Преподавание русского языка Урок русского языка по теме: "Употребление глаголов в речи". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2662 Косилова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели:
Учебные пособия: 1.Русский язык (6класс) под редакцией М.М.Разумовской; Дрофа, 2002г. 2. Г.А. Богданова, “Русский язык” (6 класс), Рабочая тетрадь, ч.11. Оборудование: 1) Толковые словари; 2) дидактический раздаточный материал;3) сигнальные карточки; 4) опорные таблицы:
Ход урока І. Постановка темы и целей урока. 1.Загадка
(Глагол) Что такое глагол? 2. О каких предметах идет речь? Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег) Текло, текло и легло под стекло. (Лед) Весной веселит, летом прохлаждает, осенью пи тает, зимой согревает. (Лес) Что вам помогло отгадать загадки? (Глаголы, которые означают действие предмета.) 3.
Как автор характеризует глаголы? Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”. Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?:”( Вот в чём главный смысл.) И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим). Почему же так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? – вопросы сегодняшнего урока. Тема урока: “Употребление глаголов в речи”. Слова А. Татьяничевой возьмем в качестве эпиграфа к уроку. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающий знак препинания. (Для проверки используются сигнальные карточки). ІІ. Работа с лингвистическим текстом – упр.262 учебника. 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его (Глагол – основа языка. Самая живая часть речи.) 2. Какими высказываниями, приведенными в тексте, вы можете подтвердить эту мысль? Называйте авторов высказываний. 3. Какое из прозвучавших высказываний понравилось больше всего? Запишите его в форме предложения с прямой речью. 4. Какое место занимает глагол по частоте употребления в речи? 5. В каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью? (В официально-деловом и научном – для достижения точности речи. В художественной и разговорной речи глаголы придают особую выразительность.) Какие глаголы придают особую выразительность? (Глаголы в переносном значении.) Вывод: русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно. 6. Определить стиль речи прочитанного нами текста упр.171. Назовите глаголы. С какой целью они употребляются в тексте. Это глаголы постоянного действия. Из 185 слов текста всего 13 глаголов 7%). ІІІ. Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал)
Прочитайте тексты. Определите стиль речи. (Художественный) Наша задача – определить роль глаголов в этих текстах. 1. О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.) 2. Как называется описание природы? (пейзаж) 3. Словарная работа. Пейзаж * лат. пейз – страна, вид, местность заимствовано из фр.яз. (багаж, этаж, вернисаж, мираж) - Подберите однокоренные слова, сделайте морфемный разбор всех записанных слов. 4. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях? 1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие. Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе? (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные) 2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении. Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол) Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды) Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение. 5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль? (Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.) 6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение). 7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.) 8. Комментированное письмо 2-го текста. Объяснение орфограмм, пунктограмм. Для написания каких глаголов не нужно определять спряжение? Почему? (глядит, стоит). IV. Закрепление материала. 1). Упр. 145(II ч. Тетради Г.А. Богдановой). Дополнительные вопросы: - В каком сочетании слов использована метафора, а не олицетворение? - В каких стилях речи могут быть употреблены данные сочетания? (В художественном и разговорном). 2). Устная работа (используется раздаточный материал или мультимедийный проектор). - Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения.
Разозлилася старуха зима. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. К. Ушинский
3. Упр. 263, 264 учебника 4. Упр. 265 учебника. Вывод: юмористическое содержание текста достигается употреблением одних и тех же глаголов в разных значениях. 5. Редактирование (используем раздаточный материал или мультимедийный проектор). 1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное. 2). На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять – шесть моделей. - Почему данные предложения вызывают смех? - Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов? - В каком случае глаголы служат точности и выразительности речи? (Когда употребляются в свойственном им значении). V. Обобщение 1. О чем мы говорили сегодня на уроке? 2. Для чего глаголы употребляются в речи? 3. Какие глаголы придают речи выразительность? VI. Домашнее задание (по выбору учащихся).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |