Преподавание русского языка
 Односоставное предложение. Подготовка к ГИА. 11-й класс. Теория и практика
 
Notice:  Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 
 
Notice:  Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 
Добавлено: 2012.08.26 
Просмотров: 3266  
 Савина Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы   В данном материале представлены разработки двух уроков русского языка в 11 классе по осложнённому повторению синтаксиса простого предложения по программе В.В. Бабайцевой (профильный уровень). В приложенных презентациях содержится дидактический материал с анимационными ключами для фронтальной работы над теорией (1-й урок) и практикой (2-й урок) односоставных предложений. Уроки сориентированы на выполнение задания В4 ЕГЭ, а также написание сочинения в формате части С.  Урок 1. Односоставные предложения. Цели:   -  повторить признаки односоставных предложений разных видов;
  - углубить знания об односоставных предложениях и их употреблении в речи.
    Оборудование: компьютерная презентация 1 (Приложение 1), таблица «Виды односоставных предложений» (Приложение 3).  Ход урока I. Лексическая разминка.  1. Подберите соответствующие русские эквиваленты (слайд 2):    | Заимствованное слово |  Русский эквивалент |  Ключ |     Коммуникация  Лаконичность  Нюанс  Ситуация  Специфичность  Структура  Экспрессивность  Этикет |  краткость  выразительность  оттенок  общение  положение  строение  особенность  вежливость |  общение  краткость  оттенок  положение  особенность  строение  выразительность  вежливость |      2. В каком предложении вместо слова ЛИЧНОСТНЫЙ нужно употребить слово ЛИЧНЫЙ? (слайд 3)   - Истина личностная, общественная, «космическая», одна не противоречит другой.
  - Я хотел бы Вам задать личностный вопрос.
  - Известно, что «персонифицированная», личностная информация – один из важнейших принципов телевидения.
  - Необходимо преодолеть «плоскостное» видение реальности, не остаться глухим и слепым к человеку, уметь увидеть в человеке под оболочкой личностное ядро.
    Как проявляются личностные качества человека в его речи?  II. Анализ речевой ситуации и текста  (текст записан под диктовку и проверен по ключу (слайды 4, 6)   Микроавтобус следует по своему маршруту.  – Пожалуйста, остановите возле магазина!– негромко просит водителя немолодая дама.  Маршрутка мчится дальше.  – Молодой человек,– вновь обращается дама,– теперь возле следующего дома остановите, прошу вас!  – Громче говорить надо! И предупреждать заранее!– недовольно бросает водитель, останавливая маршрутку прямо в луже. Дама выходит, поблагодарив.  – Тормози, командир!– паренёк в «аляске» кидает слова, точно стреляет.– Прям здесь!  Маршрутка мигом замирает. Паренёк выходит, продолжая что-то жевать…  (Д.Е. Савицкий)    Вопросы для осмысления текста. (Перспективное задание: написать сочинение в формате части С ЕГЭ по этому тексту). (слайды 5, 7, 8):   - Ваши впечатления?
  - Можете ли вы подтвердить реальность описанной сцены?
  - Соответствует ли стиль общения речевой ситуации?
  - Как вы оцениваете речевое поведение героев? Какие этикетные нарушения вы увидели?
  - В чём парадоксальность ситуации? Кто из героев, по вашему мнению, берёт верх? Как же быть «немолодой даме»: с волками жить – по-волчьи выть?
  - Как вы сформулируете проблемы, поднятые Д.Е. Савицким в данном тексте?
  - Можно ли сделать вывод, что автор утверждает действенность речевого бескультурья?
  - Какова его оценка действующих лиц?
  - В каких произведениях художественной литературы вы встретились с подобным? Какие отрицательные персонажи изобличаются посредством их собственной речи?
  - Итак, ни водитель, ни парень в «аляске» не произносят ни одного вульгарного слова, однако их речь оскорбительна, по меньшей мере, обидна. Почему? В чём проявилось речевое бескультурье и водителя, и молодого человека?
  - Можно ли утверждать, что в самой природе односоставных предложений заложен «антикультурный элемент» и их употребление нежелательно? Когда безличные «обижают»? В каких ситуациях односоставные предложения предпочтительнее или единственно возможны?
    III. Сообщение темы урока и постановка задач   (слайды 9-10)  ЕГЭ: В4. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.  Как вы думаете, почему для экзаменационной проверки предложено данное задание?  Почему оно в разделе повышенной сложности?  Что нужно знать и уметь для правильного выполнения задания?  IV. Повторение теоретических сведений и закрепление практических навыков.  Таблица «Виды односоставных предложений» (Приложение 1) была дана учащимся в качестве домашнего задания к данному уроку (вопрос 6 на с. 316).  Вопросы и задания для коллективной работы по презентации (слайды 11-35).  Какое предложение называется односоставным?  Определите способ словообразования:     | Данное слово |  Исходное слово |  Способ словообразования |     двусоставный  односоставный  личный  определённый  неопределённый  безличный  назывной |  два состава  один состав  лицо  определить  определённый  без лица  называть |  сложно-суффиксальный  сложно-суффиксальный  суффиксальный  суффиксальный  приставочный  приставочно-суффиксальный  суффиксальный |      На какие группы по форме главного члена делятся односоставные предложения?  Тесты с проверкой и комментарием.  В какой форме стоит глагол-сказуемое в определенно-личных предложениях?   -  в форме 1-го лица;
  -  в форме 2-го лица;
  -  в форме З-го лица;
  -  в форме прошедшего времени.
    Выделите форму слова, которая не может быть сказуемым в односоставном определенно-личном предложении. Объясните почему.   -  Пишу, пишешь, пишет, будем писать.
  -  Сядь, сядьте, пусть сядет, сядем.
  -  Буду уверен, будьте уверены, уверен.
  -  Читаю, читают, читай, читаешь.
  -  Пою, пой, пел, споет.
    Какие глагольные морфемы помогают определить лицо?   -у -ю -ешь -ишь -ет -ит -им -ете -ите -ут -ют –ат -ят -и -те    Почему в определённо-личных предложениях невозможна форма 3-го лица?  В какой форме стоит глагол-сказуемое в неопределенно-личных предложениях?   -  в форме 3-го лица ед. ч.
  -  в форме 3-го лица мн. ч.
  -  в форме прошедшего времени ед. ч.
  -  в форме прошедшего времени мн. ч.
    Выделите форму слова, которая может быть главным членом неопределённо-личного предложения.   -  Сказали бы, сказал, пусть скажет
  -  Сделаем, сделал, сделали.
  -  Сидит, пусть сидят, сидим.
  -  Говорит, говорят, говорил.
    В каких формах стоит глагол-сказуемое в обобщённо-личных предложениях?   Любишь кататься – люби и саночки возить. Как аукнется – так и откликнется. Взялся за гуж(?) не говори, что не дюж(?). Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Век живи – век учись. Не спеши языком – торопись делом.    Возможна ли в обобщённо-личных предложениях форма прошедшего времени?  Какими частями речи может быть выражено сказуемое в безличном предложении?   -  глаголом в неопределенной форме;
  -  именем существительным;
  -  наречием;
  -  кратким прилагательным в форме среднего рода;
  -  кратким страдательным причастием в форме среднего рода;
  -  глаголом в спрягаемой форме.
    В какой форме стоит глагол-сказуемое в безличных предложениях?   -  В 3 л. множественного числа.
  -  В 3 л. единственного числа настоящего времени.
  -  В прошедшем времени мужского рода.
  -  В прошедшем времени среднего рода.
    Выделите грамматические основы.  Определите, что выражают безличные предложения:   -  состояние природы или окружающей среды;
  -  физическое или психическое состояние живого существа;
  -  возможность, невозможность, необходимость;
  -  наличие или отсутствие чего- либо.
     На маленьком острове не было ни милиции, ни суда  Посетителей в коридоре нет.  На улице сыро.  Мне грустно потому, что весело тебе.  Мне необходимо срочно уехать.  Отцу долго нездоровилось.    Охарактеризуй грамматические основы предложений.   Не стыдно не знать, стыдно не учиться. – Не учиться – стыдно! Вам вредно курить. Курить – вредно! Хочу… Хочется… Хотелось бы… У меня болит.. – Мне нездоровится.  Кажется, что…- Кажется, рассветает. Темнеет. Темно. Не бояться! Вам бы задуматься…  Было приказано остановиться. Надо… можно… необходимо.. Совестно… Нет..  Охота…страх… ужас… пора… невмочь… Ни шёпота, ни шороха. Ничего. Смеху-то! Вам бы всё хи-хи да ха-ха! Позвони, чтобы предупредить.    Почему инфинитивные предложения логично отнести к безличным?  Укажите назывные предложения.   Снег. Снег? Не снег. Был снег. Свежий снег! Снег свежий! Снегу… Снег!.. Как описать его? Влажный, по-февральски темнеющий снег. За окном – снег. Снег и мороз. Снег февраля. Ни снега, ни мороза.    Укажите назывные предложения.   Москва. Вот и Москва. Вот тебе и Москва… Ай да Москва! Москва! Как много в этом звуке… Москва! Люблю тебя, как сын… Москва и москвичи. Только бы Москва!    Какие предложения можно отнести к назывным?   -  – Жалкие люди! – сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев.
  Гость поднялся, протянул руку:  -  – Мамедов.
  -  – Эх, Ваня-Ванюша! – покачал он головой.
  -  – Ветер, ветер! Ты могуч…
    Как отличить назывное предложение от неполного двусоставного? Какие второстепенные члены делают предложение без выраженного сказуемого двусоставным?  Что отличает вокативное предложение от обращения?  Что мешает отнести именительный представления к полноценным номинативным предложениям?  К какому виду односоставных предложений можно отнести обобщённо-личные, инфинитивные, вокативные предложения?  V. Обобщение и рефлексия.   -  Упростите таблицу «Виды односоставных предложений» в соответствии с традиционной классификацией.
  -  О каких предложениях идёт речь? (слайды 36-37) 
 -  В них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли» (А.М.Пешковский)?
  -  «Обозначение действующего лица в этих конструкциях не является целью высказывания» (А.Н.Гвоздев)?
  -  Эти предложения «могут быть распространены только определениями – согласованными или несогласованными» (Н.С.Валгина)?
  -  В этих предложениях «сказуемое не может быть в форме третьего лица» (Н.С.Валгина)?
  -  «Глагол не нуждается в наличии местоимения, так как значение конкретного лица передаётся его личным окончанием» (Н.С.Валгина)?
     -  Сформулируйте как можно лаконичней памятку для определения вида односоставного предложения.
  -  Оцените своё самочувствие на уроке. При выполнении каких заданий вы чувствовали себя уверенно? Какие задачи ставите перед собой? Что нужно уточнить, повторить?
    VI. Домашнее задание: упражнения по выбору (упр.436-440), задание В4 ЕГЭ (варианты 1-5 с самопроверкой). (слайд 38)  Урок 2. Односоставные предложения (практикум). Цели: отработать практические навыки распознавания односоставных предложений в тексте и определения их роли в речи.  Оборудование: компьютерная презентация 2 (Приложение 2), таблица, дидактические карточки №1, №2 (Приложение 3).  Ход урока I. Словообразовательная разминка. (слайд 2)   Проверка домашнего задания.  II. Отработка практических навыков.  1. Определение вида односоставных предложений по расширенной и традиционной классификации. Работа в группах. (Приложение 3. Дидактическая карточка №1)  Какие предложения взяты из учебного пособия «Культура русской речи» Мурашова А.А.? Почему не удалось подобрать примеры разных видов односоставных предложений из этого источника?  2. Запись текстов под диктовку с самопроверкой (слайды презентации 2) и выполнение заданий к текстам.  1) Запишите отрывок из дневника В.В. Вересаева. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, определите их вид. (слайд 3)    На жизнь свою оглядываюсь с благодарностью. Судьба была ко мне благосклонна, даже больше - баловала меня. И самый ценный дар: она дала мне способность знать своё место и не переоценивать себя. Поэтому я почти избавлен от самых тяжёлых страданий – зависти и обид самолюбия. Смотрю вперёд: много в жизни радостного. Кончу роман, возьмусь за работу над Пушкиным…    Добавьте местоимения в определённо-личные предложения. Что изменится?Что вы можете сказать о личности автора? Какие конструкции убеждают нас в отсутствии у него «обид самолюбия»?  2) Прочитайте выразительно стихотворение М.Андреева. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, объясните их уместность в тексте. (слайд 4)    Кедровник начисто срубили,  А были кедры хороши!  Когда рубили,  говорили,  Что рубят на карандаши.  Дымят встревоженные дали.  Ворчит обугленная гать.  Карандашей-то  настрогали,  А что же ими рисовать?    Можно ли найти виновного в уничтожении природы? Автор предельно лаконичен и сдержан, но как ярки его эмоции и однозначно отношение к содеянному теми, лицо которых не определено! В каких предложениях он подчёркивает отсутствие признаков личности – сознания, сердца и ответственности человека? Что, по мнению поэта, имеет душу и разум? (Обращаем внимание на подлежащие двусоставных предложений и олицетворения, с ними связанные).  3) Опустите, где можно, подлежащее. Какими стали эти предложения без подлежащего? (слайд 5)    Ты находишься в начале долгого жизненного пути. Всё у тебя в будущем. И эту будущую жизнь ты хочешь прожить достойно. Поэтому ты ищешь для себя благородные примеры в настоящем и прошлом, ты читаешь книги, ты изучаешь историю. Ты надеешься принести пользу людям. Ты заранее подумай, к какому делу приложишь свой ум и свои руки.    4) Подчеркните и охарактеризуйте грамматические основы, объясните их уместность.(Отмечаем, что в этой ситуации безличные не «обижают» - они исключают субъективность, придают высказыванию характер непреложной, объективно существующей истины). (слайд 6)    …Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие. (Н.И.Новиков, 1770г.)    5) Почему лаконичные односоставные не вытеснили двусоставные? (слайд 7)    Я не люблю себя, когда я трушу,  Досадно мне, когда невинных бьют.  Я не люблю, когда мне лезут в душу,  Тем более – когда в неё плюют.  (В.С. Высоцкий. Я не люблю)    Вы анализировали тексты на разные темы, но что их объединяет? (личность, личностное отношение к предмету речи)  3. Развитие речи. Работа с синтаксическими синонимами.  Публицистический стиль предполагает использование всех экспрессивно-стилистических возможностей языка. Сравните речевые модели, предлагаемые для сочинения части С ЕГЭ. Какую форму вы предпочтёте и почему? Какая форма выражения мысли Вам кажется ближе, удобнее, точнее, нужнее в Вашем сочинении? Почему? (слайды 8-9)    Считают, что.. Считается, что…  Не могу не согласиться…  Нельзя не сказать…Говорят, что… Поговаривали о том…  Когда читаешь…Когда я читаю…  Могу с уверенностью утверждать… Можно утверждать, что…  Хочу отметить… Хотелось бы подчеркнуть…  Думаю, что…Думается, что…  Не зря говорят…  Когда я задумываюсь… Задумаешься, бывало, …    III. Домашнее задание: (слайд 10)   Выберите один из записанных текстов.  Выделив главную проблему, прокомментируйте её.  Сформулируйте авторскую позицию.  Выразите своё отношение к ней и обоснуйте его, приводя примеры из жизни и литературы. Напишите сочинение в формате части С ЕГЭ.  IV. Индивидуальная работа с самопроверкой: задание В4 ЕГЭ (варианты 6-12).  Определение вида односоставного предложения в составе сложного:   V. Проверочная работа. (Приложение 3. Дидактическая карточка №2)  Литература   - Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля /. В.В. Бабайцева. – 5-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
  - Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник. Предпрофильное обучение/ В.В. Бабайцева. – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2009.
  - Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка: более 200 рядов паронимов/ Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  - Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – Изд. 6-е, перераб. И доп. – М.: Логос, 2008.
  - Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  - Мурашов А.А. Культура русской речи: учебн.пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. профиля/ А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.: Просвещение, 2006.
  - Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2008.
  - Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
    
Notice:  Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 
 
Notice:  Undefined offset:  1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 
 |