ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Синтаксический разбор односоставного предложения

Добавлено: 2013.08.07
Просмотров: 1258

Моргунова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель: Создать условия для развития метапредметных компетенций в рамках темы урока.

Задачи: Повторить теорию односоставного предложения, развивать навыки самостоятельной работы и синтаксического разбора односоставного предложения, навыки самооценки, рефлексии, воспитание патриотических чувствии нравственности.

Формирование метапредметных компетенций:

учебно-организационные:

  • определять учебную задачу,
  • оценивать свою учебную деятельность

учебно-информационные:

  • работать с текстом
  • составлять план, схему

учебно-коммуникативные:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение выдвигать гипотезу, сопоставлять, анализировать и делать вывод, формулировать свои мысли.
  • умение выслушивать мнение других, оценивать его.

социальные компетенции:

  • работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

Оборудование: Презентация, учебник, рабочие тетради, лист ученика.

Предварительное домашнее задание:

Упр.209 (использовать односоставные предложения),

индивидуально: Выписать цитаты известных людей Алтая (России) или биографические сведения о них, включающих односоставные предложения.

Ход:

Организационный момент.

- Какой раздел мы изучаем?

- Назовите единицы синтаксиса.

- С какой единицей работаем мы?

- Вы – маленькие ученые. Какие умения являются важными для ученого? (умение наблюдать, мыслить, сопоставлять, сравнивать, выдвигать и проверять гипотезу, анализировать, классифицировать и делать выводы)

- Вы владеете такими умениями?

- У вас есть для этого и необходимый багаж знаний. Расскажите известное об односоставных предложениях.

Проверка домашнего задания. Упр.209.

Один выходит и читает свой текст, указывает односоставные предложения. Все слушают, оценивают.

Тема. Цель: Закрепить знания. Учиться отличать односоставное предложение от двусоставного, синтаксически разбирать его.

- А где вам пригодятся эти умения? (на других уроках, на экзамене и в жизни)

План синтаксического разбора.

Составление - самостоятельная работа // в парах, в группах.

Представление результата. Обсуждение.

Проверка по параграфу 38 учебника. Корректировка.

Запоминание плана (последовательности) разбора:

  1. Цель высказывания.
  2. Интонация.
  3. Количество основ: 1 или
  4. Состав основы.
  5. Второстепенные члены.
  6. Части речи.

* Из каких предложений мы составили план?

Синтаксический разбор. (на интерактивной доске)

О нашем земляке писателе.

Петр Бородкин после ряда операций, потеряв обе ноги, не стал пессимистом. Он остался таким же контактным с людьми, порой даже улыбчивым.

Сейчас его нет с нами. Но говорят, что автор жив, пока живы его книги.

- Мне интересны науки: языкознание и литературоведение. Поэтому я выбрала профессию учителя этих предметов. А что интересно вам?

- Знакомьтесь с увлечением одноклассников, расширяйте кругозор.

- У доски зачитывайте отрывки из текстов. Записывайте на доске односоставные предложения

и разбирайте по плану. А слушатели делайте вывод: поучительны ли фрагменты.

1.Валерий Золотухин писал:

“Тебе родина дала талант, ты с этим багажом в мир двинулся. Вот работаешь. А родина ждет. У Набокова есть такая фраза: "Я вернусь в Россию книгами". Я могу сказать - "Я возвращаюсь на Алтай театром". Какой артист в этом смысле может со мной сравниться? Чтобы родина тебя отблагодарила не четырехэтажным коттеджем, а театром?! Когда смотрю на эти коттеджи, думаю, что же нужно сделать для родины, чтобы она тебя так отблагодарила! Меня отблагодарила театром, хорошими людьми”.

2. Г.С.Титов, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза писал:

“Есть на земле место, которое тебе бесконечно дорого, - твои родные края, где ты появился на свет, вырос, откуда ушел в большую и интересную жизнь. Алтай. Моя "малая" родина. Моя большая любовь. Много живописных мест на Алтае - Чуйский тракт и своенравная река Катунь, горные ущелья и покрытая ледниками гора Белуха ... Чудесная эта страна - Горный Алтай! Первозданность и нетронутость природы, cуровый климат. Величественные горы и прозрачные спокойные озера, бурные горные реки и луга. И синева - синева в десятки оттенков”.

3. Алексей Смертин

Воспитанник барнаульской школы футбола. Заниматься футболом он начал под руководством своего отца … 21 августа 2002 года Алексей стал капитаном сборной России, получив символическую капитанскую повязку от Виктора Онопко. Участник чемпионата мира 2002 года и чемпионата Европы 2004 года. В составе сборной России он провел 55 матчей.

4. Иван Ползунов

Один из зарубежных ученых, путешествуя по стране, посетил Барнаул, познакомился с Ползуновым и внимательно изучил строившуюся паровую установку. О своих впечатлениях он писал: “... Наибольше имею знакомство с горным механиком Иваном Ползуновым. Это муж, делающий честь своему Отечеству”.

Говоря о высокой гражданской ответственности Ползунова и его преданности Отечеству, уместно привести один пример. Зимой 1760 года он руководил сплавом добываемой в округе руды. О том, что там произошло, лучше всего рассказал он сам: “Казенный дом изнутри загорелся. А как уже в горнице огонь появился, тогда, от сна пробудясь, ухватя государственные дела и книги, в окно с ними выскочил... Так-то государственная казна с делами остались без всякого повреждения и траты... Собственное мое все потратил”.

5. Григорий Иванович Гуркин
Алтайский художник. Ученик И. И. Шишкина
.

Родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск).

В 1878 году был отдан в класс школы при Алтайской духовной миссии.

После окончания её окончания некоторое время работал учителем, но затем обратился к живописи.

Как и многие русские художники, Григорий Иванович Гуркин был певцом своей малой родины.

Одной из любимых тем в творчестве Гуркина была тема горной реки. Катунь воспета художником в целом ряде прекрасных полотен.

6. Конструктор-оружейник Михаил Калашников говорит:

Меня часто спрашивают, доволен ли я своей судьбой? Доволен, что всю жизнь занимался нужным делом. Конечно, оружие — не трактор и не плуг. Им землю не вспашешь. Но без него и не защитишь свою Родину, свой народ.

Вот вновь пригласили в Соединенные Штаты Америки. Поеду ли? Нельзя не поехать. Потому что мы продолжим беседу о том, как наш хрупкий мир укрепить согласием и взаимопониманием людей, сближением народов, как нам жить без оружия и войн.

7. Из интервью с Татьяной Котовой.

Спорт - это борьба, там у вас много соперниц, а с конкурентами в бизнесе вы готовы бороться?
Татьяна Котова: Я не могу сказать, что в спорте у меня много конкурентов. Передо мной всегда стоит цель - сделать как можно лучше. Я прикладываю очень много усилий, чтобы стать лучшей, сделать лучше, а как получится в конечном итоге - покажет время. У меня нет в этом смысле особых амбиций. Мне часто говорили: "Лебедева забрала вашу золотую Олимпийскую медаль!" Но... Человек ведь тоже тренировался! Она делала все, что могла, я тоже делала все, что могла. Это спорт. В жизни глупо обижаться на конкурентов. При чем тут твой конкурент, если ты не можешь сделать что-то лучше?! Надо просто делать лучше, чем другие!

- Достигли цели?

- Есть в России гениальные люди, преуспевшие во многих науках. Кто из них вам известен? (М.В.Ломоносов) - Какой юбилей отмечается в этом году?

Самостоятельная работа (см. лист ученика)

- В нашем классе есть тоже человек, имеющий высокие результаты во многих науках. Надеемся, в будущем станешь великим человеком, прославишь Алтай и Россию.

Тест-контроль

Итог.

- Что теперь умеете в области русского языка?

- Какие умения используете в области других наук?

Дома: с.101 вопросы. Упр.221. * Упражнение 216.

*Повторить орфограммы и пунктограммы для диктанта.

Самостоятельные работы (см. приложение).

Дополнительно.

Дима Зиновьев из Рубцовска Алтайского края представлен к награде МЧС "За отвагу на пожаре". Его собственная жизнь только начинается, но он не побоялся рискнуть ей во спасение двух чужих. ЧП произошло 23 марта 2011 года. Дима вышел во двор помочь матери поскорее управиться по хозяйству. Уже стемнело, и в наступивших сумерках юноша увидел горящий соседний дом. Дмитрий сообщил отцу о случившемся, а сам бросился к горящему строению. Разбил оконное стекло. Не мешкая и не раздумывая, Дима бросился внутрь помещения, уже наполнившегося едким дымом и спас хозяйку дома, семидесятидвухлетнюю женщину и мужчину-инвалида, который не может передвигаться самостоятельно его. Мечта Дмитрия - посвятить жизнь служению российской медицине, делу спасения людей.