ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Однородные члены предложения с союзами. 4-й класс

Добавлено: 2020.01.29
Просмотров: 9

Белофастова Наталия Михайловна, учитель начальных классов; Бурнаева Любовь Сергеевна, учитель начальных классов; Бажитова Татьяна Петровна, учитель начальных классов; Алтапова Елена Сергеевна, учитель начальных классов; Белофастова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы; Прибышеня Ирина Александровна, учитель начальных классов

Цели:

  • Углубление знаний учащихся о связи между однородными членами предложения;
  • Развитие умения распознавать однородные члены предложения без союзов и с союзами; развивать орфографическую зоркость, повышать грамотность речи;
  • Воспитывать внимательность, любовь к природе, умение ценить её красоту.

Оборудование: осенние листья (букет от осени с заданиями), заказное письмо от Осени, картина “Золотая осень, ТСО, мультимедийный проектор, диск “Сезонные изменения в природе”, карточки с однородными предложениями.

Презентация.

Литература:

  1. Учебник “Русский язык в 4-м классе,
  2. Бетенькова, Фонин “Конкурс грамотеев”,
  3. Канакина “Дидактический материал по русскому языку в малокомплектной школе”.

Ход урока

1. Организационный момент. (Тихое музыкальное сопровождение.)

Сегодня у нас на уроке много гостей, но одна необычная гостья не смогла прийти, только прислала заказное письмо.
Перед тем как открыть конверт, послушайте стихотворение Пушкина и попробуйте догадаться, кто прислал нам письмо.

Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
(А.С. Пушкин)

Щедрая Осень прислала нам букет разноцветных листьев, и каждый листик не простой, а с заданием.
Сама Осень очень занята сейчас, ведь каждое дерево, каждый кустик надо по-своему разукрасить, да и о погоде нельзя забывать: то дождик припустить, то солнышку дать выглянуть.

2. Словарная работа.

Первый лист.

Знаете ли вы осенние месяцы?
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Запишите красиво и без ошибок их названия.
– А сейчас ребята расскажут, почему эти месяцы так назвали.

Сентябрь – название первого месяца осени, произошло от латинского слова “сэптэмбэр”, которое означает “седьмой”. Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. (Сейчас – девятый.)

Октябрь – десятый месяц в году. Слово октябрь состоит в родстве со словами октава, октет. Все они образованы от латинского слова “октет”. Что значит “восемь”. Как вы уже знаете, в древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительно восьмым месяцем.

Ноябрь – получил название от латинского слова “новем”, что значит “девять”. Ноябрь – сумерки года. Ноябрь без топора мосты наводит. Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат. (В наше время ноябрь – 11-й месяц.)

Спасибо за разъяснения, посмотрим следующий лист.

Второй лист.

Сделать фонетический (звукобуквенный) анализ слова осень.

О-сень не переносится
О [о] – гл., уд.
С [с] – согл., глух., мягк.
Е [и] – гл., безуд.
Н [н] – согл., звон., мягк.
Ь [-]
___________

5 букв, 4 звука

3. Упражнения в распознании однородных членов предложения.

Третий лист.

Теперь Осень хочет проверить, как вы умеете работать самостоятельно. Вначале послушайте стихотворение Исаковского:

День пригреет – возле дома
Пахнет позднею травой,
Яровой сухой соломой
И картофельной ботвой.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.

– О каком времени года идёт речь?
– Какие приметы осени вы здесь услышали?
– С чем сравнивает автор ветви ивы?
– Какими членами предложения являются выделенные слова?
– Спишите это стихотворение из упр. 83, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены предложения.

4. Минутка отдыха.

Четвёртый лист.

– Золотая Осень объявляет минутку отдыха. Просит вас сесть поудобнее, расслабиться и посмотреть небольшой сюжет о ней. (Просмотр фильма.)
– А теперь встаньте и изобразите, как ветер колышет ветки дерева; как падает медленно и плавно осенний лист; как порыв ветра поднимает с земли опавшую листву и медленно опускает на место – садимся за парты. (Тихое музыкальное сопровождение “Осенние мелодии”.)

Отдохнули немного, а теперь принимаемся за следующее задание Золотой Осени.

5. Работа над деформированным текстом.

Пятый лист.

Задание очень трудное и требует от вас предельного внимания.

– Слова видимо поругались между собой и разбежались кто куда. Вам надо их помирить и составить из данных слов три предложения. Устно.

1. Зеленый патруль охраняет лес от пожаров и от вредных насекомых.
2. Школьники расчищают лес и заготавливают корм животным.
3. Ребята собирают жёлуди для будущих посадок и ухаживают за молодыми дубками.

– Какую пользу приносят школьники?
– Почему их называют “Зелёным патрулём”? – А мы с вами какое задание начали выполнять? (Сбор жёлудей, корма для птиц.)
– Первое предложение запишите и разберите по членам предложения и по частям речи.

Молодцы, справились!

6. Обобщение.

Шестой лист.

Ответьте на вопросы: Когда между однородными членами ставится запятая? (Перед союзами а, но и когда нет союзов.) Перед каким союзом запятая не ставится? (Перед союзом и.) Посмотрите, у вас на партах лежат карточки с предложениями. Подберите, где нужно, пропущенный союз.

– Прочитайте предложения без союзов.
– ...с союзом но.
– ...с союзом и.

Еще раз повторим, перед какими союзами всегда ставится запятая? Перед какими союзом не ставится запятая?

7. Домашнее задание.

Седьмой лист.

Последняя загадка Золотой Осени. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос:

– О каких корабликах говорится в тексте? (Читаю.)
– Дома спишите текст упр.84. Ставьте, где нужно запятые. Первое предложение разберите по членам и по частям речи.

8. Итог.

Ребята, нам принесли срочную телеграмму. Послушайте.

Всем ребятам большое спасибо за отличное выполнение моих заданий!
Золотая Осень.

А теперь посмотрим, три листа и больше – только красных – “5”, есть жёлтые – “4”, зелёные – “3”, надо подтянуться!
У кого меньше трёх листочков постарайтесь быть поактивнее на следующих уроках.
Урок окончен! Всем спасибо!

Дополнительный материал.

Запись под диктовку:

1. Красный, жёлтый, бурый, золотистый, пятнистый ложится на землю лист.
2. Грузовики спешат, гудят, везут с полей пшеницу.
3. За стеклом стоят в порядке склянки, банки и горшки.

Задание: подчеркнуть однородные члены предложения.