020.02.05
Просмотров: 3

Васильева Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,69 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Обобщить знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова.
  • Закрепить знание учащимися текстов стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
  • Закрепить навыки выразительного чтения.
  • Развивать коммуникативные навыки учащихся.
  • Воспитывать познавательный интерес к литературе как к учебному предмету и к творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Выставка художественной литературы и энциклопедий по творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова.

Презентация, Приложение 1, Приложение 2

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1.

Ведущий 1: Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня состоится литературная дуэль. Объявляю условия дуэли: команды будут сражаться на 8 шагах. Каждой команде придётся пройти 8 небольших, но серьёзных испытаний. Если команды успешно справятся с заданиями, то они докажут свою эрудированность и будут награждены по заслугам.

Ведущий 2: В каждой дуэли есть свои секунданты. И у нас они тоже присутствуют. Это свидетели и судьи вашей дуэли. Они будут следить за порядком и оценивать команды.

Слайд 2.

Ведущий 1: Наше занятие мы посвящаем золотому веку русской литературы , XIX веку. Золотым его называют потому, что именно в это время было написано большинство известных и читаемых до сих пор произведений. XIX век – это время, которое дало миру великих писателей и поэтов. И сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете их творчество. Итак, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и их герои.

Представление команд

(Команды представляют своё название, девиз, капитана. Свои представления капитан заканчивает фразой: «Мы вызываем вас на дуэль! Защищайтесь!»)

Слайд 3.

Испытание 1

Ведущий 2:

Читаем строчки
Почти до точки,
Чтоб ты узнал,
Кто написал.

Условия: ведущие читают отрывок из произведения, команды угадывают название и автора. Команда может взять помощь зала.

Слайд 4.

1. «Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть своё оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом…» (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)

Слайд 5.

2. «Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madam за ним ходила,
Потом Monsier её сменил.
Ребёнок был резов, но мил.
Monsier L’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил». (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Слайд 6.

3. «Вдруг толпа раздалась в обе стороны –
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец.
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрят пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает…» (М.Ю.Лермонтиов «Песня про купца Калашникова»)

Слайд 7.

4. «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо, чтобы посвятить добрым людям.
Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдёрнул руку. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц». (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

Слайд 8.

5. «Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу». (А.С.Пушкин «Метель»)

Слайд 9.

6. «И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе не любить её? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит…
Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться…
Не так ли и ты,Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Чудным звоном заливается колокольчик; летит миомо всё, что ни есть на земле. Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа, и дают ей дорогу другие народы и государства». (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

Испытание 2.

Слайд 10.

Ведущий 1:

Коли учил ты произведение,
Значит продолжишь стихотворение.

Условия: ведущие читают начало стихотворения, команды продолжают минимум две строчки. Команды могут брать помощь зала.

Слайд 11.

1. «У лукоморья дуб зелёный…»

Слайд 12.

2. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»

Слайд 13.

3. «Мороз и солнце,
День чудесный…»

Слайд 14.

4. «Белеет парус одинокий…»

Слайд 15.

5. «Погиб, поэт! – невольник чести – …»

Слайд 16.

6. «Мой дядя самых честных правил…»

Испытание 3.

Слайд 17.

Ведущий 2:

Отцы и дети. Автор – отец своего произведения,
Герои и произведения – дети автора.

Условие: даются листы с названиями произведений и фамилиями авторов, команды должны за 30 секунд соотнести произведения и их авторов.

Слайд 18.

Испытание 4.

Слайд 19.

Ведущий 1:

Кто больше назовёт героев,
Тому 5 баллов мы присвоим!

Слайд 20.

Условие: команды называют всех известных им героев А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Побеждает та команда, которая назовёт героя последней.

Испытание 5.

Слайд 21.

Ведущий 2:

Я не просто человек,
Я литературный герой.
Представь меня,
Назови, кто я такой.

Условие: ведущие зачитывают автобиографии героев, команды должны узнать, о каком герое идёт речь, назвать им и фамилию героя. Команды могут взять помощь компьютера и помощь зала.

Слайд 22.

1. Всю свою жизнь я был добрый казак. Любил свою Украину и верно служил в Запорожской Сечи. Вырастил двух сыновей. И хотел побыстрей испытать их в бою. Один мой сын, Остап, стал храбрым воином; другого я сам убил за предательство. Остапа казнили враги. Я отомстил за его смерть. Но до конца своих дней я был предан своей Родине. Стойко и мужественно перенёс я и свою казнь. Польские изверги сожгли меня заживо. (Тарас Бульба)

Слайд 23.

2. Однажды мы с матушкой отдыхали на Кавказе, на водах. Именно там я познакомилась с одним молодым человеком. Сначала он мне не понравился. Казалось, что он всё делает мне назло, как будто смеётся надо мной. Это он перекупил понравившийся мне ковёр. Но потом на балу он не позволил меня оскорбить пьяному офицеру, и я поняла, что он особенный. А потом он стрелялся из-за меня на дуэли. Я влюбилась в него и думала, что он тоже меня любит. Но вскоре после дуэли он признался, что общался со мной из жалости. Мне было так больно, я много плакала, переживала. Никогда не забуду это страдание. Мы расстались. (Княжна Мэри)

Слайд 24.

3. Я долгое время был не в ладах с законом, часто приходилось скрываться. Потом, приняв чужое имя, я возглавил крестьянское восстание. Именно я напал на Белогорскую крепость, приказал казнить капитана Миронова, а вот дочь его, Машу, пощадил. Близко сошёлся с офицером Петром Гринёвым, которого я уважал за его честность и храбрость. В трудную минуту он помог мне, подарил свой тулуп. А я добра не забываю. Отпустил я его вместе с невестой. А бунт мой закончился трагично. Предали меня мои же сторонники. Знал я, что доверять им нельзя. Ведь разбойники они все. Да что уж теперь. (Емельян Пугачёв)

Слайд 25.

4. Я девушка из обычной семьи. Отец мой – помещик, мать – домохозяйка. С детства я не любила шума, суеты. Наоборот, мне нравилось читать романы, гулять. Из всех русских времён года я очень люблю зиму. Я верю и в гаданья и в приметы. И вот однажды в мою тихую жизнь ворвался молодой человек. Мне он очень понравился. Это был тот, о котором я мечтала. Я написала ему письмо, а он отказался от моей любви. Я вышла замуж за другого. (Татьяна Ларина)

Испытание 6.

Слайд 26.

Ведущий 1:

В окружающем мире
Очень много вещей.
Посмотри на предмет
И скажи-ка, он чей?

Условие: ведущий показывает предметы, принадлежащие героям произведений, команды определяют, кому принадлежит вещь. Команды могут взять помощь компьютера и помощь зала.

Слайд 27.

1. Книга с закладкой на 14 стр. (Манилов)

Слайд 28.

2. Волшебное зеркальце (Злая царица)

Слайд 29.

3. Дневник. Отрывок из дневника: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука». (Печорин)

Слайд 30.

4. Пистолет (Онегин, Ленский, Печорин, Грушницкий)

Слайд 31.

Ведущий 2: Кто из трёх известных вам автором стрелялся на дуэли? 1837 г. 27 января – дуэль А.С.Пушкина и Ж.Дантеса. 1841 г. 27 июля – дуэль М.Ю.Лермонтова и Н.С.Мартынова

Испытание 7. Дуэль капитанов

Слайд 32.

Ведущий 1:

Вот дом, где я живу.
Здесь всё моё и обо мне…

Условие: Капитаны зачитывают отрывки-описания комнат литературных героев. Если капитан не отвечает, чьё это жилище, он может взять помощь компьютера, помощь команды, помощь зала. Если капитан не справляется с заданием, оно переходит команде-сопернице.

Слайд 33.

1. «Из сеней он попал в тёмную комнату и был поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. На бюро лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, какая-то старинная книга в кожаном переплёте, лимон, весь высохший, отломленная ручка кресла, рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что недостойно лежать на столах. Никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо». (Комната Плюшкина)

Слайд 34.

2. «Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет…
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале;
Гребёнки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щётки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром». (Кабинет Онегина)

Испытание 8. Домашнее задание

Слайд 35.

Ведущий 2:

Ах русские слова
Великих мастеров,
Прочитанные с выраженьем,
Достойны восхищенья!

Условие: Представитель от каждой команды выразительно читает стихотворение.

Заключительный этап. Подсчитывание баллов

Слайд 36.

Ведущий 1: При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нём заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Пушкин есть явление чрезвычайное…

Н.В.Гоголь

Слайд 37.

Ведущий 2: И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного и властного, смелого и благородного. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

И.Андронников

Слайд 38.

Ведущий 1: Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших!

И.С.Тургенев

Объявление результатов.

Вручение подарков. Капитаны пожимают друг другу руки.

Слайд 39.

Ведущий 2:

Дуэль закончена, друзья!
И споров здесь не нужно.
Пусть с вами рядом везде и всегда
Будут честь, достоинство и дружба!