ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести В.Быкова "Облава" "Трагическая судьба крестьянства"

Добавлено: 2019.02.06
Просмотров: 20

Иванова Фарида Харисовна, учитель русского языка и литературы

Свои против своих.

Все – на одного.

Тип урока: проблемная беседа с использованием опережающих индивидуальных заданий (иоз).

Цели урока:

  • раскрыть концепцию мира В. Быкова, его неприятие жестокости, бесчеловечности мира по отношению к человеку, народу; показать трагедию человека, переживающего разлад с “жестоким веком”, потерю семьи, духовных связей с сыном, с родиной;
  • продолжить работу над умением сравнивать, отбирать материал в соответствии с темой, логично излагать, развивать монологическую речь, совершенствовать навыки анализа эпизода, выразительного чтения, характеристики героя и способов его раскрытия через несобственно-прямое повествование и внутренний монолог;
  • подвести учащихся к пониманию и осознанию незыблемых основ жизни: семьи, родины, обретения гармонии с миром.

Межпредметные связи с историей (историческая справка о коллективизации)

Виды деятельности:

  • выразительное чтение;
  • беседа проблемная, эвристическая, аналитическая;
  • сообщения; ИОЗ;
  • самостоятельная работа.

Оборудование: выставка произведений

  • С. Залыгина “После бури”,
  • Б. Можаева “Мужики и бабы”,
  • В. Белова “Год великого перелома”,
  • А. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”,
  • В. Тендрякова “Пара гнедых”, “Хлеб для собаки”,
  • В. Распутина “В ту же землю”.

Ход урока

1. Выразительное чтение ассистентом отрывка из повести (3 часть):

Ему припомнился случай на северной реке, когда он работал сплавщиком. Сидел однажды в будке на плоту, затесывал клин под ослабевшее перевясло. И вдруг через открытую дверь к нему стремглав влетел воробей, бросился на плечи, на голову, сбил на пол шапку. Хведор с перепугу пригнулся, замахал руками, словно отбиваясь от птицы, которая тотчас же вылетела на волю. Выскочив следом, Хведор понял, что заставило ее броситься к человеку. Над плотами стремительно вилась воробьиная стая, которая вся враз словно по команде набросилась на беднягу. В воздухе ошалело завертелся злой птичий клубок, воробьи в клочья рвали несчастного собрата. Скоро от него ничего не осталось, только несколько перышек тихо опускались на землю. Круто развернувшись, стайка скрылась за лесистым обрывом реки. Удивленный Хведор стоял и думал: за что? Даже и птицы! Неужели в этом исконный закон природы, чтобы все – на одного? Но почему на этого одного? Чем этот воробей вызвал гнев остальных? Поступил иначе, чем все? Нарушил какой-то птичий порядок? А может, своей непохожестью с другими? Разве не могло так быть, что виноват не он – виновата стая? Как у людей? Разве у птиц так не бывает?”

2. “Все на одного”- это всеобщий закон природы?проблемный вопрос урока.

  • Как это рассуждение помогает понять повесть В. Быкова “Облава”? О чем это произведение? (о трагической судьбе белорусского крестьянина, труженика, у которого власть отобрала землю, уничтожила семью, выслала из родной деревни; односельчане, сын устроили на него облаву).
  • Объясните смысл названия повести.

“Облава,-ы, ж. 1. Охота, при которой окружается место, где находится зверь, с тем, чтобы гнать его оттуда на охотника. 2. Оцепление места, где находятся или могут находиться преследуемые лица, с целью их поимки” (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”, стр. 420).

3. Чтение ассистентом последней сцены, сцены облавы.

“Люди, за что же вы так? – звучал в нем отчаянный вопль. - Что я вам сделал плохого? За молотилку? Так какое от нее зло? Она же вам пособляла. Или я много взял для себя? Я же все отдал вам – берите! Только за что же меня так? Одумайтесь, люди!.. ”

Никто, однако, и не думал одуматься – его гнали, как гонят волка на многолюдной охоте. А он все ждал, что кто–нибудь остановится, крикнет: “Постойте, братцы! Что же мы делаем?!”

Никто не остановился, не сказал, и его гнали дальше.

--Ровба, стой!

Ну вот наконец…

С первых же шагов своего нелепого побега он днем и ночью ждал именно этого окрика, и все же он прозвучал внезапно и страшно… Он понял — его увидали. Но и бежать ему больше некуда, должно быть, его долгий маршрут неотвратимо кончился. Невероятный бессмысленный маршрут – за тысячу верст на родную землю. Неласково же она встретила своего сына, родная земля!.. Ну да Бог с ней, другого и быть не могло. Видно, такова судьба! Проклятая судьба, уготовила ему в такое время родиться крестьянином.

Кончился темный ельник, начиналась полоса мокрого болотного мшаника. Не останавливаясь, Хведор взбежал на него – толстый пласт мха угрожающе осел под ногами, и они по колени ушли в черную хлюпкую грязь. Лезть дальше было безумием, но что теперь было не безумием?..

Теперь он сидел спокойно и ждал. От холода деревенели конечности, внутри у него все сжалось в тугой болезненный узел…

Парни вовсю орудовали шестом в лозовых зарослях.

- Лещук, вон туда пырни!

Это – тоже Миколка, откуда–то издали твердым начальственным голосом, которого не знал прежде Хведор. Такой его голос он слышал впервые, и каждый его звук болезненным ударом бил в самое сердце. Счастливая Ганулька, она уже не увидит такого. И не услышит.

Тем временем зашуршало в соседнем лозовом кусте – конец тонкой палки насквозь пропорол густую листву. Значит, наступил черед и его кочки. Но, должно быть, они не успеют, он опередит их. Хведор зачем–то вздохнул всей грудью и выпустил из рук узловатый корень. Тяжелые ноги в неизносимых постолах сразу повлекли его в бездну бочажины, и он захлебнулся. Изнутри почему–то больно ударило в уши, в глазах все померкло.

Не дано было жить тихо, так хоть тихо умер.

Искали его долго, тыкали шестами в кусты и кочки, шарили в камышах у берега. Да так и не нашли. ”

  • Сцена исключительно страшная. Почему?
  • Что общего между 1 и 2 эпизодами? (насилие)
  • В чем различие?

У птиц бывает иначе, чем у людей. Все же у птиц больше справедливости. Случай с воробьями он наблюдал один раз в жизни, а на людскую несправедливость насмотрелся до тошноты”. (глава 3). Люди творят зло сознательно (“…Хотя такая вражда, как у людей, вряд ли еще бывает на свете. Вороны подерутся, покричат и разлетятся, через минуту забыв о сваре. Человек же, обид не забывает, а враждовать может всю жизнь. Лютое все же существо человек. ” (глава 5) .

Слушая и читая эти эпизоды, возникает символический образ зверя, он является сквозным в повести.

Сообщение “Роль образа – символа зверя”.

  • ИОЗ Проследите развитие образа в повести.
  • “Оголодал, как мартовский волк” (1 глава);
  • “Что в нем осталось от прежнего наивного молчаливого Хведора Ровбы?
  • Теперь он – больше привидение, чем человек, ночной бестелесный призрак,
  • о которого в ужасе шарахаются люди, место которому только с волками в
  • лесу”. (глава3).
  • “Он мог только бежать, спасаться как зверь – не как человек... Он не человек” (5 глава);
  • финальная сцена (5 глава).

Для власти Хведор – не человек.

4. Кто повествует нам об этом мире, герое? (Автор. Он использует несобственно-прямое

повествование).

Д. з. Приведите примеры.

С какой целью используется такой тип повествования? (Это один из способов выражения авторской позиции в данном произведении (рассуждения героя и автора близки), а также способ исследования внутренного мира героя).

5. В чем же суть конфликта в произведении?

а) Разлад героя

  • с сыном;
  • с самим собой;
  • с земляками;
  • со временем;
  • с миром.

б) Как графически это можно изобразить?

6. А сейчас проследим по тексту противостояние Ровбы с миром.

Как же складываются взаимоотношения героя с сыном?

А) ИОЗ “Отец и сын”:

- Проследите отношение отца к сыну (отец любит сына, желает оградить его от страданий, неприятностей). (“Шуточки: сын раскулаченного пролез в начальники? А если дознаются. Хведор ночи напролет думал о сыне – начальнике и его должности, тревожился и переживал. Но Сталин сказал, сын за отца не отвечает. Эти слова он прочел в газете, не раз слышал их от людей… И все же Хведор ни разу не написал сыну, не мог побороть в себе страха и неуверенности, хотя Ганулька очень просила написать, даже расплакалась однажды. Он боялся – не за себя, конечно, за сына” (глава 1); “Он узнал этот голос – он узнал бы его и на том свете, потому что это был голос сына. Бедный Миколка, вдруг подумал Хведор, и ему лезть сюда! Однако, видать, не от сладкой жизни, наверно, заставили” (глава 5);

-Проследите отношение сына к отцу: проанализируйте эпизод с иконами, участие сына в облаве (он жесток, бессердечен, отрекается от отца) (“Он уже понимал,что доброта, видно, там, где справедливость и правда. А где классовая борьба, непримиримость, где всякий. Кто выше, что хочет сделает с тем, кто ниже, - какая там доброта? Должно быть,

вместе со временем и доброта канула в вечность, на смену ей пришло что-то другое –жестокое и беспощадное. Его умник Миколка, видно, давно понял это, и если он стал таким нетерпимым, значит, стать таким надо было…А что отрекся от отца… обидно, конечно, и больно – да что делать? Может, он отрекся потому, что отец для него как бы умер и никогда ни о чем не узнает. Оно и похоже на то – для сына он действительно умер, если за столько лет ни письма не прислал, ни весточки никакой не подал. И все же Хведору было обидно и больно” (глава 4).

Чем страшна формула : “Сын за отца не отвечает”?

(“Распадались семьи, рушились кровные человеческие связи. Братья становились чужими. Такое настало время”. (глава 3).

Рушатся нравственные нормы, христианские заповеди: “Почитай отца и мать”, “Возлюби ближнего”.

Устроители нового мира замахнулись на человеческую душу, надо лишить памяти молодое поколение, а память начинается с почитания родителей, с благодарности родителям, с заботы о том месте, где они похоронены (не случайно у Ровбы нет могилы, некому чтить, помнить). Сын обрубает все связи с прошлым. Он становится временщиком. Именно они жгут дома на Матере в повести В. Распутина “Прощание с Матерой”, вносят смуту, раздор в мир людей в повести “Пожар”В. Распутина. Живут по принципу: после меня хоть потоп).

Каковы взаимоотношения Ровбы с земляками?

Б) ИОЗ “Ровба и односельчане”.

- Микита Зыркаш написал анонимку (“Да, Это был Микита Зыркаш, который написал на Хведора, что у него молотилка, с этого все и пошло. Сперва одно твердое задание, потом другое, дальше – больше, пока не выслали. Однако же, видно, и у завистника Зыркаша жизнь не задалась, ясно, что болен…Хведор понял: не жилец на этом свете Зыркаш” (глава 2).

- Сокур Иван отобрал у Олечки валенки во время раскулачивания (“А Хведор все думал про него: не по – божески это – разуть дитя, не в теплые же края едут – на север, в стужу и морозы. Нет, не сказал. И поехала Олечка в ветхих отопках, и ходила в них две зимы, и простужалась, и хворала. Пока не простудилась последний раз, когда уже ничего ей не стало нужно” (глава 3).

- Змитер Цыпруков организовал облаву на Хведора. (“Змитер Цыпруков бригадир – это даже смешно. Самый никудышный хозяин в деревне, у которого от бескормицы сдохла кобыла. За зиму съела соломенную стреху, и – не хватило. Тот самый Змитер, который за жизнь не научился сплесть лапти, теперь работает здесь бригадиром, приумножает хозяйство. Правда. Глотка у него всегда была крепкая, мог наорать на любого. Это теперь, пожалуй, важнее всего. ” (глава 4 ).

-Односельчане участвовали в облаве.

Почему Ровба, выросший в деревне, знавший всех, чувствует себя чужим, изгоем? (“Почему он стал презренным для всех чужаком, ненавистным изгоем, кто в том повинен? А, может, никто? Он сам или кто другой? А, может, никто? НО как же тогда все это стало возможно? Чего ради надо было, получив землю, потерять все, сделаться изгнанником. Беглым каторжником, человеком без прав, вне закона? И отчего все началось? Сколько он ни думал о том – как и с чего началось, - вразумительного ответа найти не мог. ” (глава 4 ).

Парадокс: Ровба находит успокоение, возможность внутреннего диалога с предками только на кладбище (“Ему не хотелось уходить отсюда –как ни к каком другом месте он тут чувствовал себя почти в безопасности, тут ему было спокойно” (глава 3).

В) ИОЗ “Ровба на поселении”.

(Отношение Роговцева, бригадира Кузнецова, вохровца из района к Ровбе. Проследите, на каких принципах построены эти отношения).

В каких еще сценах раскрывается этот страшный мир? (В сцене раскулачивания: автор осуждает мир, в котором страдают дети (параллель с Ф. М. Достоевским); в сценах смерти дочери Ольги, жены).

Какие образы могли бы стать символом этого страшного мира?

- трясина – болото, засасывающее всех;

- разрушенный дом, вернее место, где стоял раньше (I ч. )

(Основа общества – семья, семья начинается с дома. Нет дома – нет семьи, нет мира. Писатель показывает, как разрушается мир и вместо него активно внедряется пустота).

Г) ИОЗ “Развитие лейтмотива пустоты в повести”.

Проследите по тексту.

- “Но где же его усадьба? Где хата, гумно, дворовые постройки?... Повсюду

простиралось голое поле – от леса до самого пруда внизу. (глава 1) .

-“Горько ему было сейчас бродить по развалившемуся подворью, душа обливалась

кровавыми слезами”. (глава 1).

-“Так нет, не оставили ничего, сплошь пустырь и разор”. (глава 1).

- сплошь пустырь и разорение (глава 2, 5);

- пустой разговор;

- пустые берега и т. д.

Д) Этому миру соответствует и пейзаж.

ИОЗ “Роль пейзажа в повести”.

- выразительно прочитайте отрывок, описание природы в начале V главы;

- найдите ключевые слова, используемые в описании природы (холод, стужа, безрадостное небо и т. д. );

- какова роль пейзажа? (символическая. )

7. Обобщение. Каков мир, изображенный в повести? Каковы его законы? Ценности?

(Мир хаотичный, дисгармоничный. Законы основаны на унижении человеческой личности, насилии. Человек в этом мире – зверь, сын за отца не отвечает).

8. В этот жестокий мир не вписался Х. Ровба. Почему?

Е) ИОЗ Проанализируйте образ Ровбы.

а) портрет; социально-психологический.

б) черты характера (человечный, трудолюбивый, одинокий, терпеливый, любящий родную землю). (“Распределяли по две десятины на душу, а у него к тому времени было уже шестеро душ… И он, батрак, потомственный малоземелец, в одно весеннее утро стал владельцем пахотного участка, счастливо доставшегося ему на панском поле у леса. Душа пела от счастья, белый свет казался солнечным раем. Построил хату, гумно, хлева, обзавелся скотиной. Порой было до чертиков трудно, думал протянет ноги от работы. Но был молодой, сильный и выжил, а потом и вовсе зажил неплохо” (глава 1). “Нет, Хведор тогда не послушался: как это все бросить? А земля, хозяйство? И куда податься? Здесь его корни, свои, деревенские, - как он может уехать куда–то в бесприютный, неведомый свет?” (глава 4).

в) способы создания образа (внутренний монолог; пересечение 2-х временных пластов: настоящего и прошлого).

9. “Один вопрос раскаленным гвоздем сидел у него в голове”. Какой?

“За что?” (“Это проклятое за что раскаленным гвоздем сидело у него в голове. Тысячу раз спрашивал себя, когда ехали в смрадных вагонах на север, когда их гнали обозом по замерзшей реке, когда мучился на лесоповале в тайге,- спрашивал у жены, у людей, знакомых и незнакомых, спрашивал у начальников - за что?”Ему толковали о власти, о классовой борьбе и коллективизации. Но никто не смог объяснить так: за что у него отняли землю, которую ему дала власть, лишили нажитого им имущества и сослали на каторгу. ” (глава 2).

10 Самостоятельная работа. Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

- зависть (“Нашлись завистники вроде Зыркаша, который написал на него в Полоцк – мол, обирает крестьян. Но разве он обирал?” (глава 4).

- сгубила молотилка (“Сгубила жизнь молотилка. Проклятая молотилка, зачем он с нею связался!” (глава 4).

- обманула власть (За то, что работал с прибытком? Так и ведь и зиму и лето бился как рыба об лед: строился, обрабатывал поле, старался исправно платить налоги, выплачивать самообложение, займы, страховку. Подрос сын Миколка – стал помогать. Да и лозунг был от правительства – создавайте культурное хозяйство, - кому хотелось прозябать в нищете, есть хлеб с мякиной? Хведор поверил, что власть говорит правду. Оказывается – обманулся. ” (глава 2). “Ведь он советскую власть считал своей кровной крестьянской властью” (глава 5).

- такова судьба крестьянства (“Проклятая судьба, уготовила ему в такое время родиться крестьянином”. (глава 5).

- бог покарал его (А может, это ему наказанье Божье? За образа, которые он молчаливо позволил Миколке вынести из хаты”. (глава5).

По какому принципу расположены эти причины? (по принципу усложнения, углубления. Это путь прозрения.

Трагедия не только в мире, но и в самом человеке (это божья кара за иконы, за чрезмерное терпение, за неотстаивание своих взглядов)

11. В повести раскрывается трагическая судьба одного белорусского крестьянина, выстраивается одна сюжетная линия, место и время ограничены, герой находится перед проблемой выбора: сдаться или уйти из жизни – в этом своеобразие стиля писателя В. Быкова. Герой сделал свой выбор: Ровба предпочел смерть на родине жизни в неволе (“Но он хотел умереть дома. И вот ему повезло – он добрался до дома. ” (глава 2).

б) Судьба Ровбы типична. Прочитав произведения, предложенные вашему вниманию, дорогие ученики, вы убедитесь в этом (знакомство с произведениями, представленными на выставке).

в) Чтение исторической справки из рассказа Тендрякова “Пара гнедых”, расширяющей тему: “Уинстон Черчилль вспоминает в своей книге “Вторая мировая война”о десяти пальцах Сталина, которые тот показал, отвечая ему на вопрос о цене коллективизации. Десять сталинских пальцев могли, видимо, означать десять миллионов раскулаченных – брошенных в тюрьмы, высланных на голодную смерть крестьян разного достатка, мужчин и женщин, стариков и детей”.

Таких, как Ровба, было 10 миллионов!

Возвращение к проблеме, обозначенной в начале урока.

Все на одного – это всеобщий закон природы? Это закон тоталитарного государства, это закон жестокого мира, когда свои против своих, все против одного, когда “во имя высшего смысла государства у человека отнят последний смысл его присутствия здесь”.

Д/з: Прочитать рассказ В. Распутина “В ту землю”.

  1. Какой предстает современная деревня в этом произведении?
  2. Какие проблемы созвучны проблемам, поднятым в повести “Облава”?
  3. Какое развитие получила тема трагической судьбы крестьянства в этом произведении?

Примечания

  1. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 60.
  2. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 76.
  3. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 61.
  4. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 74.
  5. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 53.
  6. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 76.
  7. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 71.
  8. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 61.
  9. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 58.
  10. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 62.
  11. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 71.
  12. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 66.
  13. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 64.
  14. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 50.
  15. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 51.
  16. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 52.
  17. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 56.
  18. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 50.
  19. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 68.
  20. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 56.
  21. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 68.
  22. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 67.
  23. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 72
  24. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 76.
  25. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 73.
  26. Быков В. В. Облава. - “Роман – газета”, 1991, № 16, стр. 56.
  27. Тендряков В. Ф. Пара гнедых. –Охота. Повести и рассказы. /Сост. Н. Г. Асмоловой – Тендряковой. –М. : Правда, 1991. –стр. 126.