Преподавание русского языка Урок развития речи (риторика), русский язык. "Объявление"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.07.04 Просмотров: 589 Каницкая Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы Из всех искусств премудрых мастеров В деле образования и воспитания обучение А. П. Чехов Цель: формирование понятия объявления как речевого жанра. Задачи:
Тип урока: изучение нового материала. Основной метод: игровой. Форма урока: работа в группах. Средства обучения, оборудование: фрагменты мультфильма “Малыш и Карлсон” и кинофильма “Приключения Буратино”, запись песни В. Шаинского “Пропала собака”, фломастеры, маркеры, листы ватмана, карточки к играм. Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в виде устных и письменных объявлений. Ход урока
1 этап — целеполаганиеСегодня мы начинаем изучать большой раздел в риторике: “Тексты”. Вы уже знакомились с этим понятием на уроках русского языка, вы работаете с текстами на уроках литературы, истории, природоведения. Как вы понимаете, что такое текст? А вот на уроках риторики вы познакомились еще с одной особенностью текстов: тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Какие речевые жанры вы знаете? Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним речевым жанром, но прежде чем мы запишем тему, я предлагаю отгадать риторическую загадку. (Звучит песня В. Шаинского “Пропала собака”). Догадались, как называется такой текст? Где вам приходилось с ним встречаться? Итак, тема нашего урока…Как вы ее определите сами? Запишите тему нашего занятия: “Объявление”. Сегодня мы научимся создавать объявления, узнаем, как они строятся, из чего состоят, какие бывают. (Предлагаю детям не закрывать тетради, чтобы в дальнейшем записать в них “риторические секреты”). Итак, с объявлениями вам приходилось встречаться. О чем в них сообщают?
Для чего нужны объявления? 2 этап — формирование представлений о письменном объявленииПредлагаю ученикам прочитать объявление о предстоящем собрании для родителей первоклассников, написанное с нарушением законов жанра. О чем сообщается в объявлении? Дети определяют, что из небольшого текста можно узнать многое: что, когда и где будет происходить, для кого написано это объявление и кто его написал. По вопросам учителя: “Легко ли читается информация?” и “Что не так?” пятиклассники, возможно с помощью учителя, определяют неправильность оформления объявления. Предлагаю детям вместе его переделать. Какая информация главная? (Сообщение о собрании). Она выделяется в отдельную строку, используется шрифт и цвет. Если главная информация нас заинтересует, мы прочитаем объявление дальше и узнаем информацию дополнительную. Какую? (Где и когда будет происходить собрание). Чтобы было легче сориентироваться, дату и время проведения собрания можно выделить другим цветом. Обязательно — подпись! И помните про знаки препинания! Итак, что мы сейчас делали? (Читали объявления и писали). Такие объявления, которые сообщают нам о том, что, где, когда происходит, — это объявления-сообщения. Информации много, но записать нужно кратко, без лишних слов, чтобы каждое слово имело смысл. А чтобы объявление читалось и запомнилось, что необходимо использовать? (Цвет, шрифт, расположение информации). 3 этап — создание письменных объявленийПредлагаю детям посмотреть фрагмент мультфильма “Малыш и Карлсон”. (Малышу дарят щенка. Мальчик спешит поделиться радостью с другом, но Карлсон обижается: “А как же я, Малыш!? Ведь я же лучше!?”- и улетает). Кто герои фильма? Что произошло? Почему улетел Карлсон? Как чувствует себя Малыш? Игра “Сыщики” Задание для групповой работы. Представьте себе, что Малыш поделился с вами своей бедой, и вы решили ему помочь. Составьте от имени Малыша письменное объявление о пропаже Карлсона. Подумайте, какую самую важную информацию вы сообщите. Уместны ли будут рисунок, фотография? Постарайтесь правильно расположить информацию в объявлении. Что вы подчеркнете в объявлении? А что напишите другим цветом? После того как работа закончена, дети зачитывают созданные тексты объявлений. Вместе обсуждаем, оцениваем детские высказывания (см. Приложение №1). 4 этап — работа с учебникомО чем еще могут рассказать объявления? Что за странный вопрос?- можете подумать вы. Не спешите. Оказывается, иногда объявление может рассказать многое о том, кто его составлял: о его характере, скрытом умысле. Предлагаю детям выполнить задания к упр.52, 54 в учебнике “Школьная риторика”5-й класс II часть (под ред. Т.А. Ладыженской). 5 этап — формирование представлений об устном объявленииМожно показать детям фрагмент из к/ф “Приключения Буратино”. (Буратино пытается продать азбуку, чтобы купить билет в театр Карабаса-Барабаса. Звучит голос зазывал). Почему Буратино не попал в школу? Почему удалось зазвать его на представление? Объявления могут быть не только письменными, но и устными (объявления-приглашения, объявления-запреты, объявления-предупреждения). Где вам приходилось их слышать? Сообщаю детям, что устные объявления тоже строятся по определенным правилам. Что необходимо для того, чтобы их услышали? После обсуждения пятиклассники делают записи в тетради.
При произнесении устных объявлений говорящий должен помнить некоторые секреты:
Игра “Лесное радио сообщает” Раздаю карточки (см. Приложение №2). Представьте себе, что однажды в лесу поднялся ветер, сорвал листочки с лесной доски объявлений и занес к нам в класс. У вас есть возможность озвучить их. Сделайте это, подражая голосом лесным обитателям, чтобы слушателям были понятны настроение, характер персонажей-авторов объявлений. А мы все вместе попробуем отгадать: кто это? По окончании игры обязательно оцениваем, кому лучше удалось озвучить объявления. (См. Приложение №1). 6 этап — подведение итоговИтак, ребята, что вы узнали нового на уроке? Как вы поняли, что такое объявление? Предлагаю пятиклассникам попробовать сформулировать определение самим. Обсуждаем варианты ответов. Дети делают запись в тетрадях:
А вот чему научились, лучше проверить себя, играя. Назовем нашу обобщающую игру “Риторы и одноклассники”. (Дети вспоминают, что ритор — это человек, владеющий правильной, эффективной, искусной речью). Две команды: “Риторы”и “Одноклассники”. Представьте себе, что вам поручили сделать объявление (устное или письменное) для одноклассников. Перемена. Все шумят...Как вам выполнить поручение? “Риторы”получают карточки с указанием темы объявления (см. Приложение №3). Им необходимо дополнить информацию так, чтобы объявление было понятно адресату. Предлагаю подумать, что они сообщат; напоминаю о важности жестов, тона, громкости, темпа. “Одноклассникам”- подумать над вопросами, которые необходимо будет задать, чтобы уточнить не совсем понятную информацию. Выигрывает тот, чье объявление передает информацию наиболее кратко и четко. Анализ детских высказываний. Литература
Список приложений Критерии оценки детских высказываний:
К оценке письменных объявлений. Игра “Сыщики”
К оценке устных объявлений. Игра “Лесное радио сообщает”
Игра “Сыщики”
Игра “Риторы и одноклассники”
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |