Преподавание литературы
Особенности изображения природы в стихотворении Ф.И. Тютчева "Неохотно и несмело...". Урок-исследование в 6-м классе
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 7900
Шихова Эльвира Жумакадыровна, учитель русского языка и литературы Эпиграф урока: Не то, что мните вы, природа... В ней есть душа, в ней есть свобода. Ф. И. Тютчев Цели: - образовательная: помочь вызвать зрительные образы, проанализировав стихи «Весенняя гроза»,«Неохотно и несмело…», понять настроение, чувства поэта;
- развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
- воспитывающая: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.
Методические приёмы: «линии сравнения», анализ (греч.) – «разложение, расчленение», разбор, рассмотрение чего-либо. Тип урока: урок формирование новых знаний Вид: урок-исследование Используемые учебники и учебные пособия: толковый словарь русского языка И.С.Ожегова, листы с текстами (стихи Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…»), таблица «Линия сравнения». Оборудование: компьютер, учебники, презентация. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Вступление – Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы не виделись несколько дней из-за погодных условий. Но, как говорится:«У природы нет плохой погоды». А в наших силах повернуть время вспять, для этого надо только вспомнить о теплых солнечных днях. 2. Актуализация 2.1. Работа по включению ассоциативного мышления 2.2. Прослушивание аудиозаписи и просмотр фото-слайдов о природе. – При просмотре слайдов (Приложение 1, слайды 1-12) обратите внимание на свои ощущения. – Расскажите о том, что вы услышали и что почувствовали? – Скажите, о чем будет идти речь на уроке? – Сегодня на уроке мы будем говорить о грозе. – Откройте тетради, запишите дату. – С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? – Гроза у меня ассоциируется с тревогой. – Гроза – явление природы. – Во время грозы я испытываю страх. – А вам приходилось попадать в такую ситуацию? Вспомните день, когда это случилось? Место, где Вы находились? Чувство, которое испытывали в те минуты и которое не забылось до сих пор? Поделитесь воспоминание в 2-3 предложениях. – Обратимся к толковому словарю Ожегова, где слово «гроза» имеет следующее значение: «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие» (Приложение 1, слайд 13) (Учащиеся записывают в тетрадь). – Скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что прочитали? (Приложение 1, слайд 14) Вывод 1: Слово «гроза» у нас ассоциируется со страхом, бедой, тревогой. – Вспомните, какие произведения вы изучали о грозе? – Мы изучали стихотворение «Весенняя гроза». – Кто является автором этого стихотворения? – Стихотворение «Весенняя гроза» написал Ф.И.Тютчев. 3. Объявление темы и постановка целей урока – Ф.И.Тютчев вошел в русскую литературу прежде всего как певец природы. Природа являлась для него источником впечатлений и раздумий. – Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Ф.И.Тютчева стихотворением «Неохотно и несмело». – Постараемся мысленно «увидеть» и «услышать», «ощутить» то, что описывал автор. (Приложение 1, слайд 15) – Но сначала обратимся к эпиграфу урока. (Выразительное чтение учителем) (Приложение 1, слайд 17) Не то, что мните вы, природа... В ней есть душа, в ней есть свобода. – Какие ключевые слова можно выделить? – Мните, природа, душа, свобода. – Как вы понимаете это выражение? – Природа свободна. – У природы есть душа. – Природа живая. 4. Словарная работа (Приложение 1, слайд 18) – Объясните значение выделенных вами слов. В словаре И.С.Ожегова мы найдем такое толкование: Мните (устар.) – думаете, полагаете Душа – внутренний, психический мир человека Свобода – отсутствие ограничений, стеснений в чем-нибудь – Какова основная мысль эпиграфа? – Природа – живое существо, она свободна, у нее есть душа. – Тютчев изображает природу не со стороны, ни как наблюдатель или фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у поэта живое, одухотворенное существо. – В этом мы убедимся, сравнив два стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело» и «Весенняя гроза». 5. Лабораторная работа (Приложение 1, слайд 20) 5.1. Выразительное чтение стихотворения «Весенняя гроза» учителем. – Какое настроение в природе передано в стихотворении? Каким образом поэт живописует образ русской природы? В каких словах выражена основная мысль стихотворения? (При анализе стихотворений учащиеся заполняют таблицу «Линия сравнения») 5.2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». – Для этого удивительного поэта нет секретов, он свободно разбирается в тайнах природы. Попытаемся и мы, вслед за Тютчевым, увидеть неповторимость окружающего мира. (Напротив каждой строфы стихотворения дети рисуют смайлики настроения). Чтение стихотворения 1 строфа (читает ученик) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом... – Какие эпитеты использует автор? – «В небе голубом», «весенний», «первый»... – Какие сравнения увидели? – «Как бы, резвяся и играя» – При помощи каких слов Тютчев олицетворяет грозу? – Резвяся, играя. – Какой характер грозы передают эти слова? – Передают молодой и веселый характер грозы. – Какое настроение лирического героя? – Чувство радости, наслаждение наступившей весной. – Вспомним, какие художественные средства использованы автором? (Приложение 1, слайды 21-23) Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему. Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа. Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение. Чтение 2 строфы – Прочитаем вторую строфу стихотворения. – С помощью какого приема передаются раскаты грома? – Аллитерации – употреблением звука [р] почти в каждом слове строки. – Отметим наиболее показательные в этом отношении строки. – Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты. – Какие метафоры помогают поэту изобразить природу? – Метафоры: капли – «перлы»; струи дождя – «нити золотые». – Использование слова возвышенной лексики «перлы» вместо «жемчужины» придает метафоре особую поэтическую окраску. (Запись в тетрадь) Перлы (высок.) – жемчуг. – Послушаем 3 строфу. – Какое настроение в природе рисует поэт? С помощью какого приема это достигается? – Всеобщая радость. – Олицетворения: «бежит поток», «шум вторит». – Прочитаем 4 строфу. (Приложение 1, слайд с иллюстрацией богини ГЕБЫ) – Кто такая Геба? – Богиня юности, символ продолжения жизни. (Запись в тетрадь). – Кто такие боги? Какая особенность у богов? Почему Тютчев употребил именно эту богиню? Подумайте. – Геба символ весны, возрождения, радуясь, смеясь, проливает на Землю благодатный напиток жизни – «перлы дождевые», и земля воскресает, обновляется. – Олимпийские боги бессмертны, а, значит, Геба будет вечно лить свой «громокипящий кубок». Вечно будет приходить весна и радовать мир своей красотой. – Какую грозу вы мысленно «видите» в этом стихотворении? (Словесное описание). – Посчитайте, каких смайликов веселых или грустных у вас преобладает в этом стихотворении? – Какой можем сделать вывод о весенней грозе? Вывод: Весенняя гроза не страшит и не пугает. В природе чувствуется радость. Богиня Геба и громокипящий кубок (первая гроза) – символ обновления жизни. Художественные средства, использованные поэтом, одушевляют природу, передают миг гармонии между землей и небом. – Ф.И.Тютчев обладал уникальной способностью изображать природу не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души... После южной природы Германии и Италии, где Тютчев прожил 22 г., поэт словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано 6 июня 1849 года по дороге в село Овстуг, имение, куда он иногда приезжал. 5.3. Выразительное чтение стихотворения «Неохотно и несмело»учителем. – Какие чувства испытывает поэт, наблюдая поединок в природе? 5.4. Анализ стихотворения. 5.5. Словарная работа (толкование слов, написанных на доске). – Как вы понимаете значение следующих слов: «нива», «окаймить», «смятение», «сиянье». (Приложение 1, слайд 26) Толковый словарь Ожегова Нива – обработанное поле, пашня, посевы Окаймить (кайма) – очертить Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога… Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться, праздновать. 5.6. Беседа с классом. – И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. – Какую картину рисует поэт? – Приближение грозы. – Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы? – Принахмурилась земля, потускнело солнце, теплые порывы ветра, дальний гром. – В какое время года мы застаём мир тютчевского стихотворения? – Это начало лета. – Что помогает нам понять это? – Летит пыль, зеленые нивы. – Какие картины можно нарисовать к каждому четверостишию? – В первом четверостишии плывут тучи и прячут за собой солнце, поэтому земля принахмурилась. Теплый ветер несет с собой запах дождя. – Во втором четверостишии яркая молния освещает своим блеском поля. – В третьем четверостишии мы уже слышим не далекие раскаты грома, а уже здесь. – В последней строфе слова солнце и сияние поднимают настроение. И страх перед грозой уже не чувствуется. – акими словами передает он изменения в природе? – Принахмурилась, прогремело, порывы ветра, тучи, гроза, струя молнии, раскаты. – Какие художественные приёмы позволяет зримо представить эту картину? – Олицетворения «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит». – Какова роль олицетворений? – Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека. Метафоры «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула». Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий». – В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой? Отметим наиболее показательные в этом отношении строки. Ветр а тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой... И р аскаты гр омовые Всё сердитей и смелей. – Обратимся ко 2 строфе стихотворения. – Какая часть речи в ней отсутствует? Что помогают ощутить? – Глаголы. Они создают ощущение ожидания. – Как вы понимаете строки: «И в смятенье потонула вся смятенная земля»? Что значит «смятенная»? Подберите к этому слову синонимы. Что их роднит? Чем они отличаются друг от друга? – Какие смайлики были у вас вначале стихотворения и какие в конце? – В начале стихотворения были грустные, а в конце – веселые. – Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? – Грустное, печальное. – Как передаются в стихотворении ощущения, настроение? – От неуверенности, смятения до радости. – Похожи ли эти стихотворения, описывающие одно природное явление? – Нет, в 1 стихотворении весна веселая, молодая, во втором – летняя, взрослая, серьезная. – Какой изображается природа в них? – Живой, одухотворённой. – Мы рассмотрели две грозы Тютчева. Как связан с ними эпиграф нашего урока? – В стихотворениях гроза одушевленная, т.е. у нее есть душа. – Какая у них душа? Характер? Какую Грозу вы мысленно видите? Опишите ее. Облачите душу – Грозы в телесную оболочку. – Какую из данных изображений выберите для весенней и для летней грозы? Объясните свой выбор? (Приложение 1, слайд 27) – Чем вы объясните, что поэт так часто обращается к этой стихии? – В своих стихах он выражает восторг, восхищение грозой. – Что хотел сказать своими стихотворениями поэт читателю? – Порой человек любуется ею, порой страшится. Но важно то, что поэт не считает человека «царём природы». – Стихотворения Ф.И.Тютчева о его способности тонко воспринимать красоту природы, которые некоторые не замечают, об умении поэта рассказать о своем восхищении прекрасными мгновениями жизни, о чуде мироздания, дарующего нам жизнь. 6. Рефлексия – Напишите несколько предложений о том, какую вы теперь увидели грозу? Оцените свою работу в графе «Самооценка» 7. Домашнее задание Домашнее задание дается на выбор учащихся: 1. Создать свой текст «Моя гроза», используя художественные средства выразительности. 2. Создать презентацию одного слова (представьте, что вы летний цветок, ожидающий живительного дождя). Оценить работу учащихся на уроке. Выставить отметки. – Спасибо, ребята, за работу. Приложение 2
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|