Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок развития речи (риторика), русский язык. "Объявление"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок развития речи (риторика), русский язык. "Объявление"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2016.07.04
Просмотров: 589

Каницкая Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Из всех искусств премудрых мастеров
Хороший слог важней иных даров.

В деле образования и воспитания обучение
красноречию следовало бы считать неизбежным.

А. П. Чехов

Цель: формирование понятия объявления как речевого жанра.

Задачи:

  1. учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления;
  2. формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством коммуникативной игры;
  3. воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;
  4. учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: игровой.

Форма урока: работа в группах.

Средства обучения, оборудование: фрагменты мультфильма “Малыш и Карлсон” и кинофильма “Приключения Буратино”, запись песни В. Шаинского “Пропала собака”, фломастеры, маркеры, листы ватмана, карточки к играм.

Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в виде устных и письменных объявлений.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Целеустановка.
  3. Повторение ранее изученного о тексте.
  4. Формирование представления о письменном объявлении.
  5. Создание самостоятельных текстов письменных объявлений, анализ деятельности.
  6. Выполнение заданий учебника.
  7. Формирование представления об устном объявлении, создание текстов, анализ.
  8. Обобщающая игра с последующим обсуждением результатов.
  9. Подведение итогов урока.

1 этап — целеполагание

Сегодня мы начинаем изучать большой раздел в риторике: “Тексты”. Вы уже знакомились с этим понятием на уроках русского языка, вы работаете с текстами на уроках литературы, истории, природоведения. Как вы понимаете, что такое текст?

А вот на уроках риторики вы познакомились еще с одной особенностью текстов: тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Какие речевые жанры вы знаете?

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним речевым жанром, но прежде чем мы запишем тему, я предлагаю отгадать риторическую загадку.

(Звучит песня В. Шаинского “Пропала собака”).

Догадались, как называется такой текст? Где вам приходилось с ним встречаться?

Итак, тема нашего урока…Как вы ее определите сами?

Запишите тему нашего занятия: “Объявление”. Сегодня мы научимся создавать объявления, узнаем, как они строятся, из чего состоят, какие бывают.

(Предлагаю детям не закрывать тетради, чтобы в дальнейшем записать в них “риторические секреты”).

Итак, с объявлениями вам приходилось встречаться. О чем в них сообщают?

О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!

В.Кривин

Для чего нужны объявления?

2 этап — формирование представлений о письменном объявлении

Предлагаю ученикам прочитать объявление о предстоящем собрании для родителей первоклассников, написанное с нарушением законов жанра. О чем сообщается в объявлении?

Дети определяют, что из небольшого текста можно узнать многое: что, когда и где будет происходить, для кого написано это объявление и кто его написал. По вопросам учителя: “Легко ли читается информация?” и “Что не так?” пятиклассники, возможно с помощью учителя, определяют неправильность оформления объявления. Предлагаю детям вместе его переделать.

Какая информация главная? (Сообщение о собрании). Она выделяется в отдельную строку, используется шрифт и цвет.

Если главная информация нас заинтересует, мы прочитаем объявление дальше и узнаем информацию дополнительную. Какую? (Где и когда будет происходить собрание). Чтобы было легче сориентироваться, дату и время проведения собрания можно выделить другим цветом. Обязательно — подпись! И помните про знаки препинания!

Итак, что мы сейчас делали? (Читали объявления и писали). Такие объявления, которые сообщают нам о том, что, где, когда происходит, — это объявления-сообщения. Информации много, но записать нужно кратко, без лишних слов, чтобы каждое слово имело смысл.

А чтобы объявление читалось и запомнилось, что необходимо использовать? (Цвет, шрифт, расположение информации).

3 этап — создание письменных объявлений

Предлагаю детям посмотреть фрагмент мультфильма “Малыш и Карлсон”. (Малышу дарят щенка. Мальчик спешит поделиться радостью с другом, но Карлсон обижается: “А как же я, Малыш!? Ведь я же лучше!?”- и улетает).

Кто герои фильма? Что произошло? Почему улетел Карлсон? Как чувствует себя Малыш?

Игра “Сыщики”

Задание для групповой работы. Представьте себе, что Малыш поделился с вами своей бедой, и вы решили ему помочь. Составьте от имени Малыша письменное объявление о пропаже Карлсона. Подумайте, какую самую важную информацию вы сообщите. Уместны ли будут рисунок, фотография? Постарайтесь правильно расположить информацию в объявлении.

Что вы подчеркнете в объявлении? А что напишите другим цветом?

После того как работа закончена, дети зачитывают созданные тексты объявлений. Вместе обсуждаем, оцениваем детские высказывания (см. Приложение №1).

4 этап — работа с учебником

О чем еще могут рассказать объявления?

Что за странный вопрос?- можете подумать вы. Не спешите. Оказывается, иногда объявление может рассказать многое о том, кто его составлял: о его характере, скрытом умысле.

Предлагаю детям выполнить задания к упр.52, 54 в учебнике “Школьная риторика”5-й класс II часть (под ред. Т.А. Ладыженской).

5 этап — формирование представлений об устном объявлении

Можно показать детям фрагмент из к/ф “Приключения Буратино”. (Буратино пытается продать азбуку, чтобы купить билет в театр Карабаса-Барабаса. Звучит голос зазывал).

Почему Буратино не попал в школу? Почему удалось зазвать его на представление?

Объявления могут быть не только письменными, но и устными (объявления-приглашения, объявления-запреты, объявления-предупреждения). Где вам приходилось их слышать?

Сообщаю детям, что устные объявления тоже строятся по определенным правилам. Что необходимо для того, чтобы их услышали?

После обсуждения пятиклассники делают записи в тетради.

Устные объявления имеют следующие части:

  • слова, привлекающие внимание слушателей “Внимание! Внимание!..”, “Слушайте! Слушайте!..”, в том числе обращение;
  • сообщение (приглашение, предупреждение, запрет).

При произнесении устных объявлений говорящий должен помнить некоторые секреты:

  • правильно распределять дыхание (с учетом информации);
  • если объявление произносится по телевидению, помнить о роли мимики и жестов;
  • если объявление содержит просьбу кого-то найти, использовать голосовой нажим, более теплую интонацию, доверительный тон;
  • если предстоит произнести объявление-запрет, уместны глаголы повелительного наклонения, использование слов: нельзя, запрещается, категорически, частицы не).

Игра “Лесное радио сообщает”

Раздаю карточки (см. Приложение №2).

Представьте себе, что однажды в лесу поднялся ветер, сорвал листочки с лесной доски объявлений и занес к нам в класс. У вас есть возможность озвучить их. Сделайте это, подражая голосом лесным обитателям, чтобы слушателям были понятны настроение, характер персонажей-авторов объявлений. А мы все вместе попробуем отгадать: кто это?

По окончании игры обязательно оцениваем, кому лучше удалось озвучить объявления. (См. Приложение №1).

6 этап — подведение итогов

Итак, ребята, что вы узнали нового на уроке? Как вы поняли, что такое объявление?

Предлагаю пятиклассникам попробовать сформулировать определение самим. Обсуждаем варианты ответов. Дети делают запись в тетрадях:

Объявление — устный или письменный текст, в котором кратко и четко сообщается, что, где, когда происходит. Объявление содержит точную, конкретную информацию и строится по определенной схеме.

А вот чему научились, лучше проверить себя, играя. Назовем нашу обобщающую игру “Риторы и одноклассники”.

(Дети вспоминают, что ритор — это человек, владеющий правильной, эффективной, искусной речью).

Две команды: “Риторы”и “Одноклассники”. Представьте себе, что вам поручили сделать объявление (устное или письменное) для одноклассников.

Перемена. Все шумят...Как вам выполнить поручение?

“Риторы”получают карточки с указанием темы объявления (см. Приложение №3). Им необходимо дополнить информацию так, чтобы объявление было понятно адресату.

Предлагаю подумать, что они сообщат; напоминаю о важности жестов, тона, громкости, темпа.

“Одноклассникам”- подумать над вопросами, которые необходимо будет задать, чтобы уточнить не совсем понятную информацию.

Выигрывает тот, чье объявление передает информацию наиболее кратко и четко.

Анализ детских высказываний.

Литература

  1. Речевые уроки. Книга для учителя начальных классов. Под ред. Ладыженской Т.А. М., 1994.
  2. Русская словесность. 2000. №1.
  3. Развитие речи. Школьная риторика 5 кл. Учебное пособие Ладыженская Т.А. М., 1995.

Список приложений

Приложение №1

Критерии оценки детских высказываний:

  • корректность;
  • точность;
  • эффективность (достижение коммуникативной цели).

К оценке письменных объявлений. Игра “Сыщики”

  • Чье объявление, на ваш взгляд, оказалось наиболее удачным? Почему вы так считаете?
  • Чья информация была передана наиболее точно?
  • Чей текст составлен оригинальнее? Как это удалось?
  • Удалось ли решить речевую задачу?

К оценке устных объявлений. Игра “Лесное радио сообщает”

  • Чье объявление озвучено лучше?
  • Кто был самым оригинальным?
  • Кто из “риторов”оказался наиболее искусным? Почему вы так считаете?
  • Чья речь была наиболее точной? Удалось ли “ритору”решить свою задачу ?
  • Уместно ли были выбраны тембр, громкость речи, удачно ли были использованы жесты?
  • Точно ли “одноклассники”сформулировали свои вопросы?

Приложение №2

Игра “Сыщики”

  • “Учу всем наукам. Из птенцов за короткое время делаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу исключительно ночью! Ух!”
  • “Что-то очень стало скучно одному выть на Луну. Кто составит мне компанию?”
  • “Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья!”
  • “Тому, кто найдет мой хвост. Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! И не беспокойте меня с такими мелочами.”
  • “Мяу, мяу. Ушел зализывать раны. До встречи в марте.”
  • “Помогу всем, у кого сломался будильник.”
  • “Надоело ползать. Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?”
  • “Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с медом!”
  • “35 июля состоится общее собрание птиц, зверей, насекомых и пресмыкающихся. Прибегать! Прискакать! Прилетать! Приползать всем обязательно!”
  • “Я — самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству! Патрикеевна больше не называть!”

Приложение №3

Игра “Риторы и одноклассники”

  • Попросите вернуть оставленный вчера в кабинете русского языка орфографический словарь.
  • Сообщите, что в воскресенье вы отправляетесь в поход.
  • Пригласите принять участие в конкурсе “Алло, мы ищем таланты” или в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.
  • Сообщите, что ваш класс едет в бассейн.
  • Сообщите, что урок риторики отменяется.
  • Сообщите, что предстоит экскурсия по городу.
  • Сообщите, что каникулы не отменяются.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21