ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 7-м классе на тему "Уроки доброты и нравственности по заветам Д.С. Лихачева и по рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»"

Добавлено: 2019.09.07
Просмотров: 2

Калашникова Ирина Игоревна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • продолжить знакомство с одним из символов интеллигентности, духовности – Д.С. Лихачевым и его творчеством,
  • на основе его заветов и рассказа Б.П. Екимова обсудить проблему гуманного отношения к страдающим людям, к одиноким старикам,
  • воспитывать в детях чувства доброты, чуткости и понимания чужой проблемы, сострадания, сочувствия и желание помочь нуждающимся в помощи.

Оборудование:

  • Портреты Д.С. Лихачева.
  • Оформленная доска (Приложение 1).
  • Газета, выполненная учениками на тему: «Интеллигентность» по Д.С. Лихачеву.
  • Газета на тему: «Плохое и хорошее влияние».
  • Памятка «Чем я могу реально помочь одинокому старику?», составленная ребятами,
  • «Десять заповедей человечности» по Д.С. Лихачеву. (Приложение 2).
  • Рисунки учащихся по рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления».
  • Фотографии бабушек, дедушек самих учеников, плакаты, книги.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Ребята, первый наш урок нового учебного года был посвящен одному из самых интересных и талантливых людей России минувшего века Д.С. Лихачеву. Он является одним из символов интеллигентности, духовности. Этот человек оказал большое влияние на интеллигенцию нашей страны, во многом возродил понятие русского интеллигента. Его сила была в том, что он изучил и культуру , и духовную жизнь, быт, искусства русского человека на протяжении многих веков.

Вопрос к классу:

– А как вы понимаете слово интеллигент? Какого человека можно назвать интеллигентным?

По толковому словарю С.И. Ожегова интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой. Д.С. Лихачев призывает всех быть интеллигентными, он считает, что это социальный долг человека и верный путь к его счастью. Он уверяет нас в том, что образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. «Интеллигентность – это прежде всего – способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям» (цитата записана на доске).
Человек, Гражданин, Ученый – Дмитрий Сергеевич Лихачев умер в 1999 году. В дате смерти своя «символика»: с ним словно уходил прошлый век, через его личность как бы осуществляется нравственная связь времен. 2006 год по праву объявлен годом Д.С. Лихачева.
Еще раз обратим внимание на портрет этого замечательного нашего соотечественника, на его биографию, книги, высказывания и те «десять заповедей», которые являются своеобразным духовным завещанием академика (листочек с заповедями у каждого учащегося – Приложение 2).
Я думаю, что лучшей памятью о Д. С. Лихачеве будет изучение нами его духовного наследия.

II. Биография Д.С. Лихачева (подготовлена учеником).

III. Зачитываем десять заповедей, с которыми ребята уже ознакомлены.

– К чему призывают эти заповеди человечности, которые завещал нам Д.С. Лихачев?
– Не правда ли они напоминают библейские заповеди? /вспоминаем

IV. Беседа с классом

– Ребята, сегодня мы более подробно остановимся на шестой заповеди. «Чти родителей, прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай».

V. Дома вы ознакомились с поучительной главой из книги Д.С. Лихачева «Заветное», которая называется «О старости» (текст у каждого учащегося на столе).
Скажите, пожалуйста, к какому литературному жанру относится это произведение? (К публицистике).

– Что мы знаем о публицистике?

Ученик готовит сообщение о публицистике.

Публицистика – род литературы и журналистики, рассматривающий актуальные политические, экономические и нравственные проблемы.
Данная статья, как вы заметили, имеет поучительное значение. Мы ведь помним, что Д.С. Лихачев выдающийся исследователь древнерусской литературы, где жанр поучения был почетным и имел большие смысловые нагрузки. В поучениях, часто, сам смысл литературы, ее предназначенность.

Вопрос к классу:

– С каким поучением мы познакомились, когда изучали древнерусскую литературу? («Поучение» Владимира Мономаха, справедливого правителя (1113-1125) Древней Руси, талантливого и начитанного писателя.)
– В чем смысл поучений Владимира Мономаха, и какие из них вам кажутся сегодня необходимыми?
– Чем они руководствуются? (Человеколюбием)
– Чему учат? (Добру) «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее», «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев» и т.д.

Вывод: Владимир Мономах указывал о необходимости руководствоваться в любом поступке человеколюбием. Задача его поучений – привлечь внимание читателя, убедить его в пользе написанного. – Какой тип речи используется автором? /рассуждение/
Наставления подкрепляются ссылками на собственный опыт. Вот когда зародился жанр литературы – публицистика.
Д.С. Лихачев тоже нас учит добру, нравственности своими заветами, очерками, «Письмами о добром и прекрасном», опираясь на собственный опыт жизни.

VI. Работа по тексту

– Однако вернемся к главе книги Д.С. Лихачева «Заветное» «О старости». К какому типу речи она относится? (Рассуждение).
– Назовите тезис (утверждение) «Общаться со стариками нелегко. Это ясно. Но общаться нужно, и нужно делать это общение легким и простым» (цитата записана на доске).
– Актуальна ли эта проблема в наше время?
– Какие аргументы приводит автор для того, чтобы убедить нас в правоте своих слов?

Ребята из текста приводят аргументы:

«Молодые должны понимать, все мы будем старыми. И мы должны помнить: опыт старых ох как может пригодиться. И опыт, и умения, и мудрость, и юмор, и рассказы о былом, и нравоучения».

– Д.С. Лихачев призывает нас к чему? (К терпимости, ценить опыт старшего поколения, к пониманию, к более внимательному отношению.)
– Найдите, пожалуйста, строки, в которых говорится об Арине Родионовне, няне А.С. Пушкина (стр.189 – 190).
– В чем убеждает нас автор?

«Арина Родионовна стала для всех нас близкой именно потому, что рядом с ней был Пушкин», который относился к ней с любовью и заботой, воспевая ее в своих стихах. « Не было бы Пушкина, осталась бы она в короткой памяти окружавших ее, болтливой, поминутно задремывающей и озабоченной старухой. Но Пушкин нашел в ней лучшие черты, преобразил ее. Муза Пушкина стала доброй».

– Д.С. Лихачев пытается убедить в чем-то очень важном. В чем?

«Люди общаясь создают друг друга… Надо уметь разбудить в людях их лучшие качества и не замечать мелкие недостатки».
Д.С. Лихачев призывает (особенность публицистического стиля): «Спешите установить с людьми добрые отношения». (Данная цитата записана на доске в качестве эпиграфа к уроку).
В своей статье автор передает драматизм возраста.
– Что происходит со стариками? (Искажается работа памяти, хаотическое непредвиденное измельчение творческих возможностей, ослабевает физическое здоровье).
– С какой целью он все это описывает? Для того, чтобы вы, ребята, прониклись пониманием к этим людям, сочувствием и окружили их более пристальным вниманием и заботой.

Вопрос к классу:

– Какие особенности публицистического стиля вы можете назвать?

Ответы:

– Обсуждается современная, злободневная проблема.
– Призыв людей к действию.
– Сочетание ораторской речи и непринужденной живости разговорной речи (приводят примеры)
– Легко ли читается статья? Доступна ли она любому читателю? (Да)
– В этом и заключается мастерство истинного писателя – публициста.

VII. Аналитическая работа по тексту Екимова Б.П «Ночь исцеления»

– Ребята, я не случайно на одном ряду с Д.С. Лихачевым поместила имя прозаика, родившегося в 1938 году Екимова Бориса Петровича. Его наиболее известное произведения «Елка для матери» (1984), «Частное расследование» (1985), «Ночь исцеления», «За теплым хлебом» (1986), «Живая душа» (1987), роман «Родительский дом» (1988) и др.
Вопрос о самоопределении человека в жизни – центральный в творчестве Б. Екимова.
По убеждению писателя, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбе героев и делает Б. Екимов центральным нервом многих своих рассказов.
– Дома вы прочитали рассказ «Ночь исцеления».
– Какое впечатление произвел на вас рассказ?
– Какие эпизоды показались наиболее яркими? Почему?
– Определите тему рассказа. (Как внук помог бабушке).
– Какие проблемы затронуты в нем? (Гуманное отношение к страдающему человеку; последствия войны для мирных людей; выбор линии поведения в общении с другими людьми; нравственное взросление)
– Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Гриша. Именно этот образ дан в развитии).
– Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?
– Почему баба Дуня не часто гостила у Гришиных родителей? Как они относились к ее «болезни»?
– Как сама баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. (« … совестясь… чувствовала себя такой виноватой… горевала».)
– Дома вы подготовили письменный рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить баба Дуне во время войны.

Зачитываем 1 работу. Дополнительные вопросы к ней.

– Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. Что во время войны для мирных людей означали карточки? Почему так страшно было их лишиться?
– Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе?
– Для чего бабе Дуни нужны были желуди? Почему ей необходимо было сохранить хотя бы мешки?
– Как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке? (Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей несколько отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью).
– Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются? Какой способ он выбирает и почему?

Зачитываем в лицах сцену «Ночь исцеления» (стр.26-27) «Вокруг тебя мир» 7 класс.

– Обратите внимание на фразы «сердце мальчика облилось жалостью и болью», «слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…».
– Кого еще жалел Гриша?
– Мотивы сна и сердца слиты в рассказе воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдания. Мотив сна – это воспоминание, проживание заново давно прошедших дней.
– Как вы думаете, почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог? (Поступки Гриши говорят о его нравственном взрослении).
– По вашему мнению, наступит ли исцеление? (подберите к данному слову синонимы)
– Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?
– В заключение обращаемся еще раз к проблематике рассказа.

Выводы (записать в тетрадь):

Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны. Наша задача – помочь этим людям, окружить их заботой и вниманием, проявить по отношению к ним чуткость и милосердие.
Этот рассказ так же, как и статья Д.С. Лихачева учит нас добру и чуткому отношению к близким нам людям – старикам.

VIII. Итог урока

– Вы ознакомились с письмом Д.С. Лихачева «Путями доброты». Это его последнее письмо читателям, в котором он говорит о том, что в письмах он не только учил, но и учился. «Учился у своего опыта, который пытался обобщить».
– Что вы смогли выделить для себя самое главное из этой статьи? Зачитать! (У каждого ученика есть текст).
«В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная…Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!».
– Задумайтесь над этими словами глубоко нравственного человека, творившего всю свою жизнь добро. Поверим ему!
– Задумайтесь, что вы знаете о своих бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках? Знаете ли вы точно, сколько лет им? Часто ли с ними встречаетесь? Есть ли интерес к своим пожилым родственникам? А как вы относитесь к старому человеку, вам незнакомому? Хочется ли тебе помочь старику – перейти дорогу, поднести тяжелую сумку? Есть ли на твоем счету добрые поступки такого рода? Что мешает совершить их? Подумайте над этими вопросами.
Обратите внимание на памятку, составленную ребятами «Чем я могу реально помочь одиноким старикам?»
Запомните слова Сухомлинского: «Стариков чужих не бывает!»
Не будьте равнодушны к чужой боли. Пренебрежительное отношение к старикам – это самое стыдное!
Помните! (Обращаемся к эпиграфам).

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других».

Выставление оценок за урок.

IX. Домашнее задание

– Подберите аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере других известных вам произведений или же на основе личного опыта, личных впечатлений).