Преподавание русского языка Урок русского языка в 9-м классе "Верь в великую силу любви!" Повторение и обобщение изученного по теме "Сложносочиненное предложение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1395 Осипова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы Темы: Сложносочиненное предложение. Цель урока: отработка умений различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), определять стилистическую роль сложносочиненных предложений. Оборудование: сигнальные карточки, карточки-задания для самостоятельной работы, отрывки из художественных текстов, презентация «Обобщение темы «Сложносочиненные предложения» (Приложение 1), музыкальное сопровождение урока (Приложение 2), компьютер, экран, мультимедийный проектор. Методические приемы: анализ предложений, восстановление текста с пропущенными союзами, конструирование предложений, выполнение тестовых заданий, написание сочинения-миниатюры. Ход урока 1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока Сегодня мы повторим сведения, полученные при изучении сложносочиненных предложений (ССП). Все задания будут объединены общей темой – темой любви.
Эти замечательное лирическое стихотворение написала Ольга Высотская. Первые его строки станут эпиграфом нашего урока. 2. Теоретическая разминка
3. Работа с сигнальными карточками Определение типа союза, соединяющего части сложносочиненного предложения. 1) Истинная любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел. (Ф. Ларошфуко) 2) Жена и дети учат человечности, холостяки же мрачны и суровы. 3) Оба мы в страну обманную 4) Настоящую нежность 5) Для тебя я долю хмурую, 4. Синтаксический разбор (ССП состоит из двух частей, соединенных союзом «и»; 1-я часть представляет собой односоставное, распространенное, определенно-личное предложение, 2-я – двусоставное, нераспространенное предложение). Дополнительные вопросы по теме урока
5. Восстановление поэтического текста (работа по карточкам) Если вы правильно вставите пропущенные союзы, расставите недостающие знаки препинания, то перед вами появятся поэтические строки о любви известного русского поэта А. К. Толстого, посвященные первой его встрече с будущей женой Софьей Андреевной Миллер. Впоследствии эти стихи были переложены на музыку П. И. Чайковским.
Дополнительное задание
6. Самостоятельная работа по вариантам Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид предложения и тип союза, выделите грамматическую основу, составьте схемы предложений. Вариант 1 1) Уходишь ты и сердце в час разлуки (ССП с соединительным союзом «и».) 2) Я любил тебя ты же не хотела в это верить. (ССП с противительным союзом «же».) 3) Расстались мы но твой портрет (ССП с противительным союзом «но».) 4) Она сидела на полу и груду писем разбирала. (Простое предложение с однородными сказуемыми.) Вариант 2 1) Тем далеким летом ко мне пришло настоящее чувство и девушка ответила мне взаимностью. (ССП с общим второстепенным членом.) 2) Я б тебя поцеловала да боюсь. (Простое предложение с однородными сказуемыми.) 3) Ты – женщина и этим ты права! (ССП с соединительным союзом «и».) 4) Мы рядом шли но на меня (ССП с противительным союзом «но».) Вариант 3 1) Бледна была твоя щека (ССП с соединительным союзом «и», 2-я часть осложнена сравнительным оборотом.) 2) Весной обостряются все чувства и хочется бесконечно много говорить о любви. (ССП с общим второстепенным членом.) 3) Зацвела на воле в поле бирюза (ССП с противительным союзом «да».) 4) Ты любовь искал повсюду и не верил в неудачу. (Простое предложение с однородными сказуемыми.) 7. Конструирование предложений (по вариантам) Задание: составьте и запишите сложные предложения, употребляя сочинительные союзы. Объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами. Какова стилистическая роль сложносочиненных предложений? (Отдельные предложения, входящие в состав ССП, представляют собой как бы детали, из сочетания которых создается общая картина. Такие ССП обычно используются для описаний.) Вариант 1 Любовь – одно из самых возвыше(н, нн)ых и прекрасных чувств на земле. Она неповторима и вечна, как жизнь. Настоящая любовь всегда бе..корыстна и самоотверженна. Она способна пр..одолеть любые пр..пятствия. Любить, по мнению Л. Н. Толстого, – значит жить жизнью того, кого люб..шь. По утверждению Аристотеля, любить – значит желать другому того, что счита..шь за благо. Вариант 2 Каждый человек обладает способностью любить. Люди эгоистического склада способны, пожалуй, только на вл..чение, влюбленность – не больше. Поэтами всех времен и народов написа(нн, н)ы десятки тысяч стихотворных строк, продиктова(н, нн)ых чистым, глубоким, нежным чувством любви. Они будут писать об этом всегда, пока жив человек и пока бьется его сер(?)це. 8. Творческое задание О любви сказано: «Тайна сия велика есть!» Влюбленных обожествляют, их любят самоотверженно. И рождаются волшебные строки стихов… «Я помню чудное мгновенье» - это пушкинское стихотворение посвящено А. П. Керн, чьей красотой поэт был поражен. М. И. Глинка переложил эти чарующие строки на музыку. Послушаем романс в исполнении С. Лемешева. (Приложение 2) И пусть эта музыка и эти стихи вдохновят вас на написание небольшой творческой работы, которая так и будет называться – «О любви». Помните: любовь многолика и многогранна. Это может быть любовь к близкому другу, к родителям, к Родине. А в качестве эпиграфа вы можете использовать строки, представленные на последнем слайде презентации. Желающие могут попробовать написать синквейн или использовать другие нетрадиционные жанры, с которыми мы познакомились на уроках и элективных занятиях (акростих, цзацзуань, диаманта). (Проверяется и оценивается 2-3 работы.) 9. Итог урока Домашнее задание. Оценки за урок. Итак, что мы повторили на сегодняшнем уроке? Выпишете примеры сложносочиненных предложений из поэтических произведений о любви своих любимых авторов. Подготовьте устное сообщение о сложносочиненном предложении и его стилистической роли. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |