ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Ономастика во внеклассной работе по русскому языку

Добавлено: 2018.12.20
Просмотров: 35

Кравец Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы

Ономастика среди прикладных филологических дисциплин находится на особом месте, благодаря известному интересу широких кругов общественности к её содержании. Этот интерес должен быть использован при выборе тем исследовательской работы школьников, мотивировании учащихся к творческой деятельности, продуцированию нового знания. Именно такой подход, не ограничивающий содержание образования стандартными нормами, считается современным и эффективным.

Использование ономастики при организации внеурочной работы по предмету многогранно. Во-первых, это следует из разноплановости науки (антропонимика, топонимика, ктематонимика и пр.).

Во-вторых, играет известную роль междисциплинарный характер ономастики. Это обогащает содержание работы. Так, например, топонимические краеведческие исследования станут более содержательными и интересными, если будут ориентированы на такую вспомогательную дисциплину, как историческая топонимика.

Начиная внеурочную работу по ономастике, мы обратились в первую очередь к антропонимике, что было обусловлено интересом и инициативой учащихся-шестиклассников. В минувшем году речь шла о личных именах. Впереди – изучение фамилий. Перспективным представляется продолжение работы на топонимическом и ктематонимическом материалах села.

Работа с изучением личных имён была построена следующим образом. Первым этапом можно назвать знакомство учащихся со значением и происхождением имён, когда формируются представления о данной области знаний, мотивация к исследовательской работе, сам исследовательский кружок.

Затем целесообразно дать общее представление о науке как особой сфере деятельности, сутью которой является производство новых знаний. Это также повышает мотивацию детей – интересно и благородно дать людям новое знание. Учащиеся знакомятся с элементарными методами ономастических исследований, нормами научной этики, требующими добросовестного отношения к источнику.

Само исследование выглядело таким образом. Мы получили разрешение Белогорьевской сельской администрации на работу с хозяйственными книгами. В этих книгах представлены списки жителей села. Так как объём источниковой базы представился большим, мы решили пока ограничить её. Ограничение заключалось в исключении из базы имён умерших и выбывших в другие населённые пункты и формировании репрезентативной подборки источников. Мы взяли для рассмотрения только семь улиц – всего 580 человек из 2400 жителей села. Кроме того, не учитывались имена из нерусских и неукраинских семей села (армянские и др.). Было определено считать в качестве одного явления различающиеся по написанию аналогичные имена (Наталья–Наталия, Геннадий–Генадий).

Затем на карточки были выписаны личные имена с соответствующей каждому случаю датой рождения. После этого карточки были классифицированы по признакам имени и хронологического периода. Последний решено было определить в 20 лет, что соответствует примерно периоду от рождения и наречения человека до времени, когда он сам дает имя своему ребенку.

Итоги обработки материала сведены были в таблицы 1 и 2.

Таблица 1. Мужские имена.

Имя

1910–20-е гг.

1960–70-е гг.

1990–2002 гг.

Алексей

2

6

8
Андрей

редкое

1

редкое

Антон

редкое

1

редкое

Анатолий

1

3

1

Александр

редкое

23

4

Артем

редкое

редкое

1

Валерий

редкое

6

редкое

Василий

4

9

редкое

Виктор

3

8

1

Виталий

редкое

редкое

3

Владимир

редкое

8

2

Вячеслав

редкое

3

1

Геннадий

редкое

5

редкое

Дмитрий

редкое

3

3

Денис

редкое

редкое

4

Даниил

редкое

редкое

3

Евгений

редкое

7

2

Игорь

редкое

9

1

Иван

4

4

4

Илья

редкое

редкое

1

Кирилл

редкое

1

редкое

Михаил

3

3

3

Максим

редкое

редкое

7

Николай

3

11

редкое

Олег

редкое

2

3

Павел

2

1

редкое

Роман

редкое

1

2

Сергей

1

25

3

Станислав

редкое

1

1

Юрий

редкое

7

1

Таблица 2. Женские имена.

Имя

1910–20-е гг.

1960–70-е гг.

1990–2002 гг.

Анастасия

6

4

6
Анна

10

6

4

Валентина

7

12

2

Варвара

1

редкое

редкое

Вера

2

5

редкое

Вероника

редкое

1

редкое

Галина

редкое

13

редкое

Гретта

редкое

1

редкое

Дарья

3

редкое

3

Евгения

1

3

4

Екатерина

7

3

1

Елена

редкое

8

2

Зинаида _

редкое

4

редкое

Инесса

редкое

редкое

1

Ирина

редкое

7

4

Кристина

редкое

редкое

1

Лада

редкое

редкое

1

Лидия

редкое

5

2

Лилия

редкое

редкое

1

Людмила

редкое

11

редкое

Любовь

3

8

1

Марина

редкое

5

8

Мария

12

4

2

Надежда

редкое

4

редкое

Наталья

2

19

1

Нина

10

3

редкое

Ольга

редкое

16

2

Олеся

редкое

редкое

2

Светлана

редкое

10

1

Пелагея

3

редкое

редкое

Прасковья

2

редкое

редкое

Татьяна

1

18

редкое

Юлия

редкое

редкое

4

На основании полученных результатов был произведен анализ ситуации. Участникам исследования было предложено сделать выводы отдельно по мужским и женским именам. Было дано задание определить следующие группы имен по определению В.Д.Бондалетова (Бондалетов В.Д., 1983, с. 160):

  • «затухающей популярности», популярность которых росла на протяжении всего рассматриваемого хронологического периода;
  • «стабильные», представленные в каждом периоде;
  • «новые» для села, не соответствующие традиции начала XX века;
  • «возрождающиеся», которые представляют собой ременисценцию традиций начала XX века;
  • редкие, нетрадиционные ни для одного из двадцатилетних периодов.

Было решено также сравнить мобильность женских и мужских имен, определить, какие из них меняются больше.
Анализ представил следующую картину:

1) к именам «затухающей популярности» были отнесены: женские Агафья, Прасковья, Пелагея (встречаются в 1910–20-е гг.), Валентина, Галина, Татьяна, Надежда, Зинаида, Вера, Лидия (в активном обиходе только до 1970-х гг.) и мужские Павел (1910–20-е гг.), Валерий, Василий, Виктор, Геннадий, Николай, Юрий, Сергей (были популярны в 1960–70-е гг.);

2) на протяжении всего XX и в начале XXI века росла популярность женских имен Евгения, Ирина, Марина и мужских Алексей, Олег;

3) как «стабильные» удалось охарактеризовать лишь группу мужских имен. Это Иван, Михаил, Дмитрий;

4) к «новым», нетрадиционным для культуры начала XX века причислены женские имена Юлия, Олеся и мужские Максим, Денис, Даниил, Витали;

5) группа «возрождающихся» имен представлена женскими именами Анастасия, Дарья, Мария. К ним логично было бы отнести и такие мужские имена, как Илья, Даниил, но первое, известное в молодых семьях села, в репрезентативную подборку не попало, а второе – неизвестно среди старожилов села и потому отнесено к «новым»;

6) среди редких имен назовем следующие: Гретта, Инесса, Лада, Лилия, Кристина, Неонила, Вероника, Кирилл, Артём, Руслан, Антон. Обращает на себя внимание факт присутствия в группередких календарных мужских имен, в то время как среди женских мы видим нетипичные для традиционной русской культуры имена.

Сравнение мужских и женских имен по признаку мобильности велось на основе подсчета выделенных выше имен «затухающих», с растущей популярностью, «возрождающихся», «новых». Было выяснено, что ситуация в общем одинакова.

Нами изложен опыт организации ономастической исследовательской работы с учащимися 6 класса. Важным моментом такого рода работы было создание педагогических ситуаций. И заметим, возможности для этого оказались большими и многогранными. Благоприятную почву находили попытки создать ситуацию переживания успеха, ситуацию выполнения социально значимой работы. Развивались творческие способности детей, их мыслительные умения и навыки. Работа будет продолжена. Еще не раскрыты закономерности связи имени и отчества, не изучены фамилии односельчан, а также топонимы села.