Преподавание русского языка Тема урока: "Одушевленность – неодушевленность как особое грамматическое значение имен существительных" (4-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 716 Агурина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов Цель:
Ход урока I. Организационный момент. Притча: Один человек обратился к Богу с вопросом: – Ты, всемогущий и всесильный, человека создал по своему образу и подобию, но человек-то слаб и беспомощен, где искать ему силу? Ответил Бог: – Я долго думал, куда спрятать силу огромную? В глубинах морских? Доберется человек и отыщет ее. Высоко в небе? Что-нибудь придумает человек и обязательно доберется туда. И тогда решил я спрятать силу великую в душе самого человека, не всякому удается найти ее в себе, но тот, кто сможет это, будет подобен мне. – Чему эта притча учит? (Необходимо в себе искать силы.) – Эпиграф нашего урока:
II. Создание ситуации успеха. – Разговор о душе мы обязательно продолжим, а сейчас грамматическая разминка. (По группам.) – Порядок нашей работы: (на доске).
5 минут. 1 группа – составить на доске схему грамматических значений имени существительного. 2, 3, 4, 5, 6 группы – задания с текстами на карточках. Проверка: схему на доске оцениваем все. Группы: – читают текст, читают выписанные слова. Учитель: – Определите, какое задание получила группа. – Какой прием используют авторы всех этих стихотворений? (Олицетворение, т. е. одушевление неживых предметов,) 10 минут. III. Постановка задачи на нахождение нового грамматического значения имен существительных. – Вы хорошо разобрались с грамматическими значениями имен существительных, поэтому, я думаю, вам не составит труда определить грамматические значения некоторых слов. – Запишите высказывания, какими существительными они отличаются? Мы долго рассматривали этот дом. Мы долго рассматривали этого ежа. – Самостоятельно определите грамматические значения слов “дом”, “ежа”. Два человека у доски. Взаимопроверка. Рассматривали дом ед. ч. , м. р ., В. п. Рассматривали еж а ед. ч., м. р. , В. п. – Отличаются ли словоформы по числу, по падежу, по роду? (Нет.) – Но если окончания разные, то это указывает на какое-то различие в их значении. – Чем же отличаются словоформы “дом” и “ежа” по своему значению? IV. Лексическое значение одушевленности – неодушевленности. Дом – неживой предмет еж – живое существо – Назовем это значение Запишем. Одушевленное, неодушевленное . – Разберем по составу. Учебник с. 109. Правило – Еще одно грамматическое значение. (Вешаем на схему.) V. Открытие способа действия. 1. – Это значение изменяется или нет? (Оно постоянное/) – Каким способом определить одушевленное существительное или неодушевленное? Выдвижение гипотез, обсуждение в группах. Гипотезы: Кто? одуш. 2. – Поупражняемся в определении одушевленных и неодушевленных существительных. На доске: Листок, заяц, радость, покойник, народ, кукла, сестра. – Определяем, записываем Листок (что?) – неодуш. Заяц (кто?) – одуш. Радость (что?) – неодуш. Покойник (кто? или что?) -? – А как же правильно? Заглянем в справочник. (Покойник – одуш.) – Что-то мы упустили, не работают наши способы. Возвращаемся. 2. – Раз значение одушевленности-неодушевленности – грамматическое, что-то нужно искать в грамматике. Дом ежа – Только в В. п. окончания этих слов отличаются или и в других падежах? – Измените по падежам. (Самостоятельно, два ученика у доски.) И. п. дом еж – Что особенного у В. п. этих слов? Дом ежа – Что можно предположить? Если В. п. = И. п., то неодушевленное сущ. VI. Моделирование открытого способа действия. – Чтобы не забыть, как мы придумали определять одушевленные и неодушевленные существительные, изобразите моделью этот способ. Варианты детей. В. п. = И. п. – неодуш. VII. Постановка задачи для работы на следующем уроке. – Как вы думаете, чем нам предстоит заниматься на следующем уроке? (Проверять этот способ действия на разных словах.) VIII. Рефлексия. – Я думаю, что каждый на уроке открыл в себе частичку большой силы, заложенной в душе. – Выразите свое настроение от работы на уроке. Можете объяснить выбор. (Лица в конвертиках.) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |