Преподавание литературы План-конспект урока "Золотые россыпи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.16 Просмотров: 1306 Мавринская Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы
8. Цель урока: Углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной мудрости. 9. Задачи:
10. Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок-КВН) 11. Формы работы учащихся: групповая/коллективная (в форме игры), 12. Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор /интерактивная доска. 13. Структура и ход урока: Структура урока:Таблица 1
Таблица 2 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Ход урока(эпиграфы к уроку) Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. Пословица. В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. М.Горький. Что за роскошь, что за мысль, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А.С.Пушкин. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Пословица. 1. Вступительное слово учителя-ведущего:– Дорогие ребята! Сегодня у нас итоговый урок по изученным жанрам фольклора, я предлагаю провести его в форме КВНа, который вы все любите и с удовольствием смотрите по ТВ. Наш конкурс мы проведем по одному из самых интереснейших жанров фольклора, неисчерпаемому источнику народной мудрости. Узнали? (дети отвечают) Правильно, по пословицам и поговоркам! (Обсуждение эпиграфов) Для того чтобы все вспомнили жанровые определения, включились в работу, я прошу вас посмотреть на интерактивную доску: перед вами учебная статья “пословицы и поговорки” (см. таблицу ЭОР№1.) прочтите ее. Наша учебная проблема: осмыслить первый эпиграф и обсудить ваше понимание проблемы в конце урока-игры. У нас на уроке присутствуют гости-члены жюри (представить каждого педагог). Итак, мы начинаем КВН. (Звучит музыка-заставка). 2. КВН1 конкурс: Представление команд. (Эмблема, название, девиз, приветствие). 2 конкурс: Разминка “Из пословицы… слова не выкинешь”.
(1-2 ученика доказывают, что в разминке они работали с пословицами). 3 конкурс: “Буква за буквой ” (Кто быстрее составит поговорку из букв-карточек, например: век живи– век учись; шила в мешке не утаишь). (1-2 ученика объясняют, что это поговорки) 4 конкурс: Конкурс капитанов “Пословица недаром молвится”: Придумать историю или юмористический рассказ, к которому можно применить составленную пословицу за 1 минуту. 5 конкурс: “Угадай-ка!” С помощью мимики и жестов показать пословицу, а команда соперников должна ее назвать. 6 конкурс: “От пословицы не уйдешь”. Выбрать карточки с пословицами народов мира, вспомнить русские синонимы, назвать за 30 секунд. 1. Ненецкая: Конец показывает, что каждый может. (Конец – делу венец. Легко начать, да не легко закончить) 2. Малайская: И в тихой воде есть крокодил. (В тихом омуте черти водятся) 3. Арабская: В трудную минуту друг тут как тут. (Друзья познаются в беде. Сам пропадай, а товарища выручай) 4. Армянская: Плоха та шутка, в которой нет половины правды. (В каждой шутке есть доля правды.) 5. Башкирская: В радости знай меру, в беде – веры не теряй. (Несчастья бояться, счастья не видать. Где горе, там и радость) 6. Латышская: Руки не протянешь, так и с полки ложку не достанешь. (Хочешь есть калачи– не сиди на печи. Без труда не вынешь и рыбку из пруда) 7. Китайская: Медленно идти лучше, чем стоять. (Маленькое дело лучше большого безделья.) 8. Немецкяа: Кто ухаживает за пашней, за тем и пашня ухаживает. (Что посеешь, то и пожнешь .Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится) 9. Японская: Не смейся над старым, сам состаришься. (Дважды молодому не бывать. Придет старость– придет и слабость) 10. Марийская: Торопливая работа криво идет. (Сделано наспех – сделано на смех. Поспешишь – людей насмешишь) 11. Киргизская: Не смотри на лицо, а смотри на дело. (Смотри дерево в плодах, а человека в делах. С лица воды не пить. Не место красит человека, а человек место) 12. Коми-пермяцкая: Словами туда-сюда, а делом никуда. (Звону много, да толку мало. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не спеши языком – торопись делом) 7 конкурс “Кто больше?” Вспомнить и записать за 1минуту пословицы/поговорки, в которых есть число 7 (7 раз отмерь, один раз отрежь. Один рубит, а 7 в кулаки трубят. Семеро одну соломинку подымают. Для милого дружка 7 верст не околица. Семеро одного не ждут. Семеро -не один, в обиду не дадим .У ленивого 7 праздников в неделю.7 мышей потянули– крышку с кадушки стянули…) 8 конкурс-задание “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”. На интерактивной доске тексты ,соотнесите их с названием жанра, т.е. где пословицы и где поговорки?(См.Таблицу ЭОР №2).Аргументируйте свои ответы. А теперь проверьте себя сами…ошибок нет, видите “ 5”?Молодцы! 2. Слово жюри: Подведение итогов, награждение. 3. Слово учителя-ведущего: Анализ и оценка, домашнее задание: Спасибо за интересную игру, ребята! Надеюсь, что ваша речь станет более выразительной, яркой, если вы будете использовать в речи пословицы и поговорки! А с ними мы встретимся и в 7-м классе на уроках литературы в следующем учебном году. Домашним заданием для вас будет сделать буклет “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка” (1 группа учащихся) и нарисовать открытку по пословице/ поговорке (2 группа). Можете использовать те пословицы и поговорки, с которыми мы сегодня работали либо из “Сборника пословиц и поговорок, используемых в творческих заданиях” (См. Каталог ЕК ЦОР.гипертекст и иллюстрациями (html). Приложение ЭОР: учебная статья |