ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Способы активизации деятельности учащихся на уроках литературы

Добавлено: 2019.08.24
Просмотров: 4

Фереферова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы

1. Самостоятельная письменная работа.

Проводится до того, как разговор о произведении начинается в классе. Предварительная письменная работа дает возможность ученику высказать свое мнение (на него еще «не давит» мнение учителя). Очень часто ученику легче ответить на «узкий» вопрос, чем проанализировать все произведение.

Предварительные работы дают богатый материал для уроков:

  • можно обсудить определенную точку зрения, высказанную учащимися;
  • привести в качестве доказательства какую-то мысль для подтверждения какой-либо мысли на уроке;
  • ученик, чью работу используют на уроке, должен будет ответить на какие-то вопросы, возникшие в процессе обсуждения, - у него есть возможность учиться отстаивать свою точку зрения;
  • ученик имеет возможность выбрать из нескольких предложенных заданий вопрос по силам;
  • учитель имеет возможность составить представление о том, как понято произведение в целом и отдельные эпизоды, поступки героев, замысел автора и др.

Вариант задания.

  1. Объяснить смысл названия романа «Поединок».
  2. Стремится ли кто-нибудь из героев романа вырваться из этой жизни? Удается ли это кому-нибудь из героев? Поясните свою точку зрения.
  3. Почему Куприн не рассказывает о дуэли, представляет нам только документ?

1а. Работа по группам.

Проводится, когда произведение особенно сложно для понимания учащихся в силу каких-либо причин, требует большой работы с текстом и т.д. Результатом является письменная работа. Для выполнения подобной работы образуются группы, достаточно работоспособные. В каждой группе есть человек, организующий работу, ставящий определенные «маленькие» задачи перед членами группы.

Результаты работы:

  • каждый ученик имеет возможность не только получить хорошую оценку, а глубже познакомиться с текстом, получить ответы на трудные для него вопросы, получить навыки создания письменной работы (вариант текста должен быть записан каждым учеником);
  • каждая группа, отвечая на поставленные вопросы, идет «по своему пути» (это само по себе «большой плюс»), и работы разных групп, отличные друг от друга по стилистике, композиции, отбору материала и т.д., являются хорошим материалом для обсуждения на уроке;
  • для сильного ученика это возможность высказать и доказать свою точку зрения, самостоятельно провести исследование литературного материала;
  • для слабого ученика это возможность участия в работе, которую самостоятельно выполнить не может. Выполняя вместе с группой задание, он получает навыки создания письменной работы, учится самостоятельно работать с текстом. Вариант задания: «Слово о полку Игореве».

2. Работа с текстом.

А) Составление таблицы.

Например, при чтении поэмы Гоголя «Мертвые души».

Предварительно классу дается задание: определить основные критерии для заполнения таблицы. Вариант работы может быть такой:

  • описание деревни
  • дома помещика
  • встреча
  • портрет помещика
  • комната, кабинет
  • обед
  • семья
  • разговор о покупке мертвых душ
  • речь помещика
  • поведение Чичикова
  • отъезд

Таблица может заполняться и в классе, и дома. Даже «нечитающие» ученики вынуждены будут обратиться к тексту, чтобы выполнить задание. Заполненная таблица – прекрасный материал и для работы на уроке, и при подготовке к сочинению.

После составления таблицы дается задание: прокомментировать собранный материал, определить место каждого помещика среди других, ответить на конкретные вопросы, предложенные учителем.

Б) Таблица-сравнение.

  • «Листок» В.Жуковского и М.Лермонтова
  • Шариков и Пьер Скрипкин
  • Путь героев к счастью (Руслан и его соперники. Цитатная таблица)

Таблица помогает не только увидеть общие черты и различия (например, между героями), но и понять основную идею каждого произведения, получить материал для размышления.

В) «Словарик произведения».

Задание: составить словарик из текста, в который вошли бы слова, важные для понимания произведения. Например, А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Кудесник – хазары – волхвы – «твой щит на вратах Цареграда» - пращ – конь ретивый – презреть – тризна.

Результат: от комментария – к общей идее.

3. Сравнительный анализ произведений.

А) Сравнительный анализ переводов (переложений).

  • «Слово о полку Игореве»
  • И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» - Нелединский-Мелецкий «Стрекоза»
  • «Перчатка» В.Жуковского и М.Лермонтова.

Подобная работа развивает чувство языка, помогает почувствовать эмоциональную точность перевода, «заставляет» самого ученика тщательно следить за тем, чтобы точно выразить «оттенки» «разных слов» в переводах и, как следствие, увидеть разные «оттенки смысла».

Б) Сравнение «фильм-книга».

  • «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.Андерсена – мультфильм (с исполнением песни Е Камбуровой) – песня Б.Окуджавы «Бумажный солдатик»
  • «Робинзон Крузо» Д.Дефо
  • «Бесприданница» А.Островского – «Жестокий романс».

Эта работа позволяет ученику «разгадать» замысел режиссера, а значит, ответить прежде всего на вопрос: что побуждает современных режиссеров обращаться к «тому» времени; раскрыть то общечеловеческое, важное, что несет в себе прежде всего классическая литература;

- увидеть связь между разными видами искусства, «почувствовать» красоту слова, кадра в фильме, игры актера;
- анализ отдельных эпизодов фильма помогает понять идею произведения.

В) Сопоставление двух разных, но «созвучных» произведений.

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – «Живи и помни» В.Распутина – «Расплата» В.Тендрякова – «Срок авансом» У.Тенна
  • «Царь-рыба» В.Астафьева – «Старик и море» Э.Хемингуэя
  • «Мещанин во дворянстве» Мольера – «Мартин Иден» Д.Лондона
  • «Алые паруса» А.Грина – «Белый пароход» Ч.Айтматова – «Дары волхвов» О.Генри – «Ни сыну, ни жене, ни брату» В.Токаревой.

Непохожие, на первый взгляд, произведения дают возможность учащимся понять ту или иную проблему (проблема преступления и наказания, тема отношений человека и природы и т.д.) глубже, получить дополнительный материал для размышления, по-новому взглянуть на какие-то привычные «вещи».

4. Творческие задания.

  • «Трудно быть богом?» (Мифы Древней Греции)
  • «Людей неинтересных в мире нет?» (По сказкам Салтыкова-Щедрина)
  • Зачем нужны бури? («Парус» Лермонтова)
  • Стыдно ли быть самим собой? (Мольер «Мещанин во дворянстве»)
  • Отчего люди не летают? (Островский «Гроза»)
  • Как стать своим? (Фадеев «Разгром»)

Подобные вопросы, на первый взгляд, достаточно «общие», позволяют ученику разобраться прежде всего в общечеловеческих проблемах; работа покажет, насколько ученик готов к обсуждению подобных проблем. Вопросы даются «независимо от произведения», а уже при обсуждении произведения «связываются» с содержанием книги.

Результат:

1. возможность каждому ученику показать, насколько глубоко он разбирается в вопросах, затронутых в произведении;
2. необыкновенно богатый материал для урока, интересный, важный для учеников прежде всего потому, что это их мнение, их мысли;
3. практика в написании работ: соединение «общих» размышлений и конкретного литературного материала.

4а) Творческие работы, не связанные с литературным текстом, но заданные учителем в связи с прочтением (изучением) какого-либо литературного произведения.

  • Моя автобиография (М.Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты»)
  • Армия как школа жизни (Куприн «Поединок»)
  • Что такое чудо? (А.Грин «Алые паруса»)
  • Один день из моей жизни (И.Гончаров «Обломов»)
  • Обращение к одноклассникам (А.Пушкин)

Результат:

1. интерес к работе, потому что это «о себе»;
2. настолько раскрываются творческие способности ученика, что это дает возможность многим почувствовать себя более уверенно, раскрыть себя на уроках литературы;

4б) Работа-«пятиминутка»

  • Смысл названия романа «Разгром»
  • В фильме Душечка умирает. Объяснить замысел режиссера.

Подобная работа может быть запланирована, а может быть дана «неожиданно» и для самого учителя. Смысл такой работы в том, что она является «заключительным аккордом» в изучении произведения. Ответ, данный учеником, отражает результат всех уроков (или урока), посвященных данному произведению.

4в) Подобрать эпиграф.

  • «Старик и море» Э.Хемингуэя
  • «Гранатовый браслет» А.Куприна

Результат:

1. чтобы «не формально» выполнить задание, ученику придется просмотреть достаточно большой материал;
2. удачно подобранный эпиграф показывает, насколько глубоко и тонко понято произведение.

4г) Рисунок.

  • Обложка для книги (Шекспир, Пушкин)
  • Образ героя (Обломов)
  • Смысл произведения («Премудрый пескарь»)
  • Фантазия на тему (стихи А.Блока)

Результат:

1. ученику легче какие-то ассоциации, представления о прочитанном выразить в рисунке, чем словами;
2. материал для урока, позволяющий прокомментировать какие-то важные вопросы.

4д) Продолжить произведение или придумать, как должна закончиться прочитанная история.

  • С кем еще мог бы встретиться колобок, если бы его не съела лиса.
  • Придумать окончание рассказа Ю.Яковлева «Самая высокая лестница» (при условии, что дети не знают авторского варианта)
  • «Ангелочек» Л.Андреева.

Результат:

1. для того чтобы «придумать», как закончится история, нужно понимать характеры героев, логику их поступков, учитывать те события, детали и т.д., важные в этой книге;
2. удачно написанная работа – сама по себе результат;
3. неудачная работа – повод для разговора: «А что не так?»

4е) Сочинение своих произведений.

  • «Добрый волк» - после прочтения сказок Салтыкова-Щедрина
  • «На каких планетах еще мог побывать Маленький принц»

Создавая свои сказки, баллады, стихи, рассказы, ученики познают законы жанра, учатся «чувствовать» слово, развивают творческие способности. Свои произведения может представить и преподаватель.

5. Викторины.

Предлагаемые учащимся вопросы представляют собой задания самого разного характера:

  • на знание текста;
  • на знание биографии писателя;
  • портреты писателей;
  • вопросы, требующие умения сопоставлять, запоминать детали и т.д.

Для того, чтобы ответить на большинство вопросов, нужно знать текст произведения, помнить определенную информацию, изложенную на уроке, уметь из вариантов ответов, возникающих при работе группы, выбрать нужный. (см. Приложение)

6. Работа с текстом.

А) Редактирование текста.

«Свой» текст всегда хорош, а в чужом различного рода ошибки видны сразу. Ученикам предлагается текст сочинения (например, их одноклассника), в котором заведомо «есть что исправлять»; и учащиеся имеют возможность отредактировать, т.е. исправить различного рода стилистические, грамматические и прочие ошибки, например:

  • вступление (затянутое, или неглубокое, или не соотносящееся с темой и т.д.);
  • отбор материала;
  • понимание и «раскрытие» темы;
  • выводы (заключительная часть сочинения).

Выполняя подобную работу, исправляя чужие ошибки, ученик «преодолевает» свои ошибки, учится «видеть» собственную письменную работу.

Б) Работа с «золотыми сочинениями».

Это совместная работа с учителем, анализ «лучших» сочинений, которая призвана научить ученика:

  • отличать подделку, пустой текст от настоящей, содержательной работы;
  • критически относиться к предложенным вариантам;
  • уметь «противостоять» подобным работам, значит, учиться думать, создавать свои «золотые» сочинения.

7. Беседа с учителем о прочитанной книге.

Книгу предлагает ученик. Это не программное произведение, которое должно быть полностью проанализировано учеником; тема, идея, анализ основных эпизодов, сюжетных линий, художественных особенностей и т.д.

Результат:

1. ученику приходится говорить, формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения, разбираться в прочитанном, отвечать на вопросы, - это помогает ученику понять, что же от него требуется при создании письменной работы по литературе;
2. пусть не всегда, но происходит «открытие»: ученик-читатель раскрывается на близком, интересном для себя материале;
3. ученик предлагает учителю книгу для обсуждения – это для него другая роль, его решение.

8. Подготовка к сочинению.

Работа с черновиком.

У ученика должна быть возможность работать с черновиком сочинения не в последний день перед сдачей работы, а как минимум за несколько дней, чтобы:
- иметь возможность показать черновик учителю, исправить «шероховатости», «неточности» своего текста;
- иметь возможность работать над вариантами сочинения, думать, подбирать материал, работать над словом, а не в спешке создавать непродуманную, «невыстраданную» работу;
- учиться создавать собственное произведение с радостью, а не только потому, что это «задали в школе».