ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Удивительный город Словообразование

Добавлено: 2019.08.28
Просмотров: 4

Моторина Ирина Юрьевна, учитель русского языка

Цели:

  1. Повторить морфемный и словообразовательный разбор, изученные в разделе орфограммы.
  2. Развивать мышление, сообразительность, умение применять знания на практике.
  3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, положительную мотивацию.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид: путешествие.

Элементы технологии уровневой дифференциации.

Оборудование: раздаточный материал, карта города с изображением улиц.

Ход урока.

I. Мотивация.

Учитель:

– Сегодня мы будем путешествовать по городу, которого нет на карте. Этот город называется Словообразование. Кто живёт в нём?
– В путешествие отправляются 3 команды: смелые, умелые и находчивые.
Работать вы будете по рядам, а результаты заносить в оценочные листы.
– Ребята, скажите, что изучает словообразование?
(От чего и с помощью чего образуются слова).
– Какова цель урока?
(Повторить способы образования слов, морфемный разбор и изученные орфограммы).
– Из каких частей состоит слово путешествие?
– Давайте разберём его по составу.
– Кто хочет разобрать слово на доске?
– Кто желает выполнить словообразовательный разбор?
– Какое имеет значение?
(Путешествие – поездка, передвижение по каким– либо местам.)

II. Улица Сообразительная.

– В нашем городе есть улица Сообразительная. Я предлагаю вам прочитать запись на доске и ответить на вопрос:
– Есть ли здесь однокоренные слова?
– Одинаково ли пишутся слова?

1. Анализ стихотворения, написанного на доске:

Я – водяной, я – водяной,
Никто не води (тся, ца) со мной.
Внутри меня – води (тся, ца)
Ну что с таким водит (ться, ца)?
(Омонимичные корни с разными значениями.)
– Может ли слово быть без корня?
– А какой корень в слове прийти? Вынуть? (й, вынуть – корня нет)
– Какие морфемы служат для образования новых слов?
– Назовите способы словообразования.

2. Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам.

(Ребятам предлагается 3 вида карточек на выбор.)
– Карточку можете выбрать сами. Оценка зависит от степени трудности разбора.

Разобрать по составу:

а) Сверхготовность, снежинка, пилить, радостный, тропинка, снеговые – “3”.
б) Ракетоноситель, матросский, заморский, взбирается, радость, земледелец – “4”.
в) Искривленный, отгрузка, призадуматься, безрадостный, кораблекрушение, светло-жёлтый – “5”.

Пока ребята выполняют это задание, каждый ряд получает карточки и работает.

Дифференцированная работа.
Выполнение заданий по рядам.

Цель: проверить умение разбирать слова по составу и производить словообразовательный разбор.

1-й ряд (сильные учащиеся).

1. Исследуйте слово (разберите по составу). Чем интересно это слово?

Пылеводонепроницаемые часы.

2. Восстановите словообразовательную цепочку.
Определите последовательность образования слов.

Разговорчивость.
Письменность.
Прапрадедушка.

Взаимопроверка. Оценку поставьте в маршрутный лист.

“5”– нет ошибок.
“4”– 1–2 ошибки.
“3”– 4 ошибки.
“2”– 5–6 ошибок.

2-й ряд (учащиеся со средними способностями). Разберите по составу слово подорожник

1. Подберите слово с таким же корнем _____
С такой же приставкой _____
С таким же суффиксом и окончанием _____
2. Каким способом образованы слова?
Парашютистка
Птицелов
Премудрый

Проверьте работу друг у друга. Оценку поставьте в оценочный лист.
“5”– нет ошибок.
“4”– 1–2–3 ошибки.
“3”– 4 ошибки.
“2”– 5–6 ошибок.

3-й ряд. Выполните задания.

1. Разберите по составу слова: пригорок, барабанщик, садовод.
2. Каким способом образованы слова?
Преинтересный _________________
Сталевар _______________
Прибрежный ________________
Взаимопроверка по ключу. Оценку поставьте в оценочный лист.
“5”– нет ошибок.
“4”– 1–2–3 ошибки.
“3” – 4 ошибки.
“2”– 5–6 ошибок.

III. Переулок хитрых вопросов.

Хитрые вопросы.
1. Почему скатерть в сказках называется самобранка? За что ей себя бранить?
(Самобранка образовалась не от слова бранить, а от слова убирать.)
2. Какая наука изучает историю происхождения слов? (Этимология.)
3. Почему так называются рукавица, перчатка? Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?
4. Разрешите спор учеников, выполнив словообразовательный разбор.
Два ученика заспорили, как правильно писать слова подделка или поделка, поддержать или подержать.
Подделка – подделать-делать
Поделка – делать.
Вывод: Оба написания верны. Слова образованы с помощью разных приставок и имеют разные значения.

IV. Орфографическая улица.

– Итак, мы добрались до орфографической улицы. Здесь стоит домик, в котором живут орфограммы. Но как нам туда войти, ведь вход охраняют часовые – пятерки?
– Расскажите правила написания корней гор- гар-, кос- кас-.
Выполните задания по рядам.

1-й ряд.

Вставьте попущенные буквы, разберите слова, в которых пропущены гласные, по составу:

Долго р.…сло р.… стение, выращенное р.… стовщиком из Р.. стова по имени Р.. стислав, пока р.… сток не перер…с возр.. стной барьер, пройдя сквозь все …стительные преграды.

2-й ряд.

Распределить слова по видам орфограмм, постройте таблицу. Добавьте свои примеры на каждый вид орфограммы.

Заг… релый, зар… сли, изл… жение, пор… сль, к.. .снитесь, выг… рание, уг… рный газ, вы… ращенный, изл… жение, з…ря, з…рница

Один человек работает у доски.

3-й ряд.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.

Предл... гать, р... стение, з...ревать , оз.. рять, к ..сательная, выг.. рел, ог.. рок

V. Улица Творческая.

– И вот мы на творческой улице. Наша задача – повторить правописание приставок.
В одном из домиков живут приставки при- и пре- . Они постоянно ссорятся и не могут договориться, когда писать пре-, а когда при-.
– От чего зависит написание пре- при- ?
– А теперь я предлагаю вам выполнить творческую работу

1-й ряд самостоятельно подбирает слова, а второй и третий получает карточки с подсказкой.

Задание: вставить в текст прилагательные с приставками пре- при- и слова, в которых пре- при- входят в состав корня.
На ___________________ участке был _____________сад.
В нем р… сли яблони и __________________ цветы. За ними ухаживал ______________ дедушка. Мы помогали ему окапывать и белить ___________ яблони, поливали _______анютины глазки, ___ работа не казалась нам утомительной, мы все делали с __________удовольствием.

Проверка.

Выставление оценок в маршрутные листы.

Оценочный лист.

Фамилия, имя Город Словообразование
Улица Сообразительная Хитрые вопросы. Улица

Орфографическая

Улица Творческая Итоговая
оценка

Итог урока.

– Наше путешествие подошло к концу. Какие орфограммы мы повторили?
Дифференцированное домашнее задание:
На выбор:

  1. Сочинить сказку об одной из орфограмм.
  2. Составить словарный диктант из слов на изученные орфограммы.