Преподавание литературы Духовно-нравственное и гражданское воспитание на внеклассных занятиях по литературеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.09.13 Просмотров: 521 Черкашина Зоя Васильевна, учитель русского языка В современных условиях идея духовности приобрела особый смысл и значение. Никогда она не была так крепко связана с будущим человечества и каждого человека в отдельности и никогда не выступала в такой степени «всеобщей», общечеловеческой, как в наши дни. В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопросы:
Педагогическая культура в России в трудах Святых Отцов Русской Православной Церкви и до советского периода широко использовалась учителями и родителями. Внутренний мир человека, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и взращивании души, воспитание добродетелей и предупреждение дурных поступков, подготовка к достойному вступлению в жизнь были центром системы воспитания детей с первых лет жизни. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». На основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации (в 2007 и 2008 г.г.) в серии «Стандарты второго поколения», коллективом в составе: А.Я. Данилюк, член-корреспондент РАО, А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО, В.А. Тишков, действительный член РАН, создана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет:
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Разработчики концепции предлагают духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны интегрировать в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. «Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России».1 Создание программ духовно-нравственного воспитания, нового для современной России типа, заполняет белые пятна традиционного безрелигиозного воспитания и восстанавливает утраченные элементы культурной и духовной жизни России, обеспечивающие гармонизацию отношений ребенка с миром, другими людьми и самим собой. Становится актуальной задача подготовки специалистов в области духовно-нравственного воспитания. Это подтверждается в целевых и региональных программах по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, в которых говорится о том, что только подготовленные педагоги, владеющие формами и методами взаимодействия с детьми, их семьями, общественными организациями, смогут конструктивно повлиять на современную социокультурную ситуацию. 2 К показателям, характеризующим мотивационную готовность педагога, отнесены: на духовно-практическом уровне – признание библейских заповедей, совесть и готовность к самосовершенствованию; на социокультурном уровне – интерес к отечественной духовной культуре и святоотеческому педагогическому наследию и признание его значения для духовно-нравственного воспитания; на социальном уровне – признание важности духовно-нравственного воспитания и готовность заниматься им. В МОУ школе-интернате № 46 , к счастью, такой педагог есть. Это заслуженный учитель России Нечаева Валентина Ивановна. Готовность Валентины Ивановны к осуществлению духовно-нравственного воспитания представляет собою единство личностной и профессиональной, теоретической и практической готовности. Под ее руководством создана программа «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиционной педагогики и духовных традиций русского народа», над осуществлением которой педагоги школы-интерната работали в течение трех лет. Методологическая основа духовно-нравственного воспитания - традиции русской педагогики, представленные в следующих аспектах:
Идеи, заложенные в программе:
Эта программа стала необходимой для осуществления образовательного процесса в школе-интернате, так как из 340 учеников, обучающихся в школе, 138(41%) человек из социальных учреждений. Следовательно, актуальная проблема – «не потерять», не упустить учащихся с низкими учебными возможностями, с психосоциогенетической индивидуальностью, научить их социально адаптироваться в окружающем мире. Государственные опекуны, которые представляют интересы 41% учащихся, видят главную задачу школы в том, чтобы она подготовила ребенка к жизни в современных условиях, чтобы ребенок, выйдя из стен школы, сумел адаптироваться к жизни в обществе, в быстро меняющемся мире, чтобы не люмпенизировался, не повторил путь своих родителей. Валентиной Ивановной в течение трех лет была проведена большая работа для реализации программы. В помощь учителю, классному руководителю проводились лекции, семинары, мастер-классы. Тематика мероприятий усложнялась по мере наработок материала по теме, например:
Внеклассное мероприятие «Семья – великое утешение»Цель: убедить учащихся в том, что для того чтобы семья стала великим утешением, необходим великий труд души каждого члена семьи. Организация работы по подготовке учащихся (подготовлено Нечаевой В.И.)
На основе методических рекомендаций Нечаевой В.И было мною разработано и проведено внеклассное мероприятие по литературе. Ход занятия Экспозиция. Песня «Родительский дом», на фоне песни - слайд-ряд (семейные фотографии учащихся класса). 1. Вступительное слово педагога с попутной беседой. Будучи президентом, В.В.Путин объявил 2008 год в нашей стране Годом семьи. День семьи – 28 сентября.
2. Чтение фрагментов сочинений учащихся.
3. Беседа. На экране цитаты: «Мир принадлежит сильным и беспощадным. Агрессивность взошла на пьедестал. И доброта стала недостатком. Кротость – изъяном. Милосердие – пугалом. Любовь к ближним и Родине – анекдотом … Всему есть предел. Вот и у процесса разрушения есть логическое завершение – конец. И он предстоит перед нами в страшном и жалком виде – нация вырождается. Все меньше людей появляется на свет…» Римма Дорожкина, главный редактор журнала «Главная тема» «…одиночество незримо присутствует везде, где отсутствует Любовь и Тепло. Одиночество. Утрата понятия родительского гнезда… Люди стали страдать от одиночества именно в тот момент, когда стала рушиться семья, семейственность.. Одинокие старики… Одинокие молодые, спасающиеся от этого одиночества в выжигающих душу тусовках, в пиве и наркотиках. Одинокое поколение родителей, убегающих от всего и всех в работу. Кто соединит?» Римма Дорожкина, главный редактор журнала «Главная тема»
На экране следующая цитата: «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит». В.Шукшин Литература с давних времен была необходимостью для человека. В дореволюционное время, особенно у русских крестьян, в доме была лишь одна книга – Библия, «книга книг». Учитывая ее огромный информационный материал, она фактически заменяла целую библиотеку. В Ветхом Завете мы узнаем о мировой катастрофе – потопе. Бог спас единственную семью, которая жила по законам, заповеданным Богом. Этой семьей была семья Ноя. Эта же мысль еще более основательно рассматривается в Новом завете и в посланиях Святых апостолов. Так апостол Павел дает определение всепобеждающей, непреходящей любви, «которая не завидует, не возносится, не требует своего, а долготерпит, всему верит, все покрывает».
Заботиться о них, когда они находятся в затруднении, а особенно во время их болезни. «Почитай отца твоего и мать и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». (5-я заповедь) Заповеди Божии – это духовные законы нашего мира, нарушение их приводит к духовной, а часто и к физической смерти. В русской культуре быта, в частности в семейном общении, важное место принадлежало родительскому благословению. Дети получали родительское благословение (согласие) на всякие дела, большие и малые. В современной литературе все настойчивее поднимаются вопросы об ответственности взрослых за формирующегося человека, за еще не устоявшийся духовный мир, отзывчивый и на хорошее и плохое, о воспитательной силе человеческих отношений, построенных на доверии, о значении духовного начала в становлении личности. 4. Презентация произведений современной литературы.
Только трудом над своими недостатками, над совершенствованием своей души, ты можешь разглядеть, какое великое утешение для тебя твоя семья, где тебя поймут, посочувствуют, посоветуют, и ты будешь великим утешением для своих близких. 5. Организация творческой работы обучающихся.
«Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен стать самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души». Из дневника государыни императрицы Александры Федоровны Романовой
В 20082009 году тема работы школы-интерната была изменена по нескольким причинам: в связи с объединением методической и воспитательной тем; в связи с отсутствием человека, способного продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию на основе традиционной педагогики. Тема работы школы-интерната: «Компетентностный подход к организации образовательного процесса, направленный на возрождение нравственности, духовности, культуры». Методологической основой организации работы школы возрождения нравственности, духовности, культуры мы выбрали компетентностный подход. Один из самых актуальных методов формирования компетенций – метод проектов, т.к. главная педагогическая цель любого проекта – формирование ключевых компетенций. Воспитательная программа «Отечества достойный сын».«Перестать чувствовать себя отсутствующими …или «потусторонними» - именно здесь, на мой взгляд, главный нерв и центральная задача современного воспитания»3 Цель: формирование у детей общего представления о культуре русского народа; возрождение русских традиций путем знакомства с историей Отечества, родного города, своего микрорайона, семьи; воспитание любви к родному краю, России. Цель: воспитание личности, сознательно оценивающей поведение в соответствии с нравственными принципами и традициями РОССИИ. Миссия школы-интерната: создание условий для развития компетентной личности воспитанника, адаптированного к существующим правилам и нормам жизни в обществе. К школьной НПК «Я познаю мир. Моя малая Родина», посвященной истории микрорайона, был подготовлен 22 проекта, руководителями которых стали практически все учителя школы, 15 из них было презентовано с использованием мультимедиа.
Проект «Тема строительства Иркутской ГЭС в литературе»Руководитель проекта: Черкашина Зоя Васильевна. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: экология. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 13-17 лет. Состав проектной группы: группа учащихся 9Б класса школы-интерната №46 г. Иркутска: Бутов Александр, Баранов Илья, Габитова Алина, Тихонина Наталья, Урядкина Анастасия. Тип проекта: исследовательский. Цель проекта:
Задачи проекта:
Вопросы проекта:
Актуальность данного проекта состоит в том, что он заставляет задуматься не только школьников, но и взрослых о необходимости встать на защиту природных ресурсов своего родного края, способствует формированию активной гражданской позиции. Продукт проекта (разработка внеклассного мероприятия) может быть использован на классных часах, на уроках литературы и экологии, может быть опубликован, выложен в Интернет, т.к. затронутая проблема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего человека. В ходе работы над проектом мы пытались выяснить, во имя чего «человек, прошедший как хозяин», надругался над уникальной рекой – красавицей Ангарой. Почему поэты, писатели не били в «набат», почему их голос не звучал «как колокол на башне вечевой»? Почему романтическое восприятие жизни в 50-х годах так опьянило всех, что «люди про свое место под Богом забыли»? Ради чего «под воду, как Атлантида, ушел гигантский пласт старой Сибири, ее истории и культуры»? Совместимы ли такие понятия, как цивилизация и охрана природы? Что можем сделать мы, подростки, чтобы наши будущие дети и внуки в освещенном яркими электрическими лампами мире, свободно ориентирующиеся в Интернете, приобщенные к другим благам цивилизации, не умирали от жажды рядом с заболоченными заливами искусственного моря, чтобы уникальный животный мир нашего края, красоту нашей природы могли увидеть только в музее или кино? Продукт проекта: разработка внеклассного мероприятия. Этапы работы над проектом:
Изучение истории своей семьи, своего микрорайона, города, страны дает возможность почувствовать себя ответственными за будущее своей страны, стать «Отечества достойным сыном». Список использованной литературы:
1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания 2 Гладких Л. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Курск, 2005 199 с. РГБ ОД, 61:06-13/17 3 (Ямбург Е.Г., д.п.н., член-корр. РАО, ж-л «Завуч»,2008, №3 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |