Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка по теме "Функциональные стили речи"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка по теме "Функциональные стили речи"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.15
Просмотров: 1923

Чурилова Светлана Дмитриевна, преподаватель русского языка и литературы

Цели:

  • Образовательные:
    • углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля.
    • развивать умение из текста выделять главное и обобщать полученный материал.
    • развивать навыки пользоваться словарями.
  • Воспитательные:
    • воспитывать культуру речи студентов: соблюдать речевые нормы РЛЯ.
    • воспитывать интерес к предмету.
    • воспитывать умение высказывать собственную точку зрения.

Планируемый результат:

Студент должен знать: о функциональных стилях (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Студент должен уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ.

Организационные формы обучения:

Тип урока: изучение и закрепления нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый.

1. Словесные – беседа, объяснение.
2. Наглядные – слайды на ПК, словари.
3. Практические – работа с материалом.

Метод контроля: индивидуальный и фронтальный виды контроля.

Средства обучения: программное обеспечение, учебники, словари, ПК, проектор, экран.

Поэтапные задачи хода занятия:

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока

3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.

Д.Свифт

1) Как вы думаете, что можно считать языковой нормой?
– Что такое языковая норма?
– Языковая норма обязательна для всех?
(Ответы студентов)

2) В БСЭ есть научное определение. Норма языковая – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, прознаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Языковые нормы являются обязательными для всех говорящих,
они зафиксированы в учебниках и справочниках. Однако в жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда говорить одинаково просто нельзя, порой это может вызвать смех. К примеру, какую реакцию окружающих может вызвать такое обращение: «Милостивый государь, не соблаговолите ли Вы передать некоторую сумму наличных денег для оплаты стоимости проезда в этом замечательном автобусе?»
С точки зрения нормы и литературности обращения, всё правильно. Но, согласитесь что-то здесь не так. Что, как вы думаете?
(Ответы студентов)
Всё дело в том , что язык, как и любая знаковая система, может претерпевать некоторые изменения в зависимости от сферы использования или функций. Поэтому в языке выделены функциональные стили.

3) Система функциональных стилей русского языка. Стилеобразующие факторы
Функциональные стили речи – разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
Выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Стилеобразующие факторы – ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста, написанного в этом стиле. Это в конечном счете определяет отбор языковых средств.
Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр.
Система каждого функционального стиля складыва­ется из следующих языковых единиц:
– нейтральных (общеязыковых) единиц;
– стилистически окрашенных единиц;
– единиц, которые становятся стилистически значи­мыми в определенном тексте.
– От чего зависит выбор того или иного стиля?
(Ответы студентов)

4) Работа со словарями русского языка С.И.Ожегова. (Значение слова стиль)

5) Групповая работа

Задание: Определить функциональный стиль, найти свойственные стилю языковые элементы, обосновать свой выбор. (Работа с карточками)

6) Выступления учащихся и заполнение таблицы.

Задание: Заполните таблицу стилеобразующих факторов фун­кциональных стилей. Используйте материал для спра­вок.

Материал для справок

1. Сфера общения: общественно-политическая, науч­ная, правовая, бьгговая.
2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстети­ческое воздействие.
3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функция языка и речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (пре­рывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация
8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–).

Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный Художественный
1. Сфера общений
2. Основные цели общения
3. Способ общения
4. Основная функция (языка и) речи
5. Типичный вид речи
6. Основная форма речи
7. Способ изложения материала
8. Полнота изложения (смысловая законченность)
9. Объективность
10. Точность
11. Ясность
12. Экспрессивность
13. Стандартизированность

Научный стиль
Деловой стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль
Разговорный стиль

4. Рабрта по закреплению пройденного материала (работа с текстами)

Задание: Определить стиль текста (Приложения)

5. Итог работы

Вопросы побуждающие к рефлексии:

– Какую проблему мы сегодня обсуждали?
– Что для вас на уроке явилось открытием?
– Какой вид работы наиболее запомнился?

6. Домашнее задание (на выбор)

1. Найти в художественной литературе или периодике тексты различных стилей.
2. Написать текст для каждого стиля.

Приложение 1

Приложение 2


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21