ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Нетрадиционные формы урока и их роль в развитии учащихся

Добавлено: 2016.07.04
Просмотров: 333

Сурина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы

На уроках приемлемы любые виды деятельности, если они вызывают живой интерес у ребят. Поэтому большое внимание я уделяю нетрадиционным формам урока.

Организация викторины типа “Звездный час” и “Умники и умницы” на литературном материале способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре. Кроме всего прочего, я получаю возможность в ненавязчивой форме выявить пресловутое знание текста.

Напомним правила игры.

Викторина состоит из трех этапов соревнования, в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит победителя.

За каждый правильный ответ участнику вручается визитка. В случае если учащийся затрудняется ответить или ответ его неверен, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать дополнительный этап соревнования.

Определите группу, в которой вы хотели бы состязаться:

  • у 1 группы самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на 2 вопроса; выбрав первую группу, участник подвергает себя наибольшему риску: он не имеет права на ошибку;
  • во 2 группе участнику викторины ожидают 3 вопроса, для него допустима одна неточность в ответе;
  • участникам 3 группы задаются 4 вопроса, он они имеют право ошибиться дважды.

Судит состязание комиссия.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”

1 этап.

  • Вопросы для розыгрыша группы учащихся.
  • Чем было это произведение – романом или повестью – в понимание самого Пушкина и в восприятии его современников?
  • Какова форма повествования, и какое значение она имела для автора? (Мемуарная, она внушала уверенность в том, что все рассказываемое – истина).
  • Какова историческая основа произведения? (Вся предыстория и история Пугачевского восстания).

Третья группа. Вопросы и задания.

  • Согласно авторскому описанию, “с пятилетнего возраста Вы отданы были на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному Вам в дядьки”. Вы узнали себя?
  1. Уважаемый Петр Андреевич, расскажи, какой сон приснился тебе в кибитке, когда ты задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды. (Возращение под родительскую кровлю, но вместо отца увидел мужика с черною бородою).
  2. Куда Вы приехали после этого сна? (На постоялый двор).
  3. Какой разговор услышали Вы там? (Воровской, иносказательный).
  4. Что подарили Вы вожатому за оказанную помощь? (Заячий тулуп).

Вторая группа. Вопросы и задания.

  • Вы “девушка лет осьмнадцати, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые так и горели”. Кто Вы? (Марья Ивановна Миронова).
  1. Какое Ваше любимое занятие? (Шить).
  2. Кому Вы говорите следующие слова и о ком они? “…но я уверена, что не вы зачинщик ссоры”.
  3. Кому предназначены следующие Ваши слова: “Но подумай хорошенько, со стороны твоих родных не будет ли препятствия”? (П.А. Гриневу).

Первая группа. Вопросы и задания.

  • Вы уже “пятый год как переведены за смертоубийство в Белогорскую крепость”. Кто Вы? (Швабрин).
  1. Как Вы описали Гриневу Машу, капитанскую дочь? (Совершенною дурочкой).
  2. Кому предназначены Ваши слова: “Коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками”.

2 этап.

Третья группа. Вопросы и задания.

  • Эта пословица о Вас: “Незваный гость хуже татарина”. Кто вы? (Е. Пугачев).
  1. Как Вы были одеты, когда сидели в креслах на крыльце комендантского дома? (Красный казацкий кафтан, высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на сверкающие глаза).
  2. К кому обращены Ваши слова: “Как ты смел противиться мне, своему государю”? (К коменданту).
  3. О ком Вы говорите: “Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его”? (О Гриневе).
  4. Кто из героев “Капитанской дочки” обращается к Вам со следующими словами: “Нет. Я природный дворянин; я присягал государыне императрице; тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург”?

Вторая группа. Вопросы и задания.

  • Про Вас говорят, что Вы “храбрая дама”. Кто Вы? (Василиса Егоровна).
  1. Кому Вы приказываете: “Отведи господину офицеру квартиру, да почище”? (Уряднику).
  2. Кому предназначены Ваши слова: Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь”? (Мужу, капитану Миронову).
  3. Кто о Вас говорит: “Как бог свят, Я Ивану Кузьмичу того не говорил. Василиса Егоровна выведала все от меня. Она всем и распорядилась без ведома коменданта”? (Иван Игнатьич).

Первая группа. Вопросы и задания.

  • Вы “старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате”. Кто Вы? (Иван Кузьмич, капитан крепости).
  1. Кто Вас характеризует следующим образом: “Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”? (П.А. Гринев).
  2. При каких обстоятельствах Вы отдаете следующие приказания: “Принять надлежащие меры. Пушку осмотреть да хорошенько вычистить. А пуще всего содержите все это в тайне, чтоб в крепости никто не мог о том узнать преждевременно”? (при получении секретного письма).

3 этап. Финал.

Третья группа.

Воспроизведите текст письма, в котором капитану Миронову сообщалось, что донской казак и раскольник Емельян Пугачев принял на себя имя императора Петра III.

Вторая группа.

Воспроизведите текст письма генерала, которое зачитали на суде.

Третья группа.

Чей диалог приведен ниже?

- Вы, верно не здешние?

- Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

- Вы приехали с Вашими родными?

- Никак нет-с. Я приехала одна.

- Одна! Но Вы так еще молоды.

- У меня нет ни отца, ни матери. (Марьи Ивановны с императрицей).

Финал.

Вопросы для финалистов.

  1. Какие исторические личности упоминаются в повести? (Е. Пугачев, граф Миних, Екатерина II).
  2. В чем заключается смысл названия повести? (Маша Миронова – идейный и художественный центр повести).
  3. Кому принадлежит высказывание: “Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленные и беспощадный…”? (Петру Андреевичу Гриневу – автору мемуаров).

Жюри подводит итоги, награждает победителя.