Преподавание русского языка
Урок русского языка по теме "Функциональные стили речи"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.05.15
Просмотров: 1923
Чурилова Светлана Дмитриевна, преподаватель русского языка и литературы Цели: - Образовательные:
- углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля.
- развивать умение из текста выделять главное и обобщать полученный материал.
- развивать навыки пользоваться словарями.
- Воспитательные:
- воспитывать культуру речи студентов: соблюдать речевые нормы РЛЯ.
- воспитывать интерес к предмету.
- воспитывать умение высказывать собственную точку зрения.
Планируемый результат: Студент должен знать: о функциональных стилях (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях. Студент должен уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ. Организационные формы обучения: Тип урока: изучение и закрепления нового материала. Форма урока: комбинированный. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый. 1. Словесные – беседа, объяснение. 2. Наглядные – слайды на ПК, словари. 3. Практические – работа с материалом. Метод контроля: индивидуальный и фронтальный виды контроля. Средства обучения: программное обеспечение, учебники, словари, ПК, проектор, экран. Поэтапные задачи хода занятия: 1. Организационный момент 2. Постановка цели урока 3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля. Д.Свифт 1) Как вы думаете, что можно считать языковой нормой? – Что такое языковая норма? – Языковая норма обязательна для всех? (Ответы студентов) 2) В БСЭ есть научное определение. Норма языковая – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, прознаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Языковые нормы являются обязательными для всех говорящих, они зафиксированы в учебниках и справочниках. Однако в жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда говорить одинаково просто нельзя, порой это может вызвать смех. К примеру, какую реакцию окружающих может вызвать такое обращение: «Милостивый государь, не соблаговолите ли Вы передать некоторую сумму наличных денег для оплаты стоимости проезда в этом замечательном автобусе?» С точки зрения нормы и литературности обращения, всё правильно. Но, согласитесь что-то здесь не так. Что, как вы думаете? (Ответы студентов) Всё дело в том , что язык, как и любая знаковая система, может претерпевать некоторые изменения в зависимости от сферы использования или функций. Поэтому в языке выделены функциональные стили. 3) Система функциональных стилей русского языка. Стилеобразующие факторы Функциональные стили речи – разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств. Выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный. Стилеобразующие факторы – ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста, написанного в этом стиле. Это в конечном счете определяет отбор языковых средств. Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр. Система каждого функционального стиля складывается из следующих языковых единиц: – нейтральных (общеязыковых) единиц; – стилистически окрашенных единиц; – единиц, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте. – От чего зависит выбор того или иного стиля? (Ответы студентов) 4) Работа со словарями русского языка С.И.Ожегова. (Значение слова стиль) 5) Групповая работа Задание: Определить функциональный стиль, найти свойственные стилю языковые элементы, обосновать свой выбор. (Работа с карточками) 6) Выступления учащихся и заполнение таблицы. Задание: Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок. Материал для справок 1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бьгговая. 2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие. 3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный. 4. Функция языка и речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая. 5. Вид речи: монолог, диалог, полилог. 6. Форма речи: письменная, устная. 7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация 8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–). | Научный | Официально-деловой | Публицистический | Разговорный | Художественный | 1. Сфера общений | | | | | | 2. Основные цели общения | | | | | | 3. Способ общения | | | | | | 4. Основная функция (языка и) речи | | | | | | 5. Типичный вид речи | | | | | | 6. Основная форма речи | | | | | | 7. Способ изложения материала | | | | | | 8. Полнота изложения (смысловая законченность) | | | | | | 9. Объективность | | | | | | 10. Точность | | | | | | 11. Ясность | | | | | | 12. Экспрессивность | | | | | | 13. Стандартизированность | | | | | | Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль Разговорный стиль 4. Рабрта по закреплению пройденного материала (работа с текстами) Задание: Определить стиль текста (Приложения) 5. Итог работы Вопросы побуждающие к рефлексии: – Какую проблему мы сегодня обсуждали? – Что для вас на уроке явилось открытием? – Какой вид работы наиболее запомнился? 6. Домашнее задание (на выбор) 1. Найти в художественной литературе или периодике тексты различных стилей. 2. Написать текст для каждого стиля. Приложение 1 Приложение 2
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|