ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

Вы просматриваете сокращённую версию работы.
Чтобы просмотреть материал полностью, нажмите:

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Сочинения по литературе и русскому языку

Сочинение: Фонетика эмоциональной речи в ее устной и письменной реализации

Добавлено: 2019.08.20
Просмотров: 4

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.М.В.ЛОМОНОСОВА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


ФОНЕТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ В ЕЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ


Студентки V курса

русского отделения

Ожеговой Е.Б.


Научный руководитель-

доктор филологических

наук,

профессор Пирогова Н.К.


МОСКВА 1995

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...

ГЛАВА 1 Общие теоретические разработки...

§1 Социолингвистика и социофонетика. Объект их изучения ...

§2 Эмоциональная фонетика - фонетическая подсистема... ...

§3 Эмоциональность в речи...

§4 Экспрессивная и аппелятивная функции речи...


Глава 2 Средства эмоциональной фонетики в ее письменной реализа- ции... ...

§1 Средства эмоциональной фонетики, реализованные в "Повести о Соне-

чке" М.Цветаевой...

п.1 Социальная роль говорящего...

п.2 Удлинение гласных...

п.3 Удлинение согласных...

п.4 Скандирование...

п.5 Выпадениие гласных...

§2 Средства эмоциональной фонетики, реализованные в рассказе В.Тенд- рякова "Донна Анна"...

п.1 Специфика воинских команд ...

п.2 Сверхдолготы гласных и согласных и их функция...

п.3 Количество ударений в слове и их обусловленность...

п.4 Отсутствие редукции гласных ...

п.5 Выпадение слога ...

§3 Выводы...


Глава 3 Средства эмоциональной фонетики в ее устной реализации...

§1 Собственно эмоциональные средства ...

п.1 Удлинение гласных ...

п.2 Удлинение согласных ...

п.3 Нарушение единоударности слов (скандирование) ...

п.4 Выпадение звуков ...

п.5 Придыхание ...

п.6 Особенности реализации некоторых фонем ...

п.7 Некоторые дополнения ...

§2 Фонетика междометий ...

п.1 Междометия как часть речи ...

п.2 Междометия - явление "неканоничной" фонетики ...

п.3 Особенности произношения междометий на вдохе ...

п.4 Особенности реализации гласных фонем в абсолютно сильной позиции ...

п5 Отсутствие редукции ...

п.6 Наличие в фонетике междометий особых фонем...

§3 Использование элементов просторечия в качестве эмоционального

средства...


$4 Выводы ...

Заключение ...

Библиография ...


В В Е Д Е Н И Е


Целью данной работы является исследование фонетики эмоциональной речи.

В 60-е годы, после появления в русистике теории фонетических подсистем М.В.Панова и его учеников1, "эмоциональная фонетика с ее специфическими выразительными средствами была выделена в особую фонетическую подсистему и, таким образом, получила статус языковой категории, а ее выразительные средства - статус фонологических единиц"1. Об эмоциональной фонетике в современной русистике написано не так уж много работ. Поэтому нам представляется немаловажным проанализировать материал и на примерах определить выразительные средства эмоциональной фонетики, составляющие ее специфику.

При работе в качестве материала были использованы произведения: повесть Марины Цветаевой "Повесть о Сонечке" и рассказ В.Тендрякова "Донна Анна" (для изучения письменной реализации фонетики эмоциональной речи), а также аудитивный метод (для изучения устной реализации фонетики эмоциональной речи). За основу был взят материал живой студенческой речи, поскольку автору наиболее близка данная среда, и есть возможность постоянно получать новую информацию. Кроме того, на материале студенческой речи можно выявить некоторые современные тенденции в развитии произношения, которые отсутствуют у более старшего поколения.


ГЛАВА I. Общие теоретические разработки.

§1. Социолингвистика и соцИофонетика. Объект их изучения.

В последние годы заметно усилился интерес к социолингвистическим вопросам, связанным с функциональным расслоением языка и с употреблением языковых средств в разнообразных контекстах и ситуациях. В ряде исследований проведенных советскими и зарубежными учеными, показано, что использование языка определяется не только собственно языковыми нормами и требованиями ( произношение, лексика, грамматика), но и теми условиями, в которых он применяется: целями высказывания, типом ситуации, темой сообщения, социальными и психологическими отношениями собеседников, общей окраской речи и т.п.

"Объект синхронической социальной лингвистиики - язык и его функционирование в данный момент в данном обществе в связи с а) социальным расслоением общества и б) и его коммуникативными потребностями,- пишет Л.П.Крысин. - Поиски и исследование корреляций и зависимостей существующих между языком, различными его подсистемами, с одной стороны, и обществом, различными его слоями, с другой являются задачей социальной лингвистики."1

Ветвью социолингвистики является социофонетика, которая изучает орфоэпическую норму.

"Орфоэпическая норма - это единственный вариант или совокупность равновозможных, но разноокрашенных вариантов произношения в рамках литературного языка. причем в том случае, когда норма реализована несколькими вариантами, эти варианты равноправны, но отнюдь не идентичны: каждый из них окрашен по-своему и выполняет в пределах данного нормативного комплекса только одному ему свойственную экспрессивно-стилистическую функцию ."1

Проявляются эти варианты в подсистемах.


§2 Эмоциональная фонетика - фонетическая подсистема.


М.В.Панов предложил разграничивать два разных типа звуковых закономерностей: те фонетические явления, которые описываются фонетическими законами и те, которые подчиняются орфоэпическим правилам. 1

Фонетические законы - правила реализации фонем, не знающие исключений в данной системе языка.

Орфоэпия не подчиняется фонетическим законам, нарушает их. Она живет по своим собственным законам, отличным от фонетических.

"Формула синхронического фонетического закона такова: зная фонему и фонетическую позицию, в которой она находится, можно однозначно определить, каким звуком будет реализована эта фонема.

Орфоэпическая синхроническая закономерность формулируется по-другому: для того, чтобы узнать, каким звуком представлена та или иная фонема, недостаточно знать, в какой фонетической позиции она находится - необходимо также учитывать, в каких орфоэпических условиях она функционирует,"2- пишет М.Л.Каленчук в статье " О фонетической и орфоэпической подсистемах " русского литературного языка."

Итак, некоторые группы слов языка выходят за пределы фонетической системы. Так, по мнению М.Я.Гловинской, это:

1) термины;

2) топонимы;

3) эмоциональная лексика(междометия, ругательства, прозвища, возгласы т.д.);

4) заимствования из других языков и диалектов;

5) звукоподражательная лексика;

6) аббревиатуры.1

Далее М.Я.Гловинская пишет: "Произношение этих слов таково, что требует для своего описания принципиально иных правил, нежели те, которые описывают произношение всех остальных слов русского языка." 2

Кроме того, произношение большинства этих слов вариативно. одно и то же слово разными людьми может произноситься по-разному, а также и один и тот же человек произносит по-разному одно и то же слово.

"Все слова с фонетическими "странностями" можно характеризовать так (строго синхронно): это редкие, малочастотные слова. Они реализуют особую фонетическую подсистему в современном русском языке." 3

Итак, эмоциональная фонетика является особой фонетической подсистемой, и наша цель- выявить эти фонетические "странности" фонетически эмоциональной речи, т.е. те особенности, которые отличают их фонетику от фонетики основной системы.


§3. Эмоциональность в речи.

Французский лингвист Ж.Вандриес писал: "...чувства, естественно, выражаются интонацией, модуляцией голоса, быстротой речи, силой произнесения того или другого слова или же жестом, сопровождающим речь. Одна и та же фраза в произношении может приобретать тысячи изменений, соответствующих малейшим оттенкам чувства. Драматический актер, произносящий свою роль должен для каждой фразы найти вполне соответствующее ей выражение и верную ноту: в этом ярче всего проявляется его дарование. Фразу, которая на бумаге является мертвой и лишенной выражения, он оживляет своим голосом, он вдыхает в нее жизнь. Таким образом, узнав значение слов и проанализировав грамматически фразу, мы еще не исчерпали ее содержания. Надо еще определить ее аффективное значение.

Эта задача встает перед психологом, изучающим природу чувств, также перед актером, стремящимся воспроизвести их на сцене, в меньшей степени эта задача стоит и перед языковедом. Эти чувства приобретают значение для этого последнего только тогда, когда они выражены лингвистическими средствами. "

Итак, чувства только тогда приобрет