Преподавание русского языка Урок по теме "Тире между подлежащим и сказуемым". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1847 Шеховцова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы Цель:
(Учебник русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта). Группа "А" - базовый уровень, группа "В" и "С" - продвинутый уровень. Ход урока I. Орг. момент. Тема, цель урока. II. Объяснение нового материала. 1. На доске до урока написано: А.С.Пушкин является величайшим писателем. - Определите основу предложения. - Охарактеризуйте сказуемое. - Замените глагол-сказуемое на глагол-связку есть. - Мы так говорим? (нет). - Как быть? Лингвисты договорились вместо глагола-связки есть ставить тире. Запишите: А. С. Пушкин - величайший писатель. - Определите основу, задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)? - Вспомните правило, сформулируйте его. 2. Творческий диктант (Приложение 1, Приложение 2). Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. - Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в И.п., опуская при этом глагол) 1) Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением. 2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева. 3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора. 3. Работа с учебником. Параграф 11 (стр.46) 1) чтение параграфа; 2) дополнение учителя: III. Закрепление. 1. Составление таблицы по параграфу 11.
2. Графическое объяснение пунктуации. (Предложения записаны на обратной стороне доски до урока) - Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире. l) Beнера - самая яркая звезда ночного неба. 2) 3емля велика и прекрасна. 3) Ее глаза как яркие звезды. 4) Жить - Родине служить. 5) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (Пушкин). 3. Составление алгоритма рассуждения: 1) найти основу; 2) определить часть речи каждого члена предложения; 3) поставить вопрос к сказуемому; 4) посмотреть, нет ли союзов или частиц. 4. Объяснительный диктант. 1) Наши души - зеркала, отражающие нас. 2) В бою побывать - цену жизни узнать. 3) Воздух как роза. 4) Этот день словно праздник. 5) Север - это, болото без дна и края. 6) Дважды два - четыре. 7) Дело художника - рождать радость. - Творческое задание: придумайте примеры к тем схемам, которые неиспользовались в диктанте. 5. Исследование языкового материала. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой (Приложение 3), посвященном А. Блоку (Приложение 4).
Роль тире - создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове "Блок" до революции 1917 года было 5 букв "Блокъ". 6. Проверочная работа. Из карточек выписать № предложений, где надо ставить тире. Карточка №1 Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы А)
Карточка №2 Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы В и С)
IV. Итог урока. - Что нового для себя вы узнали на уроке? Выставление оценок. VI. На дом: параграф 11 (всем)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |