Преподавание русского языка
Односоставное предложение. Подготовка к ГИА. 11-й класс. Теория и практика
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3169
Савина Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы В данном материале представлены разработки двух уроков русского языка в 11 классе по осложнённому повторению синтаксиса простого предложения по программе В.В. Бабайцевой (профильный уровень). В приложенных презентациях содержится дидактический материал с анимационными ключами для фронтальной работы над теорией (1-й урок) и практикой (2-й урок) односоставных предложений. Уроки сориентированы на выполнение задания В4 ЕГЭ, а также написание сочинения в формате части С. Урок 1. Односоставные предложения. Цели: - повторить признаки односоставных предложений разных видов;
- углубить знания об односоставных предложениях и их употреблении в речи.
Оборудование: компьютерная презентация 1 (Приложение 1), таблица «Виды односоставных предложений» (Приложение 3). Ход урока I. Лексическая разминка. 1. Подберите соответствующие русские эквиваленты (слайд 2): Заимствованное слово | Русский эквивалент | Ключ | Коммуникация Лаконичность Нюанс Ситуация Специфичность Структура Экспрессивность Этикет | краткость выразительность оттенок общение положение строение особенность вежливость | общение краткость оттенок положение особенность строение выразительность вежливость | 2. В каком предложении вместо слова ЛИЧНОСТНЫЙ нужно употребить слово ЛИЧНЫЙ? (слайд 3) - Истина личностная, общественная, «космическая», одна не противоречит другой.
- Я хотел бы Вам задать личностный вопрос.
- Известно, что «персонифицированная», личностная информация – один из важнейших принципов телевидения.
- Необходимо преодолеть «плоскостное» видение реальности, не остаться глухим и слепым к человеку, уметь увидеть в человеке под оболочкой личностное ядро.
Как проявляются личностные качества человека в его речи? II. Анализ речевой ситуации и текста (текст записан под диктовку и проверен по ключу (слайды 4, 6) Микроавтобус следует по своему маршруту. – Пожалуйста, остановите возле магазина!– негромко просит водителя немолодая дама. Маршрутка мчится дальше. – Молодой человек,– вновь обращается дама,– теперь возле следующего дома остановите, прошу вас! – Громче говорить надо! И предупреждать заранее!– недовольно бросает водитель, останавливая маршрутку прямо в луже. Дама выходит, поблагодарив. – Тормози, командир!– паренёк в «аляске» кидает слова, точно стреляет.– Прям здесь! Маршрутка мигом замирает. Паренёк выходит, продолжая что-то жевать… (Д.Е. Савицкий) Вопросы для осмысления текста. (Перспективное задание: написать сочинение в формате части С ЕГЭ по этому тексту). (слайды 5, 7, 8): - Ваши впечатления?
- Можете ли вы подтвердить реальность описанной сцены?
- Соответствует ли стиль общения речевой ситуации?
- Как вы оцениваете речевое поведение героев? Какие этикетные нарушения вы увидели?
- В чём парадоксальность ситуации? Кто из героев, по вашему мнению, берёт верх? Как же быть «немолодой даме»: с волками жить – по-волчьи выть?
- Как вы сформулируете проблемы, поднятые Д.Е. Савицким в данном тексте?
- Можно ли сделать вывод, что автор утверждает действенность речевого бескультурья?
- Какова его оценка действующих лиц?
- В каких произведениях художественной литературы вы встретились с подобным? Какие отрицательные персонажи изобличаются посредством их собственной речи?
- Итак, ни водитель, ни парень в «аляске» не произносят ни одного вульгарного слова, однако их речь оскорбительна, по меньшей мере, обидна. Почему? В чём проявилось речевое бескультурье и водителя, и молодого человека?
- Можно ли утверждать, что в самой природе односоставных предложений заложен «антикультурный элемент» и их употребление нежелательно? Когда безличные «обижают»? В каких ситуациях односоставные предложения предпочтительнее или единственно возможны?
III. Сообщение темы урока и постановка задач (слайды 9-10) ЕГЭ: В4. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения. Как вы думаете, почему для экзаменационной проверки предложено данное задание? Почему оно в разделе повышенной сложности? Что нужно знать и уметь для правильного выполнения задания? IV. Повторение теоретических сведений и закрепление практических навыков. Таблица «Виды односоставных предложений» (Приложение 1) была дана учащимся в качестве домашнего задания к данному уроку (вопрос 6 на с. 316). Вопросы и задания для коллективной работы по презентации (слайды 11-35). Какое предложение называется односоставным? Определите способ словообразования: Данное слово | Исходное слово | Способ словообразования | двусоставный односоставный личный определённый неопределённый безличный назывной | два состава один состав лицо определить определённый без лица называть | сложно-суффиксальный сложно-суффиксальный суффиксальный суффиксальный приставочный приставочно-суффиксальный суффиксальный | На какие группы по форме главного члена делятся односоставные предложения? Тесты с проверкой и комментарием. В какой форме стоит глагол-сказуемое в определенно-личных предложениях? - в форме 1-го лица;
- в форме 2-го лица;
- в форме З-го лица;
- в форме прошедшего времени.
Выделите форму слова, которая не может быть сказуемым в односоставном определенно-личном предложении. Объясните почему. - Пишу, пишешь, пишет, будем писать.
- Сядь, сядьте, пусть сядет, сядем.
- Буду уверен, будьте уверены, уверен.
- Читаю, читают, читай, читаешь.
- Пою, пой, пел, споет.
Какие глагольные морфемы помогают определить лицо? -у -ю -ешь -ишь -ет -ит -им -ете -ите -ут -ют –ат -ят -и -те Почему в определённо-личных предложениях невозможна форма 3-го лица? В какой форме стоит глагол-сказуемое в неопределенно-личных предложениях? - в форме 3-го лица ед. ч.
- в форме 3-го лица мн. ч.
- в форме прошедшего времени ед. ч.
- в форме прошедшего времени мн. ч.
Выделите форму слова, которая может быть главным членом неопределённо-личного предложения. - Сказали бы, сказал, пусть скажет
- Сделаем, сделал, сделали.
- Сидит, пусть сидят, сидим.
- Говорит, говорят, говорил.
В каких формах стоит глагол-сказуемое в обобщённо-личных предложениях? Любишь кататься – люби и саночки возить. Как аукнется – так и откликнется. Взялся за гуж(?) не говори, что не дюж(?). Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Век живи – век учись. Не спеши языком – торопись делом. Возможна ли в обобщённо-личных предложениях форма прошедшего времени? Какими частями речи может быть выражено сказуемое в безличном предложении? - глаголом в неопределенной форме;
- именем существительным;
- наречием;
- кратким прилагательным в форме среднего рода;
- кратким страдательным причастием в форме среднего рода;
- глаголом в спрягаемой форме.
В какой форме стоит глагол-сказуемое в безличных предложениях? - В 3 л. множественного числа.
- В 3 л. единственного числа настоящего времени.
- В прошедшем времени мужского рода.
- В прошедшем времени среднего рода.
Выделите грамматические основы. Определите, что выражают безличные предложения: - состояние природы или окружающей среды;
- физическое или психическое состояние живого существа;
- возможность, невозможность, необходимость;
- наличие или отсутствие чего- либо.
На маленьком острове не было ни милиции, ни суда Посетителей в коридоре нет. На улице сыро. Мне грустно потому, что весело тебе. Мне необходимо срочно уехать. Отцу долго нездоровилось. Охарактеризуй грамматические основы предложений. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. – Не учиться – стыдно! Вам вредно курить. Курить – вредно! Хочу… Хочется… Хотелось бы… У меня болит.. – Мне нездоровится. Кажется, что…- Кажется, рассветает. Темнеет. Темно. Не бояться! Вам бы задуматься… Было приказано остановиться. Надо… можно… необходимо.. Совестно… Нет.. Охота…страх… ужас… пора… невмочь… Ни шёпота, ни шороха. Ничего. Смеху-то! Вам бы всё хи-хи да ха-ха! Позвони, чтобы предупредить. Почему инфинитивные предложения логично отнести к безличным? Укажите назывные предложения. Снег. Снег? Не снег. Был снег. Свежий снег! Снег свежий! Снегу… Снег!.. Как описать его? Влажный, по-февральски темнеющий снег. За окном – снег. Снег и мороз. Снег февраля. Ни снега, ни мороза. Укажите назывные предложения. Москва. Вот и Москва. Вот тебе и Москва… Ай да Москва! Москва! Как много в этом звуке… Москва! Люблю тебя, как сын… Москва и москвичи. Только бы Москва! Какие предложения можно отнести к назывным? - – Жалкие люди! – сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев.
Гость поднялся, протянул руку: - – Мамедов.
- – Эх, Ваня-Ванюша! – покачал он головой.
- – Ветер, ветер! Ты могуч…
Как отличить назывное предложение от неполного двусоставного? Какие второстепенные члены делают предложение без выраженного сказуемого двусоставным? Что отличает вокативное предложение от обращения? Что мешает отнести именительный представления к полноценным номинативным предложениям? К какому виду односоставных предложений можно отнести обобщённо-личные, инфинитивные, вокативные предложения? V. Обобщение и рефлексия. - Упростите таблицу «Виды односоставных предложений» в соответствии с традиционной классификацией.
- О каких предложениях идёт речь? (слайды 36-37)
- В них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли» (А.М.Пешковский)?
- «Обозначение действующего лица в этих конструкциях не является целью высказывания» (А.Н.Гвоздев)?
- Эти предложения «могут быть распространены только определениями – согласованными или несогласованными» (Н.С.Валгина)?
- В этих предложениях «сказуемое не может быть в форме третьего лица» (Н.С.Валгина)?
- «Глагол не нуждается в наличии местоимения, так как значение конкретного лица передаётся его личным окончанием» (Н.С.Валгина)?
- Сформулируйте как можно лаконичней памятку для определения вида односоставного предложения.
- Оцените своё самочувствие на уроке. При выполнении каких заданий вы чувствовали себя уверенно? Какие задачи ставите перед собой? Что нужно уточнить, повторить?
VI. Домашнее задание: упражнения по выбору (упр.436-440), задание В4 ЕГЭ (варианты 1-5 с самопроверкой). (слайд 38) Урок 2. Односоставные предложения (практикум). Цели: отработать практические навыки распознавания односоставных предложений в тексте и определения их роли в речи. Оборудование: компьютерная презентация 2 (Приложение 2), таблица, дидактические карточки №1, №2 (Приложение 3). Ход урока I. Словообразовательная разминка. (слайд 2) Проверка домашнего задания. II. Отработка практических навыков. 1. Определение вида односоставных предложений по расширенной и традиционной классификации. Работа в группах. (Приложение 3. Дидактическая карточка №1) Какие предложения взяты из учебного пособия «Культура русской речи» Мурашова А.А.? Почему не удалось подобрать примеры разных видов односоставных предложений из этого источника? 2. Запись текстов под диктовку с самопроверкой (слайды презентации 2) и выполнение заданий к текстам. 1) Запишите отрывок из дневника В.В. Вересаева. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, определите их вид. (слайд 3) На жизнь свою оглядываюсь с благодарностью. Судьба была ко мне благосклонна, даже больше - баловала меня. И самый ценный дар: она дала мне способность знать своё место и не переоценивать себя. Поэтому я почти избавлен от самых тяжёлых страданий – зависти и обид самолюбия. Смотрю вперёд: много в жизни радостного. Кончу роман, возьмусь за работу над Пушкиным… Добавьте местоимения в определённо-личные предложения. Что изменится?Что вы можете сказать о личности автора? Какие конструкции убеждают нас в отсутствии у него «обид самолюбия»? 2) Прочитайте выразительно стихотворение М.Андреева. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, объясните их уместность в тексте. (слайд 4) Кедровник начисто срубили, А были кедры хороши! Когда рубили, говорили, Что рубят на карандаши. Дымят встревоженные дали. Ворчит обугленная гать. Карандашей-то настрогали, А что же ими рисовать? Можно ли найти виновного в уничтожении природы? Автор предельно лаконичен и сдержан, но как ярки его эмоции и однозначно отношение к содеянному теми, лицо которых не определено! В каких предложениях он подчёркивает отсутствие признаков личности – сознания, сердца и ответственности человека? Что, по мнению поэта, имеет душу и разум? (Обращаем внимание на подлежащие двусоставных предложений и олицетворения, с ними связанные). 3) Опустите, где можно, подлежащее. Какими стали эти предложения без подлежащего? (слайд 5) Ты находишься в начале долгого жизненного пути. Всё у тебя в будущем. И эту будущую жизнь ты хочешь прожить достойно. Поэтому ты ищешь для себя благородные примеры в настоящем и прошлом, ты читаешь книги, ты изучаешь историю. Ты надеешься принести пользу людям. Ты заранее подумай, к какому делу приложишь свой ум и свои руки. 4) Подчеркните и охарактеризуйте грамматические основы, объясните их уместность.(Отмечаем, что в этой ситуации безличные не «обижают» - они исключают субъективность, придают высказыванию характер непреложной, объективно существующей истины). (слайд 6) …Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие. (Н.И.Новиков, 1770г.) 5) Почему лаконичные односоставные не вытеснили двусоставные? (слайд 7) Я не люблю себя, когда я трушу, Досадно мне, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более – когда в неё плюют. (В.С. Высоцкий. Я не люблю) Вы анализировали тексты на разные темы, но что их объединяет? (личность, личностное отношение к предмету речи) 3. Развитие речи. Работа с синтаксическими синонимами. Публицистический стиль предполагает использование всех экспрессивно-стилистических возможностей языка. Сравните речевые модели, предлагаемые для сочинения части С ЕГЭ. Какую форму вы предпочтёте и почему? Какая форма выражения мысли Вам кажется ближе, удобнее, точнее, нужнее в Вашем сочинении? Почему? (слайды 8-9) Считают, что.. Считается, что… Не могу не согласиться… Нельзя не сказать…Говорят, что… Поговаривали о том… Когда читаешь…Когда я читаю… Могу с уверенностью утверждать… Можно утверждать, что… Хочу отметить… Хотелось бы подчеркнуть… Думаю, что…Думается, что… Не зря говорят… Когда я задумываюсь… Задумаешься, бывало, … III. Домашнее задание: (слайд 10) Выберите один из записанных текстов. Выделив главную проблему, прокомментируйте её. Сформулируйте авторскую позицию. Выразите своё отношение к ней и обоснуйте его, приводя примеры из жизни и литературы. Напишите сочинение в формате части С ЕГЭ. IV. Индивидуальная работа с самопроверкой: задание В4 ЕГЭ (варианты 6-12). Определение вида односоставного предложения в составе сложного: V. Проверочная работа. (Приложение 3. Дидактическая карточка №2) Литература - Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля /. В.В. Бабайцева. – 5-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник. Предпрофильное обучение/ В.В. Бабайцева. – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2009.
- Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка: более 200 рядов паронимов/ Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – Изд. 6-е, перераб. И доп. – М.: Логос, 2008.
- Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Мурашов А.А. Культура русской речи: учебн.пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. профиля/ А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.: Просвещение, 2006.
- Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2008.
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|