Преподавание литературы
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1704
Лузина Татьяна Александровна, учитель Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом. Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по этой теме, а также поделиться небольшим опытом работы в применении методов и приемов данной технологии на уроках русского языка и литературы. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех. В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Чтение и формирование понятий Цель: активно включиться в процесс формирования понятий, используя навыки критического мышления. Пример использования. Урок русского языка. 5 класс. Тема: «Основные разделы науки о русском языке». План урока. 1. Предварительное домашнее задание: используя п.29 (т), составить понятийно-терминологическую карту: Языкознание – наука о языке. Фонетика – раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи. Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается состав слова. Лексика – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка. Морфология – раздел языкознания, в котором изучаются слова как части речи. Синтаксис – раздел языкознания, в котором изучаются словосочетания и предложения. Грамматика – раздел языкознания, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения. Орфография – раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов. Пунктуация – раздел языкознания, в котором изучаются правила использования знаков препинания. Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила произношения слов. Стилистика – наука о стилях речи и стилистических средствах языка. 2. Работа в группах по 5 – 6 человек. - Прочитать определения понятий.
- Сопоставив их, выделить сходства и различия.
- Зафиксировать полученный результат в виде опорного конспекта.
- Сформулировать собственные определения понятий с опорой на конспект.
3. В парах опросить друг друга по определениям понятий. 4. Составить творческую работу в жанре лингвистической сказки, используя изученные понятия. Урок русского языка. 5 класс Тема: “Понятие о лексике”. План урока: Составление понятийно-терминологической карты 1. Разделиться на группы по 5–6 человек. В течение 10 минут работать с понятийно-терминологической картой (список из 10 понятий и их определений). Лексика – словарный состав языка. Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение. Омонимы – это слова одинаковые по значению, но совершенно различные по лексическому значению. Синонимы – это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Антонимы – это слова противоположные по лексическому значению. Историзмы – собственно устаревшие слова. 2. В течение 10 минут усвоить эти понятия, выделив в них отличительные признаки. Сформулировать определения этих понятий своими словами, записать, что получилось. 3. Разбиться на «двойки». В парах опросить друг друга по определениям изученных понятий. Можно использовать при этом прием «Толстые и тонкие» вопросы. Фиксировать вопросы в таблице. 4. Теперь, когда понятия усвоены, составить, используя их, связный текст. Чтение и анализирование, размышление Цель: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления. Пример использования. Урок литературы. 6 класс Тема: «Страницы жизни А.Платонова». План урока. 1. Познакомиться с материалами учебника, посвящёнными биографии писателя (выразительное чтение отрывка из воспоминаний А.Платонова о своей жизни). 2. Групповая работа: составление вопросов по прочитанному тексту. а). Репродуктивные вопросы: - Где родился А.Платонов?
- Где учился писатель?
- Какова профессия отца писателя?
б). Расширяющие вопросы: - Почему Платонов с такой теплотой говорит о деревне?
- Почему церковь в родной слободе писателя называлась «Чугунной»?
- Какую специальность в городском училище получил писатель?
в). Развивающие вопросы: - Какой была русская деревня начала двадцатого века?
- В чём своеобразие и особенности церковно-приходских школ?
- Какие черты характера отличали А.Платонова?
3. Классифицировать вопросы, разбив их на «кучки». В данном случае были составлены вопросы двух видов: те, на которые можно ответ дать непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация. 4. Ученик, выполнявший индивидуальное задание к этому уроку, знакомит класс с источниками информации по данной теме. Библиография фиксируется в тетради. 5. Работая в парах, дети отвечают на составленные вопросы при помощи прочитанного текста. 6. В конце урока определяется тема домашней письменной работы по вопросу, который стал лучшим, по мнению ребят: «Какие черты характера отличали А.Платонова?» Стратегия «Ключевые слова» Цель: активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его с личным опытом, повысить мотивацию к чтению. Пример использования. Урок литературы. 6 класс Тема: «Что такое притча?» План урока. 1. На доске фиксируются ключевые слова: князь, петух, нельзя выпускать, почти готов, убегают прочь. 2. Объединившись в группы, ученики должны придумать текст, включив в него предложенные слова и выражения. 3. Творческие группы представляют результаты своей работы. 4. Чтение учителем притчи «Учитель боевых петухов» К одному князю пришёл человек и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился. Прошло 10 дней. – Ну, как?– спросил князь.– Мой петух готов к бою? – Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвётся в драку. Его нельзя выпускать! Прошло ещё 10 дней. – Ну, а теперь? – Нет, ещё рано. Он очень нервный, на всё реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он всё принимает на своё счёт. Его нельзя выпускать. Прошло ещё 10 дней. – А теперь? – Рано ещё. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно. Прошло ещё 10 дней. – Ну, а теперь-то готов? – Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь. 5. Индивидуально работая с текстом притчи, ученики составляют в тетради двухчастный дневник. Цитаты, эпизоды, герои, которые особенно взволновали | Ассоциации, комментарии к выписанному | «…самонадеян и рвётся в драку» «…нервный, на всё реагирует» … | Семь раз отмерь, один раз отрежь. Истинный победитель имеет олимпийское спокойствие … | 6. Обмен впечатлениями в процессе обсуждения содержания двухчастных дневников. 7. Работа с понятием «притча». 8. Учитель предлагает ученикам закончить притчу, предположив, что ответил князь учителю боевых петухов. Письмо во время чтения Цель: учиться фиксировать неоформленные мысли и образ, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. Стратегия работы с информационным текстом Цель: научиться вдумчивому чтению, которое позволит сформировать свою точку зрения на информацию, содержащуюся в тексте, что сделает процесс чтения более эффективным. Пример использования Урок русского языка. 5 класс Тема: «Понятие о существительном». План урока. 1. Учитель сообщает учащимся тему урока. 2. Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). 3. Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа: 4. Презентация кластеров. Выбор наиболее интересного варианта. 5. Чтение п.70 (т) индивидуально каждым учеником. Фиксирование помет на полях во время чтения. 6. Заполнение таблицы ИНСЕРТ. V | + | – | ? | – обозначает предмет; – падежные вопросы; – морфологические признаки (род, число, падеж, склонение); – род (м., ж., ср.); – число (ед., мн.) – падеж (6); – склонение (1, 2, 3); – в предложении – ____, _ _ _ _ | – самостоятельная часть речи; – классифицируются по значению на конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные; – имеют род; – изменяются по числам и падежам; – н.ф. – им. п., ед. ч.; – в предложении – любой член. | – самостоятельная часть речи. | – Что такое склонение? – При каких условиях сущ. может быть определением в предложении? – Почему одни сущ. отвечают на вопрос кто?, а другие – что? – Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках? | 7. Обсуждение результатов работы в парах. 8. Коллективное редактирование кластеров. 9. Домашнее задание – составить устное сообщение о существительных с опорой на кластер, приводя собственные примеры. 10. Учитель обращает внимание учеников на графу «?» и говорит о том, что это темы будущих уроков, на которых и будут даны ответы на эти вопросы. Стратегия работы с текстом Цель: овладеть приёмом графической организации материала, научиться систематизировать, схематизировать материал, составляя таблицы Донны Огл. Пример использования. Урок литературы. 6 класс. Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко)». План урока. 1. Сообщение темы урока. 2. Учитель предлагает детям рассказать о том, что они знают о М.Зощенко. Результаты беседы фиксируются в таблице в графах «знаю», «источники информации». Знаю | Хочу узнать | Узнал | Источники информации | – писатель-юморист; – автор рассказов «Галоша», «Монтёр», «Встреча», «Великие путешественники», «Золотые слова»; – даты жизни (1895-1958); | | | учитель, произведения писателя, учебник литературы, уроки литературы в 5 классе, учебник | 3. Учитель просит детей во второй графе таблицы зафиксировать вопросы о Зощенко, ответы на которые им хотелось бы узнать. Возможные варианты: Знаю | Хочу узнать | Узнал | Источники информации | | – Где родился писатель? – Какой была его семья? – Весёлым ли человеком он был? – Кто были его друзьями? – Как он создавал свои произведения? – Что он больше всего ценил в людях? … | | | 4. Выразительное чтение учителем материалов учебника о М.Зощенко. 5. Индивидуальная работа учеников с графами таблицы «узнал», «источники информации». 6. Обсуждение результатов работы. 7. Письменная творческая работа на тему «Что имел в виду Л.Утёсов, называя Зощенко «большим человеком»?» 8. Домашнее задание: попытаться найти ответы на вопросы, не отражённые в тексте о писателе. Для этого учитель предлагает воспользоваться книгами из библиографии, составленной учеником, выполнявшим индивидуальное задание к уроку. Стратегия «Продвинутая лекция» Пример использования. Урок литературы в 9 классе. Тема: «Своеобразие древнерусской литературы». План урока. 1. Знакомство с темой урока и формой его проведения. 2. Сообщение учителем плана лекции, который зафиксирован на доске. План лекции. - Что такое древнерусская литература? История возникновения и развития древнерусской литературы.
- Основные особенности произведений Древней Руси.
- Тематика произведений древнерусской литературы.
- Ведущие жанры.
- Древнерусские произведения и их авторы.
3. Учитель сообщает, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и второго вопросов и спрашивает ребят, что им известно по этому поводу. Результаты фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом: Литература Древней Руси Х век Связь с религией Для церковных нужд Церковно-славянский язык В монастырях Рукописные книги Авторы – монахи | | 3. Чтение первой части лекции учителем. 4. Анализируя услышанное в парах, ученики отмечают + ту информацию в записях, подтверждение которой они услышали в лекции, – то, что не подтвердилось или было опровергнуто (это делает один из членов пары). Второй ученик в паре фиксирует то, что было новым. Записи в их тетрадях должны выглядеть примерно так: Литература Древней Руси + X век – Связь с религией + Для церковных нужд – Церковно-славянский язык + В монастырях + Рукописные книги + Авторы – монахи + … | X – XVII века анонимность торжественность патриотичность связь с принятием христианства из Болгарии (Кирилл и Мефодий) | 5. Обсуждение результатов работы в классе. 6. Составление краткого письменного рассуждения по первой части лекции. 7. Работа над второй частью лекции проводится по тому же плану, но функции учеников при работе в парах меняются. 8. Домашнее задание: составить устное монологическое высказывание на тему «Своеобразие древнерусской литературы»или написать вступительную статью для учебника по истории русской литературы к разделу «Литература Древней Руси». Письмо после чтения Цель: учиться организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности. Пример использования Урок развития речи. 6 класс Тема: «Подробно изложение повествовательного текста». План урока. 1. Чтение текста учителем. Некоему шаху приснился ужасный сон, будто у него разом выпали все зубы и волосы. Проснувшись в холодном поту, он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений. Мудрец внимательно выслушал шаха и промолвил: «Твой сон, о великий повелитель, означает, что очень скоро ты потеряешь всех своих родных и близких!» Ответ не понравился правителю, и он приказал казнить мудреца и позвать другого. Но поскольку во всех учёных книгах сон трактовался одинаково, следующего толкователя постигла та же участь. Тогда шах разослал по стране глашатаев с указом: «Тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота. Неверный же ответ сулит смерть». В это время в городские ворота вошёл Ходжа Насреддин. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху. Те честно поведали Насреддину о судьбе его предшественников. Но Ходжа был уверен в том, что мешок с золотом достанется именно ему. Некоторое время спустя герой в прекрасном расположении духа вышел из дворца, сгибаясь под тяжестью мешка. Когда его окружили горожане, вопрошая, что же он сказал шаху, Насреддин ответил: «Признаться, я небольшой знаток сновидений, поэтому я и сказал шаху, что он надолго переживёт всех своих родных и близких». 2. Создание письменного пересказа услышанного текста. 3. Вторичное чтение текста. 4. Обсуждение текста: – тематика (о чём?) – основная мысль (для чего рассказана эта история?) – ответы на вопросы тестового характера: - Сон приснился царю, шаху, императору?
- Шах позвал учителя, доктора, толкователя сновидений?
- Шах разослал по земле глашатаев, слуг, скороходов?
- В качестве награды были обещаны мешок золота, пуд серебра, мешок талантов?
- В городские ворота вошёл мулла, Омар Хайям, Ходжа Насреддин?
- Хожда Насреддин был уверен, что обманет шаха, что мешок золота достанется ему, что он разгадает сон?
- Ходжа растолковал сон так: у шаха умрут все родные, шах скоро умрёт сам, шах переживёт всех своих родных?
- Содержание сна: у шаха выпали все волосы и зубы, он ослеп, он оглох?
– ответы на вопросы, начинающиеся так: было ли такое предложение в тексте? - Некоему шаху приснился кошмарный сон.
- Страшно закричав во сне, он тут же проснулся.
- Он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений.
- Мудрец сосредоточенно выслушал шаха и сказал…
- Ответ вывел шаха из себя.
- Он приказал убить мудреца.
- Но поскольку во всех учёных книгах этот сон объяснялся одинаково…
- … тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота.
- Неверный ответ станет причиной смерти.
- Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху.
- Чуть позже герой, счастливый и улыбающийся, вышел из дворца, неся в руках мешок.
– ответы на вопросы, начинающиеся так: говорилось ли об этом в тексте? - Как звали, и во что был одет толкователь сновидений?
- На основании чего был растолкован сон придворным мудрецом?
- Почему шаху не понравились толкования сна придворными мудрецами?
- Почему были казнены придворные мудрецы?
- Почему по стране были разосланы глашатаи?
- Какая участь постигнет тех, кто попытается растолковать сон?
- Знал ли Ходжа, что его ждёт?
- Умел ли Ходжа разгадывать сны?
- Почему Ходжа был уверен в своей победе?
- Почему он именно так объяснил сон?
5. Работа с опорными и ключевыми словами. Опорные слова | Ключевые слова | Шах Сон Толкователь сновидений Объяснение Глашатай Смерть Мешок золота Ходжа Насреддин В прекрасном расположении духа | Повелитель, господин, правитель Сновидение Мудрец Толкование, истолкование Вестники, слуги Гибель, казнь Награда Он, странник, путешественник Счастливый, довольный, радостный | 6. Редактирование первого варианта написанного текста. 7. Написание чистовика изложения.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|