ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Программа по обновлению содержания и отбору технологий образования

Добавлено: 2019.09.07
Просмотров: 3

Абрамова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

Значимость работы по созданию адаптированных и скорректированных программ, организационно педагогических условий на II ступени для классов, обучаемых в логике ФГООС ОО с 2011-2012 года обусловлено позитивными изменениями в обществе и системе образования, которые позволяют выделить интегральный признак времени - наличие нового социального заказа к образованию, выражаемого в новых целях и ценностях, обновленном содержании, в инновационных технологиях и методиках преподавания.

В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевой характеристикой обновленного образования становится: “В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем...”.Данные цели возможно достичь в практике отечественного образования на базе обновления содержания образования, ориентированного на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через создание ООП, ВОП и воспитательных программ классов в логике ФГООС ОО.

Подобная работа находится в стадии становления, т.к. практическая реализация основных положений ФГООС ОО и национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” началась с 2011 года на I ступени обучения. Педагоги II и III ступеней обучения нацелены сегодня на разработку организационно педагогических условий, позволяющих принять данные классы и продолжить обучение согласно новым стандартам через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе. Создание организационно педагогических условий, отвечающих современным требованиям к результатам обучения возможно через создание обновленных образовательных программ по предмету.

Работа над программой, отвечающей современным требованиям,

Строится на основе ранее разработанных:

1. Ранее разработанные образовательные программы с 2007-2008 гг. 2. Промежуточный результат с 2010-2011 гг. Предполагаемый результат реализации программы
ключевыми результатами выделялись ЗУНы, т.е предметные результаты. Результатами обучения выдвигаются УУД, к предметным результатам добавляются и метапредметные 1. Помимо предметных и метапредметных выделить личностные образовательные результаты, которые бы отражали личность “инициативную, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющую выбирать профессиональный путь, готовую обучаться в течение всей жизни”[1, стр.1]

Отбор технологий, направленных на высокие образовательные результаты, “вовлекающие детей в исследовательские проекты и творческие занятия” [1, стр.2].

Мониторингу подвергались также предметные результаты, где мониторинговым инструментарием являлась система проверочных и контрольных работ по предмету. Мониторингу подвергаются предметные результаты, особое внимание уделяется ЗУНам, проверяемым ГИА и ЕГЭ.

Разрабатываются критерии мониторинга, в которые входят все те же предметные результаты, но мониторинговый инструментарий пополняется видами разборов, составлением лингвистических миниатюр (например, правописание чередующих гласных в корне слова) УМК Разумовская М.М., Лекант П.А., 5 класс, и созданием мультимедийных продуктов на лингвистические темы и т.д.

Разработка и систематизация критериев и способов диагностики достижений учащихся, отработка технологии “портфолио”
Воспитательный потенциал урока заключался в работе с текстами упражнений того или иного нравственного содержания.

Например, тема урока: слово - основная единица языка.

Язык. Правописание. Культура речи. 1 ч.

Упражнения УМК Разумовская М.М., Лекант.П.А. подобраны так, что возможно сформулировать воспитательный потенциал урока “показать важность знания родного языка в современном мире , способствовать формированию любви и интереса к русскому слову”.

Воспитательный потенциал урока строился также с учетом текстов упражнений, но были сформулированы ценности, обозначенные в ФГООС ОО. Воспитательный потенциал урока строить не только на основе текстов упражнений, а использовать творческие работы учащихся, продукты социальных практик, через которые раскрывались бы способности каждого ученика, проявлялась способность подростков преодолевать стереотипы, способность выхода в иную плоскость или пространство при решении проблемы.
Обобщенно определялись технологии для всех типов уроков(личностно ориентированные):

1) технология проблемного обучения;

2)технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

3) технологии групповой деятельности;

4) информационно-коммуникативные технологии.

Определялись на каждый урок методы и приемы. Отрабатывался

Опыт организации уроков с помощью современных технических средств, системы Sanako lab 250, которая позволяет преобразовать компьютерный класс в интерактивные мультимедиасреды. Создавался банк творческих работ учащихся.

Учитывать задачи, решаемые школьниками в разных видах деятельности и задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу общего образования, в образовательной деятельности.

Широко применять виды деятельности, соответствующие подростковому периоду:

- совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах;

- совместно-распределенная проектная деятельность;

- исследовательская деятельность в ее разных формах;

- творческая деятельность.

Результатом работы учителя в данном направлении послужит

приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению.

Согласно логике, изложенной выше, выстраивается основная образовательная программа по предмету. Для иллюстрации предлагаются фрагменты образовательных программ по предмету:

1. 2007–2008 учебный год. УМК Разумовской М.М., Леканта П.А.

Учебник “Русский язык”. 6 класс

Содержание Основные понятия Умения и навыки Воспитатель

ный

потенциал

Технологии
Морфология и синтаксис

(7 ч.+4 ч.)

Части речи. Члены предложения. Глагол и его роль в предложении. Имя существительное и его роль в предложении. Имя прилагатель ное и его роль в предложении. Углубленное повторение и систематизация знаний и умений по морфологии и синтаксису в сопоставлении: по орфографии и орфоэпии на основе сопоставления и противопоставления звуков и букв, устной и письменной речи; по словообразова

нию имен существительных и прилагательных в единстве с орфографией.

Умение составлять связный текст описательного характера по репродукциям картин.

Умение редактировать тексты.

Написание сочинения в художественном стиле с использованием оценочных и изобразительных средств языка.

Преобразование структуры научного рассуждения

(творческое задание).

Показать важность знания родного языка в современном мире, способствовать формированию любви и интереса к русскому слову 1. Личностно- ориентированные

2. Организация самостоятельных работ учащихся.

Активные методы обучения:

1. Практический метод.

2. Познавательные игры.

3. Система упражнений.

4. Тренинги.

5. Постановка проблемного вопроса и т.д.

2. 2009–2010 учебный год. Промежуточный результат. УМК Разумовская М.М., Лекант П.А.

Учебник “Русский язык”. 5 класс

Основное содержание Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) Мировоззрение, ценности Методы, приемы
Повторение изученного. Фонетика. Графика.

Графика. Звук и буква. Транскрипция. Двойная роль букв.

Фонема. Фонетический разбор слова.

1. Умение транскрибировать слова, фразы.

2. Перевод фонетич. записи в орфографическую.

3. Умение составлять монологич. высказывание, используя план.

4. Умение фонетич.разбора слова.

5. Умение работать с орфограф. словарем.

В. Желание работать над чистотой языка, формируя Н. правильной литературной речи 1. Транскрибирование.

2. Расшифровка фонетической записи.

3. Методика наблюдения за речью дикторов.

3. 2010–2011 учебный год. УМК Разумовской М.М., Лекант П.А.

Учебник “Русский язык”. 5 класс.

Основное содержание по темам Основные виды деятельности учащихся Метапредметные Личностные результаты учащихся
Язык. Правописание. Культура речи.

Орфография и морфология (на основе изученного).

Буквы Н иНН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

1. Опознавать и дифференцировать имена прилагательные, причастия, наречия;

2. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную и словообразовательную морфему; различать изученные способы словообразования; составлять словообразовательные цепочки;

3. Совершенствовать освоение содержания изученных орфографических правил и алгоритмов их использования;

4. Опираться на морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова

1. Создавать устные и письменные монологические высказывания на учебно-научные темы в соответствии с целями и ситуацией общения (упр.8).

2. Владение поисковым чтением текстов разных стилей и жанров; овладение приемами отбора материала на определенную тему; способность к преобразованию информации, полученной в результате чтения (упр.24).

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны, благотворно влияет на развитие Личности (работа с высказыванием В.Г. Белинского).

Основная образовательная программа по предмету ориентирована на деятельностный компонент образования, что позволит повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей программы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. Подобная работа позволит обеспечить педагогические условия, способствующие адаптации в среднем звене классов, обучающихся в логике ФГООС ОО в 2011-2012 учебном году, начать апробацию стандартов II поколения.

Программа (Приложение)

Презентация