Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы по теме "Трагические судьбы поэтов Серебряного века"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы по теме "Трагические судьбы поэтов Серебряного века"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2016.07.04
Просмотров: 537

Чегодаева Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Цель занятия:

– воскресить атмосферу Серебряного века;

– передать дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость людей этого времени;

– познакомить с основными вехами жизни О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой;

– приобщить к поэтическому миру этих поэтов;

– отрабатывать навыки, умения в ведении диалога, в построении монологической речи, разрешении поставленной проблемы.

Реквизиты:

– серебряный колокольчик;

– свечи как символ вечности творчества поэта;

– компьютерная презентация.

Ход занятия:

/ В кабинете литературы полумрак. На столе стоят свечи./

Учитель: Слышите? Звон… Серебряный звон… Звенит он тихо, но голос его мелодичный, звонкий, чистый. Не потому ли он надолго останется в наших сердцах, даже если мы зажмем маленький серебряный колокольчик в кулаке.

Поэты Серебряного века! А не потому ли и назван этот век серебряным, что звон голосов поэтов через толщу лет, месяцев, дней до си пор до нас доносится, причем все громче и громче.

Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей.

Покинули родину

Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Иван Бунин, Александр Куприн, Иван Шмелёв, Евгений Замятин, Алексей Толстой, Игорь Северянин…

В годы “красного террора” и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли

Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Николай Клюев.

Покончили жизнь самоубийством

Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева.

Почти все эти имена на долгие десятилетия были преданы забвению.

Сегодня мы подробнее остановимся только на некоторых именах.

Кто они?

Ученица – Марина Цветаева.

Ученица – Анна Ахматова.

Ученик – Николай Гумилев.

Ученик – Осип Мандельштам.

Все эти поэты считались врагами народа, а их литературная деятельность не только бесполезной, а вредной и пагубно влияющей на умы советских людей. Так ли это, ребята? Решать вам.

Ученик: Судьба этих мастеров поэзии трагична, трагична тем, что Родина, которую они любили страстно, самозабвенно, перестала их понимать, она не хотела их понимать, но, несмотря на это, эти люди отдали себя до капельки, до последнего дыхания, своей прекрасной Отчизне. И родная земля забрала их, порой грубо, жестоко. Но вместо них остались их бессмертные серебряные голоса. Зла на землю свою, на народ свой ни кто из них зла не таил, наоборот, они молили Бога прояснить ум России и умирали со словами жалости на устах, не к себе, нет, а к своим недругам.

/ Звучит музыка Свиридова “Метель”. На фоне ее читается стихотворение, написанное в ночь пред расстрелом, одной из членов семьи царя Н. Романова, княгиней Ольгой Романовой: “Молитва”/

Пошли нам, Господи, терпенье
В годину бурных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейство ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Теперь позор и оскорбленье,
Христос Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной
Благослови молитвой нас,
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы –
Молиться кротко за врагов.

/Музыка продолжается некоторое время, во время которой ученица, рассказывающая об Осипе Мандельштаме, зажигает одну из свеч. /

Ученица: Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки.
И своею кровью смоет
Двух столетий позвонки?

В морозной, хрустальной этой строке мерзли живые крик и дыхание.

/Чтец читает стихотворение О. Мандельштама “ Мы живем, под собою не чуя страны…”/

Ученик: За это стихотворение, написанное в 1933 году, на Осипа Мандельштама было заведено уголовное дело, и зазвучал голос кандалов. Политических людей влекла поэзия. Бухарин был поклонником Пастернака, он спорил с Троцким, который был поклонником Есенина. Сталин взял себе В. Маяковского. И только для О. Мандельштама не нашлось мецената. Да они и не были нужны Мандельштаму, тем более, что он был не по вкусу для них. Но Сталин, возможно, по-своему его любил, поэтому и убил, как это не парадоксально.

Жизнь – кому сыто, кому решено:
Всех не помилуешь.
В осыпь всеобщую Вас-то за что,
Осип Эмильевич?

Ученица: За что – было. Дважды в жизни, дважды в своем поэтическом творчестве Мандельштам, великий поэт, человек небольшого роста, непоседливый, задиристый, с гордо вскинутой головой и длинными ресницами, с молодости жизнерадостный и легкомысленный, дважды в жизни этот странник, чувствующий себя как дома, в мировой культуре и бесприютный и бездомный на Родине, далекий от текущей политики и гражданских страстей, отважился на акт жертвенного мужества, ожидать от которого было как бы даже не возможно. В 1918 году он прославил эту революцию и ее вождя, Ленина, а в 1933 году убийственными стихами заклеймил и осмеял наследника и палача революции, ее продолжателя всемогущего “кавказского горца” Сталина.

Учитель: О. Мандельштам умер от голода и нервного истощения в пересыльном лагере “Вторая речка” под Владивостоком 27 декабря 1938 года. А в одном из своих стихотворений он указывает точную дату своего рождения: “Я рожден в ночь с второго на третье января в девяносто одном ненадежном году – столетья окружают меня огнем”.

Ученик: Он родился в буржуазно – интеллигентной семье в Варшаве, но детство и юность его связаны с Санкт-Петербургом. Осип Мандельштам окончил Тенишевское коммерческое училище и в 1907 – 1910 годах, насколько месяцев провел за границей, во Франции, Италии, Швейцарии, Германии.

В 1911 году он поступил на историко–филологический факультет Петербургского университета, выбыл в 1915 г., провалившись на экзамене по латинской литературе.

Стихи он писал с детства. В 1910 году в журнале “Аполлон” были впервые опубликованы его стихи, здесь же он знакомится с Гумилевым, Блоком, Ахматовой, входит в новое литературное течение – акмеизм. В 1913 году – его первая книга “Камень”, в 1919 году – второе издание книги, за свой счет. К 1916 году относится знакомства и кратковременная, но оставившая текучий след в творчестве обоих поэтов дружба Мандельштама с Цветаевой. Далее следовал Крым и его книги “Тристия”, “Вторая жизнь”, “Стихотворения”.

Ученица: О дальнейшем рассказывать грустно и больно. Голод, скитания по стране не могли выжить его из своей земли. В это трудное время он и встретил свою звезду Наденьку, Надю Хазину. Она была его спутником, другом, возлюбленной, душеприказчицей. Ссылка в 1934 году в Чердынь Пермской области последовала сразу же после написания злополучного стихотворения. Попытка самоубийства/выбрасывается из окна больницы/, потом – Воронеж, скитания по провинциальным городам. Второй арест – 3 мая 1938 года, а через 3 месяца тройка ОСО приговаривает его за антисоветскую агитацию к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Дальше – темнота.

/Зажигается вторая свеча ученицей, которая от имени Ахматовой рассказывает о Гумилеве/.

Ученица: Поэзия Серебряного века немыслима без имени Н.С. Гумилева. Создатель акмеизма, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям. Когда-то молодой поэт поставил перед собой цель – стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным. Пришлось ломать свой характер и отправляться в длинные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары. Добровольцем он уходит на фронт в Первую мировую войну, где за храбрость был удостоен награды: двух Георгиевских крестов.

Ученица: “Он сначала только лечил душу путешествиями и стал настоящим путешественником. В 1916 году, когда я жалела, что все так странно сложилось, он сказал: “Нет, ты научила меня верить в Бога и любить Россию”.

Николай Степанович не любил мои ранние стихи. Но когда в 1911 году 25 он вернулся из Африки, и я прочла ему мои последние стихи, он сразу сказал: “Ты – поэт, надо делать книгу”. /Из дневниковых записей А.Ахматовой./

Гумилев – поет еще не прочитанный. Визионер и пророк. Он предсказал свою смерть с подробностями вплоть до осенней травы.

Поэзия и любовь были для Гумилева всегда трагедией, а война была для него эпосом. И когда он шел в тюрьму, то взял с собой “Илиаду”. 3 августа 1921 года Гумилев был арестован по подозрению в участии в контрреволюционном Таганцевском заговоре.

Ученик: “Мои мечты… они чисты
А ты убийце дальний, кто ты?
О, пожелтевшие листвы
Шагреневые переплеты!”

Учитель:/рассказывает о деле №214224, в котором обвинялся Н. Гумилев. Журнал “Огонек” 1989-90г./

Ученица: Лист № 104.

/Выписка из протокола заседания Президиума Петроградского ГубЧ.К. от 24 августа 1921 года./

“Гумилев Николай Степанович 35 лет, бывший дворянин, филолог, член коллегии издательства “Всемирная литература”, женат, бывший офицер, участник Петроградской боевой контрреволюционной группировки, активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания. Готовил группу интеллигентов, кадровых офицеров к восстанию. Получил от организации деньги на технические надобности.

Приговорить к высшей мере наказания – расстрелу”.

Приговор приведен в исполнение.

“Это ошибка. Зря его расстреляли. Он ни одного слова не напечатал против Советской власти”, – скажет потом Николай Тихонов.

/ Чтец читает стихотворение Гумилева “Рабочий”./

Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с Землею разлучит.
Кончил, и глаза повеселели,
Возвращается. Блестит Луна.
Дома ждет его в большой постели
Сонная и теплая жена.
Пуля, им отлитая, просвищет
Грудь мою, она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву
Кровь ключом захлещет на сухую
Тыльную и мятую траву.
И господ воздает мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.

Ученица: Все, что было наговорено на Гумилева, было опровергнуто. В журнале “Новый мир” № 12 1987 года появилось сообщение юриста Г.А. Терехова, который изучал по долгу службы все материалы по делу Гумилева, находящиеся в архиве. По делу установлено, что преступление Гумилева заключалось в том, что он не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую организацию, от чего он категорически отказался. Никаких обвинительных материалов в том деле, по которому он осужден, больше нет. Поэт, дворянин, русский офицер Николай Степанович Гумилев погиб, потому что был, как его великий предшественник, невольником чести. Только с 1986года стали появляться в периодической печати его стихи.

/зажигается третья свеча учеником, рассказывающем об Анне Ахматовой/

Непогребенных всех – я хоронила их
Я всех оплакала, а кто меня оплачет?
Ахматова, 1958 г.

Ученик: Как заклинание мы сейчас без устали повторяем душеспасительную формулу чудесного обретения попранной справедливости: “Жить в России надобно долго”.

Только ведь Ахматова прожила на свете не 35 лет, как Гумилев, и не 40, как Блок, и не 47, как Мандельштам, а почти 77, дольше, кстати, и Цветаева, и Пастернака, и вообще едва ли не всех других русских поэтов, но так и не дождалась ни отечественной публикации “Реквиема”, поэма увидела свет в 1987 году, ни отмены разностного партийного постановления 1946года о журналах “Звезда” и “Ленинград”. В 1988 году Политбюро ЦК КПСС отменило это постановление как ошибочное.

/ Чтец читает стихотворение А. Ахматовой “ А вы, друзья мои, последнего призыва…”/

А вы, друзья мои, последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена,
Над нашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно – вы
Все на колени, все!
Багровый хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Ученик: Когда умер Пастернак, Ахматова лежала в больнице.

Всех, кто навещал ее, она расспрашивала о похоронах. Выслушав Галину Корнилову, сказала: “Что же это настоящие похороны. Такие надо заслужить”. А на следующий день в разговоре с Вячеславом Ивановым заметила: “У меня такое чувство, что это великий религиозный праздник. Так же было. Когда хоронили Блока”.

Ученица: “Я хочу, чтобы Ахматова оставалась человеком, а не легендой, потому что человеком она была необычным, – говорила Аманда Хейт, – Я хочу помнить ее глухой. Страдающей сердцем, сидящей в маленьких комнатах в чужих московских квартирах, рассказывающей об ошибках в книгах, которые написали о ней, Гумилеве, Мандельштаме.”

При жизни Ахматовой наши литературоведы не баловали ее своим вниманием. Книги, о которых упомянуло Аманда Хейт, выходили, разумеется, не у нас, а на Западе. Не удивительно, что сама Анна Андреевна неизменно считала лучшей работой о себе Николая Недоброго, напечатанную еще в 1915 году.

/ Звучит песня на стихи Цветаевой “Зеркало”. На ее фоне зажигается четвертая свеча./

Ученик: Судьба распорядилась так, что М. Цветаева провела в России годы Первой мировой войны и революции. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей. Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, – продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, – сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея Эфрона (мужа Цветаевой).

В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью Ариадной уехала за границу, откуда они получили запоздалое известие от С. Я. Эфрона, о котором до 22-го года ничего не знали. Берлин, Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины.

Ученица: В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Летом 1939 года она вернулась в Россию, Москву. Но этой Москве она не нужна. В этой стране только одно ей угрожает – гибель. Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

Ученик: Знойный август 1941 года. Вся страна бушует, волнуется, сражается с врагом, но многие русские люди узнали о войне много позже начала войны. А некоторые из них не успели узнать вовсе. В 1941 году в октябре был расстрелян вместе со своими друзьями Сергей Яковлевич Эфрон, дочь его Ариадна Сергеевна Эфрон была приговорена к 8 годам лагеря. Обвинялись они якобы в шпионской деятельности на французскую разведку. Марина Цветаева, а это были ее муж и ее дочь, не дождалась смерти мужа и грубая, жестокая петля заставила навечно замолчать великий, сильный, волнующий голос поэтессы. Именно в 1941 году 31 августа в Елабуге, в доме, ныне находящемся по улице Московской. Марины Цветаевой не стало.

Ученица: Муж Цветаевой падет от руки тех же палачей, что уничтожили Гумилева, Мандельштама. Но, против обыкновения, в то время муж расплачивался за дела жены, сыновья за дела отцов, матерей? Конечно, это было не случайно. Дано указание: поэта не трогать. Пусть живет… очередная сталинская гуманность

Чем это кончилось, мы знаем. Но ни ведомство Лаврентия Берии, ни система Иосифа Сталина тут, конечно же, ни при чем. Они напротив, ее спасали. Сама на себя руки наложила. Никто не заставлял.

Чтец читает стихотворение М. Цветаевой “Прохожий”.

Чтец: На сотни верст, на сотни миль
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз, я на нее
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое –
Душа моя и тело.
Анна Ахматова.

/Звучит “Реквием” Моцарта. На этом фоне звучат слова. /

Ученица: Помните их имена, имена людей широкого кругозора, огромного интеллекта, людей с большим, горячим сердцем, с пылкими светлыми мечтами.

Помните их имена: М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев и сотни других имен, имен людей, которые в суровые несправедливые годы, сумели остаться сами собою, даже если многим из них пришлось сложить головы. Они остались на своей родине.

/ Тихо гаснут свечи, зажигается свет./

Учитель: Ребята, как бы вы сейчас ответили на тот вопрос, который прозвучал в начале урока. Были ли они врагами народа, а их поэзия бесполезной? Заслужили ли они такой участи?

/Ребята высказывают мысли по поводу трагической судьбы поэтов, сравнивают восприятие творчества поэтов до урока и после./

Домашнее задание: Выяснить и написать сочинение в форме эссе, какой след оставила эта эпоха в родословной вашей семьи.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21