Преподавание русского языка Путешествие по городу Русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.09.09 Просмотров: 1 Рябова Людмила Даниловна, учитель русского языка и литературы Цель:
Наглядность: карточки с заданиями творческого характера, карта-путеводитель. Ход урока 1. Учитель. Ребята, у нас сегодня важный день – длительное путешествие по стране Знаний. В ней много городов, но на этом уроке мы пройдем по улицам лишь одного из них. На доске карта-путеводитель, на ней указан наш маршрут. <Рисунок 1.> Во время путешествия вы поделитесь тем, что узнали, поняли, полюбили. Но прежде чем вы займете места в наших воображаемых автобусах, я познакомлю вас с некоторыми правилами нашего путешествия. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания. Итак, поехали! Посмотрите внимательно, как называется улица, на которую мы выехали? <Рисунок 2.> - Фонетика и графика. - Кто здесь живет? - Звуки и буквы. - Я слышала, что на этой улице одни звуки живут на одной стороне, а другие на противоположной. Назовите их. - Гласные и согласные. - А каких звуков больше? - Согласных. 2. Учитель. Посмотрите-ка, ребята, что здесь происходит, почему наш автобус остановился и не может проехать дальше. Как вы думаете, что нам нужно предпринять, чтобы можно было двигаться вперед? - Прочитать стихи и сказать, какие буквы «заблудились».
- Молодцы, хорошо прочитали стихи. Какие же звуки обозначают эти буквы? - Согласные. - Согласные звуки очень разные по характеру. Одни «добрые», другие «злые», одни всегда кричат, другие говорят очень тихо. Кто подскажет, как мы их называем? - Твердые и мягкие, звонкие и глухие. - Назовите всегда мягкие и всегда твердые согласные. - Твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [ч], [щ], [й]. - Назовите звонкие и глухие согласные. - А теперь отгадайте такие метаграммы.
3. Учитель. Но что это? Чтобы проехать дальше, нам, видимо, придется немного поработать. - Решите пропорции. [д] / [т] = [б] / ?; [г] / [к] = [р] / ?; [л?] /[л] = ? / [н] (Вторая пропорция не имеет решения, так как у [р] нет пары по глухости.) - Сколько раз встречается в предложении звук [ш]? Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. 4. Учитель. Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились успешно. Теперь наш автобус выехал на новую улицу. Как же она называется? <Рисунок 3.> - Лексика. - Кто живет на этой улице? - Слова. 5. Учитель. Опять препятствие. Для того чтобы проехать дальше, нам нужно выполнить следующее задание. - Из данных словосочетаний постройте каламбур. Дать сдачи. (Дам сдачу, но не деньги.) Задрать нос. (У тебя, как у лодки, нос задран.) 6. Учитель. Итак, каламбур вами построен. И перед нами загорелся зеленый свет светофора. Двинулись дальше. Смотрите, какие интересные жители встречают нас на этой улице! Они почему-то постоянно спорят между собой. Что же это за слова? - Антонимы. - Верно. А теперь выполните задание. Вставьте нужные антонимы в предложениях. Любишь брать, люби и … . Сытый … не разумеет. Иди вперед, а оглядывайся … . Корень учения горек, да плод … . - Чему служат антонимы в этих пословицах? - Противопоставлению положительного - отрицательному. 7. Учитель. Ребята, посмотрите на этих жителей. Они считаются друзьями и ведут между собой приятную беседу: быстрый – стремительный, способный - талантливый, прекрасный – замечательный. Что это за слова? - Это синонимы. - Подчеркните «лишнее» слово. Простой, сложный, примитивный. Нравственный, порочный, добродетельный. Неверно, невнятно, сумбурно. Роща, лесок, бор. - Ребята, прослушайте стихотворение В. Лившица и ответьте на вопросы.
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении ключ? - Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова? - Что это за слова? - Омонимы. 8. Учитель. Вот и окончилась улица Лексики, и мы выехали на широкий проспект Словообразования. О чем может рассказать нам этот проспект? <Рисунок 4.> - О составе слов и их образовании. - Кто здесь живет? - Морфемы. - А что такое морфемы? - Значащие части слова. - Что они обозначают? - Состав слова и принадлежность к той или другой части речи. 9. Учитель. Вот я слышу чей-то голос, он зовет нас на помощь. Ребята, поможем? Для этого нужно вам выполнить три задания. 1) Можно ли назвать однокоренными слова мокрый, мокрица, мокнуть, промокнуть, промок? Назовите корень и объясните, что он означает. 2) Найдите слова, в которых корень равен основе. Планета, метеор, космос, Венера, Солнце. (Планета, метеор, Венера; а космос и солнце – с производными основами, в которых есть суффиксы – ос – и – ц -) 3) Что общего в словах давать, преподавать, поддавки? (Корень – да -) - Каким проверочным словом и одновременно начальным для этих слов можно их объединить? (Дать.) 10. Учитель. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и мы движемся дальше. Скажите, как называется эта красивая улица? <Рисунок 5.> - Морфология. - А кто здесь живет? - Части речи. - Какие части речи вы знаете? Назовите их. - Самостоятельные и служебные. - Что вы можете рассказать о существительном? (Учащиеся называют все морфологические признаки имени существительного.) - Чтобы мы могли двигаться дальше, вам необходимо выполнить следующие задания. - Распределите существительные облако, долина, депо, помощь, тюль, море, сарай, юноша, какао на четыре группы: 1, 2 и 3 – го склонений; несклоняемые. - Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только формы единственного числа, расставьте знаки препинания. В недрах земли много полезных ископаемых… … и … . У моего друга много прекрасных качеств… … …. . 11. Учитель. Вот мы и выполнили все задания и можем двигаться дальше, но снова горит красный свет. Нам предстоит выполнить еще одно задание творческого характера. Сочинить миниатюру по опорным словосочетаниям, добиваясь смысловой законченности и выразительности (формы некоторых слов можно изменить.) Легким морозцем, бежать рысцой, щелкая бичом, снежным дворцом, под ослепительным солнцем, задел плечом, неповторимым пейзажем. 12. Учитель. Опять зажегся зеленый свет. Наше путешествие приблизилось к концу. Мы проехали по улицам этого необычного города, но не прощаемся с ним. Еще раз мы вернемся в него, проедем по другим улицам. А пока будем накапливать знания, которые помогут нам в дальнейшей нашей работе. За сегодняшнее путешествие я говорю вам: «Спасибо!» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |