Духовно-нравственное и гражданское воспитание на внеклассных занятиях по литературе

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Презентация

В современных условиях идея духовности приобрела особый смысл и значение. Никогда она не была так крепко связана с будущим человечества и каждого человека в отдельности и никогда не выступала в такой степени «всеобщей», общечеловеческой, как в наши дни.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопросы:

  • каким быть духовно - нравственному образованию;
  • место и роль религии и, в частности, православия в нём.

Педагогическая культура в России в трудах Святых Отцов Русской Православной Церкви и до советского периода широко использовалась учителями и родителями.

Внутренний мир человека, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и взращивании души, воспитание добродетелей и предупреждение дурных поступков, подготовка к достойному вступлению в жизнь были центром системы воспитания детей с первых лет жизни.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

На основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации (в 2007 и 2008 г.г.) в серии «Стандарты второго поколения», коллективом в составе: А.Я. Данилюк, член-корреспондент РАО, А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО, В.А. Тишков, действительный член РАН, создана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет:

  • Систему базовых национальных ценностей.
  • Современный национальный воспитательный идеал.
  • Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Разработчики концепции предлагают духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны интегрировать в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

«Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России».1

Создание программ духовно-нравственного воспитания, нового для современной России типа, заполняет белые пятна традиционного безрелигиозного воспитания и восстанавливает утраченные элементы культурной и духовной жизни России, обеспечивающие гармонизацию отношений ребенка с миром, другими людьми и самим собой.

Становится актуальной задача подготовки специалистов в области духовно-нравственного воспитания. Это подтверждается в целевых и региональных программах по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, в которых говорится о том, что только подготовленные педагоги, владеющие формами и методами взаимодействия с детьми, их семьями, общественными организациями, смогут конструктивно повлиять на современную социокультурную ситуацию. 2

К показателям, характеризующим мотивационную готовность педагога, отнесены: на духовно-практическом уровне – признание библейских заповедей, совесть и готовность к самосовершенствованию; на социокультурном уровне – интерес к отечественной духовной культуре и святоотеческому педагогическому наследию и признание его значения для духовно-нравственного воспитания; на социальном уровне – признание важности духовно-нравственного воспитания и готовность заниматься им.

В МОУ школе-интернате № 46 , к счастью, такой педагог есть. Это заслуженный учитель России Нечаева Валентина Ивановна. Готовность Валентины Ивановны к осуществлению духовно-нравственного воспитания представляет собою единство личностной и профессиональной, теоретической и практической готовности.

Под ее руководством создана программа «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиционной педагогики и духовных традиций русского народа», над осуществлением которой педагоги школы-интерната работали в течение трех лет.

Методологическая основа духовно-нравственного воспитания - традиции русской педагогики, представленные в следующих аспектах:

  • Культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории культуры);
  • Нравственно-этическом (на основе христианского учения о человек, цели его жизни, смысле отношений с другими людьми, миром);
  • Этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

Идеи, заложенные в программе:

  • идея единства и согласия, гармония народного бытия;
  • идея служения Отечеству;
  • идея семьи, как частицы рода, в которой формируются нравственные качества ребенка;
  • идея духовной крепости и чистоты человеческих помыслов: любовь, долг, верность, честь, вера, милосердие;
  • идея православия, как энергии духовного единения, сострадания, жертвенности, служения высоким ценностям;
  • идея святости и почитания подвижников земли русской;
  • идея всечеловечности и национального достоинства.

Эта программа стала необходимой для осуществления образовательного процесса в школе-интернате, так как из 340 учеников, обучающихся в школе, 138(41%) человек из социальных учреждений. Следовательно, актуальная проблема – «не потерять», не упустить учащихся с низкими учебными возможностями, с психосоциогенетической индивидуальностью, научить их социально адаптироваться в окружающем мире.

Государственные опекуны, которые представляют интересы 41% учащихся, видят главную задачу школы в том, чтобы она подготовила ребенка к жизни в современных условиях, чтобы ребенок, выйдя из стен школы, сумел адаптироваться к жизни в обществе, в быстро меняющемся мире, чтобы не люмпенизировался, не повторил путь своих родителей.

Валентиной Ивановной в течение трех лет была проведена большая работа для реализации программы. В помощь учителю, классному руководителю проводились лекции, семинары, мастер-классы. Тематика мероприятий усложнялась по мере наработок материала по теме, например:

2006\2007 учебный год

2007\2008 учебный год

«Моя семья»

«Семья – великое утешение»

«Мой род»

«История моего рода в истории города, страны

«Совесть – естественный нравственный закон»

«Драгоценности моей души»

Внеклассное мероприятие «Семья – великое утешение»

Цель: убедить учащихся в том, что для того чтобы семья стала великим утешением, необходим великий труд души каждого члена семьи.

Организация работы по подготовке учащихся (подготовлено Нечаевой В.И.)

  1. Сочинения-миниатюры (письменные или устные) на тему: «Как ты понимаешь слова: семья – великое утешение?»
  2. Учащиеся готовят и приносят на классный час фотоальбомы, плакаты, стенгазеты и т.д. о своей семье.
  3. Рассказы:
    а) о выполнении 5-й заповеди: «Почитай отца твоего и мать и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
    Как ты понимаешь выделенные слова?
    б) о выполнении своих обязанностей в семье.
    Находишь ли ты утешение в семье? Если нет, от кого это зависит?
    Можешь ли ты изменить что-то к лучшему?
  4. На классный час приглашаются семьи, опыт воспитания которых вызывает уважение и признание.
  5. Как относишься к нравственным понятиям: любовь, терпение, милосердие, ответственность, верность, честность, послушание, свобода? Можно ли без них иметь счастливую семью?

На основе методических рекомендаций Нечаевой В.И было мною разработано и проведено внеклассное мероприятие по литературе.

Ход занятия

Экспозиция. Песня «Родительский дом», на фоне песни - слайд-ряд (семейные фотографии учащихся класса).

1. Вступительное слово педагога с попутной беседой.

Будучи президентом, В.В.Путин объявил 2008 год в нашей стране Годом семьи.

День семьи – 28 сентября.

  1. Почему такое внимание оказывается семье со стороны государства?
  2. Как вы понимаете, что такое семья и каково ее предназначение?
  3. Как построить счастливый дом?
  4. Когда семья становится великим утешением?

2. Чтение фрагментов сочинений учащихся.

  1. Что такое семья.
  2. Значение семьи в моей жизни.
  3. Проблемы, которые имеют место в семьях.

3. Беседа.

На экране цитаты:

«Мир принадлежит сильным и беспощадным. Агрессивность взошла на пьедестал. И доброта стала недостатком. Кротость – изъяном. Милосердие – пугалом. Любовь к ближним и Родине – анекдотом … Всему есть предел. Вот и у процесса разрушения есть логическое завершение – конец. И он предстоит перед нами в страшном и жалком виде – нация вырождается. Все меньше людей появляется на свет…» Римма Дорожкина, главный редактор журнала «Главная тема»

«…одиночество незримо присутствует везде, где отсутствует Любовь и Тепло. Одиночество. Утрата понятия родительского гнезда… Люди стали страдать от одиночества именно в тот момент, когда стала рушиться семья, семейственность.. Одинокие старики… Одинокие молодые, спасающиеся от этого одиночества в выжигающих душу тусовках, в пиве и наркотиках. Одинокое поколение родителей, убегающих от всего и всех в работу. Кто соединит?» Римма Дорожкина, главный редактор журнала «Главная тема»

  1. Где мы слышали уже о конце света, о наступающем мраке?
  2. Кому удалось спастись?
  3. Благодаря чему спасена была эта семья?

На экране следующая цитата:

«Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит». В.Шукшин

Литература с давних времен была необходимостью для человека.

В дореволюционное время, особенно у русских крестьян, в доме была лишь одна книга – Библия, «книга книг». Учитывая ее огромный информационный материал, она фактически заменяла целую библиотеку. В Ветхом Завете мы узнаем о мировой катастрофе – потопе. Бог спас единственную семью, которая жила по законам, заповеданным Богом. Этой семьей была семья Ноя. Эта же мысль еще более основательно рассматривается в Новом завете и в посланиях Святых апостолов. Так апостол Павел дает определение всепобеждающей, непреходящей любви, «которая не завидует, не возносится, не требует своего, а долготерпит, всему верит, все покрывает».

  1. Что значит – любить родителей?

Заботиться о них, когда они находятся в затруднении, а особенно во время их болезни. «Почитай отца твоего и мать и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». (5-я заповедь) Заповеди Божии – это духовные законы нашего мира, нарушение их приводит к духовной, а часто и к физической смерти.

В русской культуре быта, в частности в семейном общении, важное место принадлежало родительскому благословению. Дети получали родительское благословение (согласие) на всякие дела, большие и малые.

В современной литературе все настойчивее поднимаются вопросы об ответственности взрослых за формирующегося человека, за еще не устоявшийся духовный мир, отзывчивый и на хорошее и плохое, о воспитательной силе человеческих отношений, построенных на доверии, о значении духовного начала в становлении личности.

4. Презентация произведений современной литературы.

  • Сергей Иванов «Тринадцатый год жизни» (Урядкина Настя)
  • Юрий Клепиков «Незнакомка» (Ан Саша)
  • Людмила Басова «Зойка и Пакетик» (Тихонина Наташа)
  • Юрий Коротков «Абориген» (Габитова Алина)
  • Альберт Лиханов. «Семейные обстоятельства»(трилогия), «Никто»
  • Юрий Яковлев «Станция «Мальчики»
  • Анатолий Алексин «Раздел имущества»

Только трудом над своими недостатками, над совершенствованием своей души, ты можешь разглядеть, какое великое утешение для тебя твоя семья, где тебя поймут, посочувствуют, посоветуют, и ты будешь великим утешением для своих близких.

5. Организация творческой работы обучающихся.

  1. Вам всем предстоит создать свою семью. Построить свой дом.

«Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен стать самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».

Из дневника государыни императрицы Александры Федоровны Романовой

Дом, как известно всем давно,-
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,-
Это твой дом.
Е.Куменко

  1. Как мы, сегодня живущие, можем спасти свое Отечество от гибели?
  2. По своей значимости «родной дом» находился в ряду таких понятий русского народа, как жизнь, совесть, Родина, земля, отец и мать…
  3. Сегодня мы строим дом мудрых мыслей, добрых слов, дом для людей, которым семья является великим утешением. Не забывайте лексику, наработанную на классных часах прошлых лет (каждый создает свой дом, кирпичиками которого являются чувства, качества, понятия, необходимые для создания крепкой семьи).

В 2008\2009 году тема работы школы-интерната была изменена по нескольким причинам: в связи с объединением методической и воспитательной тем; в связи с отсутствием человека, способного продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию на основе традиционной педагогики.

Тема работы школы-интерната: «Компетентностный подход к организации образовательного процесса, направленный на возрождение нравственности, духовности, культуры».

Методологической основой организации работы школы возрождения нравственности, духовности, культуры мы выбрали компетентностный подход.

Один из самых актуальных методов формирования компетенций – метод проектов, т.к. главная педагогическая цель любого проекта – формирование ключевых компетенций.

Воспитательная программа «Отечества достойный сын».

«Перестать чувствовать себя отсутствующими …или «потусторонними» - именно здесь, на мой взгляд, главный нерв и центральная задача современного воспитания»3

Цель: формирование у детей общего представления о культуре русского народа; возрождение русских традиций путем знакомства с историей Отечества, родного города, своего микрорайона, семьи; воспитание любви к родному краю, России.

Цель: воспитание личности, сознательно оценивающей поведение в соответствии с нравственными принципами и традициями РОССИИ.

Миссия школы-интерната: создание условий для развития компетентной личности воспитанника, адаптированного к существующим правилам и нормам жизни в обществе.

К школьной НПК «Я познаю мир. Моя малая Родина», посвященной истории микрорайона, был подготовлен 22 проекта, руководителями которых стали практически все учителя школы, 15 из них было презентовано с использованием мультимедиа.

                 

Название темы.

Класс

Руководитель.

1

Физико-географическое, положение нашего микрорайона.

6А, Б

Есина .В.

2

«Улица Аносова,- рождение, история школы»

Баранова А.Н.

3

«Тема строительства Иркутской ГЭС в литературе».

Черкашина З.В.

4

«История улиц моего микрорайона в именах».

Храпкина Л.А.,Туранова И.Н..

5

«Иркутск театральный». История рождения ТНД.

Москвитина Л.А.,Семашко Е.В.

6

«Учительская династия Бехтеревых»

Храпкина Л.А.,Туранова И.Н..

7

«Мода и здоровье».

Севостьянова А.И

8

« Подростковый сленг»

Константинова Е.А.

9

«ЗОЖ»

Комарова У.Н.

10

«Диванная подушка (вышивка лентами)»

Ведерова Н.А.

11

«Подарок маме своими руками»

Глазырина Н.С.

12

«Галерея рисунков. Макет нашего микрорайона»

1-4

Суворова А.В.

13

«Давайте познакомимся»-моя семья, мои животные. Азбука моего микрорайона.

Прохорова М.В.

14

«Моя милая Родина». Рисунки учащихся.

Прохорова М.В.

15

«Играем и учимся». Изучение рождения кукольных спектаклей ТНД города Иркутска

Иванова А.И..

16

«Строители ГЭС, история»

Прудникова Г.В.

17

«Руководители иркутской ГЭС»

Врубель Л.А..

18

«Прошлое нашего микрорайона»

Голотенко Н.А.

19

Имена и судьбы. «Творчество заслуженного артиста РФ, директора ТНД М.Г. Корнева».

Тюрикова Н.Н.

20

«История детского дома. События, факты, имена».

Тюрикова Н.Н.

21

Учительская династия Бехтеревых.

Храпкина Л.А.,Туранова И.Н..

22.

Визитная карт очка микрорайона.

6А, Б

Есина .В.

Проект «Тема строительства Иркутской ГЭС в литературе»

Руководитель проекта: Черкашина Зоя Васильевна.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: экология.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 13-17 лет.

Состав проектной группы: группа учащихся 9Б класса школы-интерната №46 г. Иркутска: Бутов Александр, Баранов Илья, Габитова Алина, Тихонина Наталья, Урядкина Анастасия.

Тип проекта: исследовательский.

Цель проекта:

  • практическая: выяснить, как тема строительства Иркутской ГЭС отражена в литературе;
  • педагогическая: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков поиска, переработки и структурирования информации, навыков работы в команде, формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств.

Задачи проекта:

  • познакомиться с литературой о строительстве Иркутской ГЭС;
  • продолжить работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;
  • способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в анализе литературных источников;
  • способствовать формированию чувства гражданской ответственности за свои поступки, любви к малой родине.

Вопросы проекта:

  • Почему «пишущая братия» неоднозначно оценивает роль и значение ГЭС в жизни человека, региона?
  • Что грозит человеку, возомнившему себя «хозяином» природы?

Актуальность данного проекта состоит в том, что он заставляет задуматься не только школьников, но и взрослых о необходимости встать на защиту природных ресурсов своего родного края, способствует формированию активной гражданской позиции. Продукт проекта (разработка внеклассного мероприятия) может быть использован на классных часах, на уроках литературы и экологии, может быть опубликован, выложен в Интернет, т.к. затронутая проблема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего человека. В ходе работы над проектом мы пытались выяснить, во имя чего «человек, прошедший как хозяин», надругался над уникальной рекой – красавицей Ангарой. Почему поэты, писатели не били в «набат», почему их голос не звучал «как колокол на башне вечевой»? Почему романтическое восприятие жизни в 50-х годах так опьянило всех, что «люди про свое место под Богом забыли»? Ради чего «под воду, как Атлантида, ушел гигантский пласт старой Сибири, ее истории и культуры»? Совместимы ли такие понятия, как цивилизация и охрана природы? Что можем сделать мы, подростки, чтобы наши будущие дети и внуки в освещенном яркими электрическими лампами мире, свободно ориентирующиеся в Интернете, приобщенные к другим благам цивилизации, не умирали от жажды рядом с заболоченными заливами искусственного моря, чтобы уникальный животный мир нашего края, красоту нашей природы могли увидеть только в музее или кино?

Продукт проекта: разработка внеклассного мероприятия.

Этапы работы над проектом:

  1. Поиск необходимой информации.
  2. Обработка и анализ полученной информации.
  3. Оформление разработки и презентации.
  4. Представление презентации на НПК.
  5. Публикация.

Изучение истории своей семьи, своего микрорайона, города, страны дает возможность почувствовать себя ответственными за будущее своей страны, стать «Отечества достойным сыном».

Список использованной литературы:

  1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, «Просвещение», 2009
  2. О.А. Северина «Гражданское образование: опыт, проблемы и перспективы», Волгоград, «Учитель», 2007
  3. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/201175.html
  4. Л.П. Гладких Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Курск, 2005 199 с. РГБ ОД, 61:06-13/17
  5. Шугаев И. , Священник. Брак, семья, дети. Беседы со старшеклассниками. – Талдом: Изд. Храма Архангела Михаила, 2002. – 81 с.
  6. Духовные истоки воспитания. Альманах. Тематический выпуск: Православная культура в школе. – М. : Изд-во Моск. Патриархии, 2003 – 170 с.
  7. Основы православной культуры в первом классе. Сост.О.Харитонова: Кн. для учащихся. М.: Покров, 2002.- 202 с.
  8. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. - М.: Покров, 2003. - 301с.
  9. Православная культура в школе.: Учебно-методическое пособие. – М.: Покров, 2004. - 275 с.
  10. Я иду в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителей. – М. Первое сентября, 2001. – 254 с.
  11.  Сценарии Православных праздников. 4.1. Сост. Соколов А.В. – М.: Шк. пресса, 2003. – 96 с.
  12.  Сценарии Православных праздников. 4.2. Сост. Соколов А.В. – М.: Шк. пресса. 2004.- 80 с.
  13.  Волохова Н. Сценарии для детей. – М.: Даниловский благовестник, 2003. – 95 с. 
  14. Молчанова С.В. И ангел занавес раздвинул. Три пьесы для детского православного театра. – Клин: Христианская жизнь, 2000. – 63 с.
  15. Богданова А. “Не спасут нас ризы черные, не погубят ризы белые…”. О мирском подвиге Иулиании Лазаревой.: Сценарий литературно-духовного урока. Духовно-нравственное воспитание 2004, №1, с.48-56. 
  16. Любимов А. Небесный покровитель.: Православно-исторический праздник, посвященный Архангелу Михаилу. Духовно-нравственное воспитание,2002, № 2, с.81-86. 
  17. Притча о красоте. По одноименной сказке Л.Чарской : Сценарий. Духовно-нравственное воспитание, 2002, №1, с. 91-96. 

1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

2 Гладких Л. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Курск, 2005 199 с. РГБ ОД, 61:06-13/17

3 (Ямбург Е.Г., д.п.н., член-корр. РАО, ж-л «Завуч»,2008, №3