Преподавание русского языка Урок – ролевая игра "Путешествие в музей Морфологии" (обобщение по теме "Причастие")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1195 Макарова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы Класс 7 Цели урока: образовательная:
воспитательная:
Оформление: презентация к уроку (либо плакаты), репродукция картины К.Маковского "Дети, убегающие от грозы"; раздаточный материал (задания на карточках и текст, размноженный по количеству детей). Ход урока 1. Организацонный момент. Учитель: Ребята, я знаю, как вы любите путешествовать, в сентябре вы были на Бородинском поле, недавно в музеях Александровской слободы; сегодня я вас тоже приглашаю в путешествие по музею, тем более, что к этому событию мы готовились вместе, каждый по-своему, никто не бездельничал (Заранее учащиеся класса разделились на три группы): 1) экскурсоводы (готовят заранее рассказ по теме и вопросы учащимся) 2) посетители музея 3) эксперты. Итак, я приглашаю вас в музей МОРФОЛОГИИ.(Презентация; 1 слайд) Моя роль сегодня скромная - я директор, а вас встречают экскурсоводы и приглашают в первый зал необычного музея. 2. Повторение ранее изученного. Знакомство с экспонатами 1 зала музея. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ 1 экскурсовод: Мы входим в святая святых русского языка - зал, где представлены все части речи нашего могучего, богатого русского языка. Все они объединены благодаря науке морфологии, изучающей части речи, их категории и формы. Н.М.Карамзин верно подметил: "Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют: надобно только открыть и показать оныя." Самый первый стенд музея посвящен ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ как самой представительной, самой значимой части речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Стало быть, имя существительное появилось в речи раньше других частей речи. (Презентация; 2 слайд). Это и понятно, человек с рожденья жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все, что его окружает. 2 экскурсовод. Во многих грамматиках: французской, немецкой, итальянской, русской имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского слова "субстантивум", которое значит "сущность, существо". Языковеды древнего мира считали, что слова, называющие предметы, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Она и самая ведущая часть речи в грамматике. - Перечислите все грамматические признаки имени существительного. Как вы думаете, можно высказать мысль, используя только существительные. Оказывается можно. Вот стихотворение, которое состоит из одних только существительных, а нам все понятно.
3 экскурсовод. (Презентация; 3 слайд). Рядом с существительным стенд "Имя прилагательное". Уже в самом названии содержится намек на то, что оно должно к чему-то присоединяться. С греческого языка дословный перевод прилагательного - эпитет. Что такое эпитет?
Найдите эпитеты в данных строках. 4 экскурсовод. Ребята! Назовите грамматические признаки имен прилагательных. Совершенно верно, имена прилагательные имеют особенность: они меняют род, как хамелеоны или осьминоги меняют цвет своего тела. Имена прилагательные могут определить характер любого существительного, отобрать самые важные признаки.
Здесь рядом где-то и местоимение. Вот слышите его голос! Девочка:
5 экскурсовод. Ну, мы и не спорим! Мы полностью согласны! 6 экскурсовод.
(Чисел в русском языке бесконечное множество, а "счетных слов" не так уж и много) 5 экскурсовод. А вот и глагол! По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Он настоящий богач: имеет лицо, время, наклонение, вид и залог - ни у кого нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласоваться с именами, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, вот и берет он взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними подружиться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами, ведь он такой интересный в общении. Известный русский лингвист Пешковский утверждал, что "глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены". 3. Повторение по теме "Причастие". (Презентация; 4 слайд) - Чтобы перейти в следующий зал, надо ответить на вопрос. На доске: Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Вопрос экскурсовода: На словах какой части речи построено это высказывание о языке? Посетитель: На причастиях На доске: Причастие (Приложение №1; 5 слайд) 1 экскурсовод. Чтобы лучше почувствовать атмосферу этого зала, скажите, какие значимые части составляют исторически это слово? Посетитель: Приставка "при" - в значении присоединения Корень "часть" - часть чего-либо к чему-либо Посетитель. Причастие есть и в церкви - главное таинство, приобщение к светлому, святому. 1 экскурсовод. Это не случайно. Причастие и появилось в эпоху принятия христианства на Руси. Причастие очень интересно, оно причастно и к глаголу, и к прилагательному. В.И. Даль сказал: " Причастие - это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного". 2 экскурсовод. Уважаемые посетители, ответьте, на чем основана связь причастия и глагола? Посетитель: Как прилагательное причастие изменяется по родам, числам, падежам, согласуется с существительным и отвечает на вопрос: какой? какая? какое? В предложении является определением. Посетитель: Как глагол причастие имеет время (прошедшее и настоящее); вид (совершенный и несовершенный); категорию возвратности; причастие, подобно глаголу, способно иметь при себе зависимое существительное или наречие (поющие в терновнике; играющий на гитаре; растаявший быстро). 3 экскурсовод. А я вас приглашаю в следующий зал нашего музея и предлагаю сказку о том, как появились причастия. На доске суффиксы:
(Презентация; 6 слайд) Жили-были на свете одинокие суффиксы - ущ- -ющ- -ащ- -ящ- -вш- -ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своей беде. Отвечает им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть - основу. - Спасибо! - в голос ответили суффиксы и тут же присоединились к основам - получились некрасивые неоконченные слова. Опять заплакали суффиксы. Но тут им встретился добрый волшебник Прилагательное, и согласился им помочь. - Возьмите мои окончания, они вам помогут. Так появились причастия. 1 экскурсовод. - Как все эти суффиксы, участвовавшие в сказке, объединить? Посетитель: Они все образуют действительные причастия, слева- настоящего времени, справа - прошедшего. 1 экскурсовод. -От чего зависит правописание данных суффиксов? 2 экскурсовод. А каких суффиксов не было в сказке и почему? Посетитель: - енн- -нн- и -т- - суффиксы страдательного причастия. Наверно, потому, что они появились гораздо позже в языке. 3 экскурсовод. А что вы знаете о суффиксе -т-? Посетитель: Причастий, образованных с помощью этого суффикса совсем немного, и все они образованы давно, новых слов он не образует. 4. Закрепление навыка правописания суффиксов причастий 4 экскурсовод. Ребята, я вижу, что у вас хорошие знания по теме "Причастие", а теперь покажите, а такие же хорошие навыки у вас в правописании причастий. Докажите, когда нужно писать тот или иной суффикс и от чего это зависит. (карточка №1) Карточка № 1 Задание: вставить пропущенные буквы. Передава:мая научная информация; аппарат, управля:мый на расстоянии; автоматическая станция, запущ: ая на Луну; посадка станции, произвед:ая автоматически, возвраща:мый аппарат; фотографии, получ:ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установл:ые на аппарате, посыла:мом на Луну; выполне:ая программа исследования. Зал "Употребление причастий" Экскурсовод. Этот зал музея рассказывает об употреблении причастий в речи. Как вы знаете, они редки в разговорной речи. В этом зале вы видите картину К. Маковского "Дети, убегающие от грозы". Сюжет вам понятен? Ребята, вы хотите помочь детям спасти их? Тогда вам необходимо как можно скорее в тексте, составленном на основе этого сюжета исправить ошибки: вставить причастия в предложения, завершить этот текст, чтобы он стал более ярким и полным. Это поможет детям уберечься от надвигающейся грозы. А вы на примере узнаете как нужны причастия в речи. (стр. 91). Текст:
У девочки в (подвязанном у пояса) переднике много грибов. Ее льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у нее маленький братишка (крепко обнявший шею сестры ручонками). Он боится хоть на минуту оторваться от нее. (Замирающее от страха) сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая (сверкающая) молния вспыхнет в черном небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике (слегка, прогнувшемся под тяжестью детей). Вот-вот разразится гроза. Выступление экспертной группы, которая подводит итоги посещения музея: оценивает работу экскурсоводов, оценивает письменные работы посетителей, оглашает результаты, читает лучшую работу с текстом. Директор. Посетители музея выполняют работу и сдают экспертам музея. Ребята, спасибо, что сегодня вы посетили наш музей. Я надеюсь, что экскурсия была интересной и полезной. Хочу заметить, что сегодня вы побывали еще не во всех залах музея. У нас готовятся к открытию зал Наречия и залы Служебных частей речи. Так что ждем вас еще. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |