Преподавание русского языка Занятия дополнительного домашнего образования по разделу "Основы этикета и МЛО"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.02.15 Просмотров: 5 Сучкова Татьяна Николаевна, воспитатель Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,61 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Из всех утрат нового века одна из самых, пожалуй, прискорбных – утрата искусства писать письма. Конечно, уже давно прошло время, когда они были единственным способом сообщения. XXI век – век научно-технического прогресса. Но не стоит думать, что электронные послания, набранные на клавиатуре, ничем не отличаются от писем, написанных от руки. Такой способ общения не отражает состояния человеческой души. Именно поэтому сейчас много говорится о важности, значимости эпистолярного жанра и о необходимости возрождения утерянных культурных традиций. Цели:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; презентация Microsoft Office PowerPoint; телевизор, DVD-плеер; мультипликационный фильм «Как было написано первое письмо» (по сказке Р. Киплинга) (Приложение 1) или книга Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» (Приложение 2); образцы писем для анализа (Приложение 3); конверты. Ход занятийЗанятие первоеI. Организационный моментСлайд 1 Воспитатель: На сегодняшнем занятии вы познакомимся с эпистолярным жанром, который был чрезвычайно популярен в прошлом веке. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Достоевского, Чехова.Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но, тем не менее, нам не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей. Но для начала мы совершим путешествие в далёкое прошлое… II. Вводная беседаСлайд 2
Слайд 3 Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым мог многое сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов (аборигены – это коренное население страны, в данном случае, Австралии) есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым». Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались от одного поседения к другому дробью большого барабана – тамтама. Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь, зажжённый на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал, там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвёртом, пятом холме и т. д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну. В наше время жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками – языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко. Поэтому люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Во время войны этот остров был захвачен фашистами, и партизаны, которые боролись с захватчиками, передавали друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали. И много ещё способов придумывали люди, даже передавали особо составленные букеты. Однако у всех этих способов переписки было много недостатков, и самый главный – неточность. Почему? Потому что языки сигналов не могут «принять на себя» всё, что людям надо сообщить друг другу. Слайд 4 О создании письменности нам живо и красочно рассказал Генри Лонгфелло – американский поэт, живший в XIX веке. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате», а перевёл её на русский язык Иван Андреевич Бунин. Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что сами знают и умеют. Всё знания исчезают – растворяются во времени.
И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства, Гайавата изобрёл письменность.
Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.
– Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей, и всё, что они хотели сказать друг другу? (Ответы детей.) – Правильно, ребята, много. Так много, что изучать эту грамоту надо было не недели и месяцы, а долгие годы. III. Задание на развитиеВоспитатель: Так появилось рисуночное письмо. Письмо было написано, а трудности в передаче информации остались. Попробуйте, пожалуйста, представить, такую ситуацию: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зелёный чай. Вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами свиток, на котором нарисованы: мышь, лягушка, птица и 5 стрел. Попробуйте-ка разобраться, что все это значит! А разобраться надо, ведь дело тут серьезное! Попробуйте “перевести на русский язык” это послание. Что получилось? (Ответы детей.) Вот что, оказывается, сообщил гонец: “Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные градом наших стрел”. Прямо ребус какой-то! Так что, как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал знакам одно значение, а читавший – другое, то ничего хорошего из этого не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Джозеф Кипплинг в одной из своих сказок. Слайд 5 IV. Просмотр мультипликационного фильма «Как было написано первое письмо» (по сказке Р. Киплинга)Воспитатель: Какое открытие сделала девочка? (Написала первое письмо.) V. Словарная работаВоспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, в словаре значение слов, которые будут часто встречаться в ходе дальнейшей работы – письмо, адресат, адресант, корреспонденция. (Дети находят в словарях и зачитывают значения слов.) Слайд 6 Письмо (от англ. Writing) – знаковая система фиксации речи и мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние. В своем развитии письмо прошло ряд этапов:
Адресат (от англ. Addressee) – тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение). Синоним: отправитель. Антоним: получатель. Адресант (англ. addressant, sender; нем. Adressant) – тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение). Синоним: получатель. Антоним: отправитель. Корреспонденция –
VI. Знакомство с основными характеристиками письмаСлайд 7 Воспитатель: «Я к Вам пишу – чего же боле?» – так начала своё письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна Ларина. Они звучит очень красиво и лирично… Сейчас странно было бы получить или написать что-то в этом роде. Другие времена, другие нравы. Всё реже и реже мы пишем письма. И многое теряем… Может быть, и правда, лучше написать длинное и доброе письмо, чем в суете и при плохой слышимости твердить громко то, что должно быть передано трепетно и нежно, ласково и несуетно только одному? В каких ещё жизненных ситуациях люди общаются посредством писем? (Когда люди разделены расстоянием, когда нужно кого-нибудь поздравить, поблагодарить, попросить). Слайд 8 Адресант: официальный – неофициальный. Адресат: официальное лицо – неофициальное; знакомый = малознакомый – незнакомый; близкий – родной. Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная. Коммуникативная задача: сообщить (оповестить); поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить. – В зависимости от ситуации общения адресат, адресант и информация могут быть официальными и неофициальными. – Какова коммуникативная задача письма? VII. Задание к следующему занятиюДетям раздаются заранее подготовленные тексты писем – Приложение 2. Проанализируйте тексты писем и назовите их основные характеристики (вид письма в зависимости от коммуникативной ситуации; адресат, адресант, информация в зависимости от ситуации общения). Занятие второеСлайд 9 I. Организационный моментII. Проверка выполнения задания, данного на прошлом занятииРебята анализируют тексты писем и называют их основные характеристики (вид письма в зависимости от коммуникативной ситуации; адресат, адресант, информация в зависимости от ситуации общения). Слайд 10 Воспитатель: Какими бывают письма в зависимости от коммуникативной задачи и ситуации общения? (личное, поздравление, просьба, благодарность) III. Знакомство с правилами перепискиВоспитатель: Между тем, кто пишет письмо, то есть отправителем – адресатом, и тем, кому оно адресовано, то есть получателем – адресантом, соблюдается выработанный веками порядок, с которым мы сейчас и познакомимся.Уже во времена античной литературы существовал этикет составления писем. Письма античного периода начинались с имени отправителя, затем следовали имя адресата и приветствие, далее – приятные пожелания, и только за ними шел текст. – Существуют ли правила написания письма? (Формулирование правил с пояснениями. Некоторые из правил проецируются на экран.) Слайд 11 Слайд 12
IV. Знакомство со схемой написания писем личного характераВоспитатель: Ребята, вы часто получаете письма? А сами умеете их писать? – Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких, друзей. Интересно узнать о жизни своих знакомых, их увлечениях. А с чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на «вы» или «ты»? От чего это зависит? А чем заканчивается письмо? – Проанализируйте тексты писем. Какие части можно выделить в письме? (Приветствие, основная часть, слова прощания или заключение). – Попробуйте самостоятельно составьте схему письма, подчеркните слова, характерные для каждой части письма. Выступление воспитанников. Схемы писем вывешиваются на доску, сравниваются между собой, а также с готовой схемой, составленной учителем. Зачитываются слова, характерные для каждой части. Слайд 13 Структура письма:
Воспитатель: А схематично письмо личного характера можно изобразить так. V. Знакомство с правилами оформления конвертаСлайд 14 Воспитатель. B рассказе Антона Павловича Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нём адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?– Чтобы письмо нашло своего адресанта, то есть получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Слайд 15 Конве |