Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Сценарий "Интеллектуального казино" в рамках единого профильного дня (филологический профиль)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Сценарий "Интеллектуального казино" в рамках единого профильного дня (филологический профиль)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2016.07.03
Просмотров: 512

Фаез Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы; Кольцова Наталья Викторовна, зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Песня “Если б не было школ?”. На фоне музыки. (Презентация).

Ребенок: Ой, а что это тут так много ребят собралось?

Взрослый: А это филологи.

Ребенок: Ой, слово-то какое чудное. Кто они такие, фи-ло-ло-ги?

Взрослый: Филологи – это такие существа, которые вместо завтрака предпочитают почитать книжку.

Ребенок: А вместо обеда?

Взрослый: И вместо обеда, и вместо ужина…

Ребенок: Они же так умереть могут.

Взрослый: Нет, они духовной пищей сыты.

Звучит музыка. Выход ведущих.

Ведущий 1-й: Ну, а если серьезно, то филологи – это мы, а все собравшиеся в зале – это наши будущие коллеги, которые, мы надеемся, искренне выбрали данный образовательный профиль.

Ведущие вместе: Здравствуйте!

Ведущий 2-й: Итак, мы сегодня продолжаем традицию, зародившуюся в этом году, – проведение единого профильного дня. Мы собрались в этом зале, чтобы поделиться теми знаниями, которые приобрели в течение этого года и, конечно же, просто отдохнуть.

Ведущий 1-й: Потому что, как ни странно, филологи – это тоже люди.

Ведущий 2-й: Что-то мы с вами уже заговорились, а вечер тем не менее уже идет своим чередом. За столами уже ждут с большим нетерпением команды. А их у нас сегодня три: “Тройка”, “Семерка”, “Туз”. Жюри тоже готово выставлять объективные и не очень оценки. Дело за малым.

Ведущий 1-й: Объявить, что вечер начинается.

Ведущий 2-й: Наше интеллектуальное казино открывается.

Ведущий 1-й: Раз это казино, то учащиеся будут зарабатывать что-то?

Ведущий 2-й: Несомненно. У нас интеллектуальное казино, и игроки своим умом будут зарабатывать баллы, которые в нашем казино выглядят следующим образом. По окончании игры мы сможем определить самую интеллектуальных игроков филологического профиля.

Ведущий 1-й: Кто же это будет определять?

Ведущий 2-й: Как кто? Наше глубокоуважаемое жюри….Представление жюри.

Ведущий 1-й: Итак, команды готовы? Тогда начинаем.

Ведущий 2-й: 1 раунд “Разминка”. За одну минуту вам нужно дать как можно больше ответов на вопросы.

1-й ведущей. Вопросы 1-й команде:

  • Как называется слово в переносном значении? (Метафора).
  • Какая фамилия оказалась “лошадиной” в рассказе А.П. Чехова? (Овсов).
  • В кого превратился гадкий утёнок в сказке Андерсена? (В лебедя).
  • Сколько строк в сонете? (14).
  • Какая поэма написана прозой? (“Мертвые души” Н.В. Гоголя).
  • Какой способ подчинительной связи в словосочетании “хочу учиться”? (Примыкание).
  • К какой части речи относится слово “оба”? (Числительное).
  • Как называется в литературоведении повторение слов в начале стихотворных строк или строф? (Анафора).
  • Кто был правнуком Абрама Ганнибала? (А.С. Пушкин).
  • Как называется построение литературного произведения, соотношение его частей? (Композиция).
  • Исключите лишнее: роман, рассказ, элегия, повесть. (Элегия).
  • Имя и отчество Белинского? (Виссарион Григорьевич).
  • “Зачинатель – зачинщик”, “невежа – невежда”. Как называются такие слова? (Паронимы).
  • К какому разряду относится местоимение “их” в словосочетании “их знания”? (Притяжательное).
  • Что такое “десница”? (Правая рука).
  • 3 рода литературы: драма, лирика и …? (Эпос)
  • Фамилия русского поэта, состоящая из 3-х букв? (Фет)
  • Как в литературоведении называется необычный порядок слов? (Инверсия)
  • Сколько слов в словосочетании “сногсшибательная новость”? (2)
  • К какой языковой единице принадлежит выражение “язык до Киева доведёт”? (Фразеологизм)

Ведущий 2-й. Вопросы 2-й команде:

  • Как называется одинаковое построение рядом расположенных предложений? (Синтаксический параллелизм)
  • Как в литературоведении называется преувеличение? (Гипербола)
  • В рамках какого литературного направления написана “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина? (Сентиментализм)
  • Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (Текст)
  • Кто автор комедии “Бедность не порок”? (А.Н. Островский)
  • Какой частью речи является слово “любимыми” в словосочетании “с любимыми не расставайтесь”? (Существительное)
  • К какому пласту лексики относятся слова “перст”, “очи”, “виждь”, “внемли”? (Архаизмы)
  • Словосочетание “друг другу” пишется с дефисом или без? (Без дефиса)
  • Часть речи, обозначающая добавочное действие? (Деепричастие)
  • Как переводится слово “Библия”? (Книги)
  • Три романа какого писателя начинаются на букву “О”? (Н.А. Гончарова)
  • Какие чеховские герои встретились на вокзале Николаевской железной дороги? (Толстый и Тонкий)
  • Какой герой А. Пушкина не мог отличить ямб от хорея? (Евгений Онегин)
  • Пятая буква русского алфавита? (Д)
  • Назвать чередующуюся гласную в слове “озарённый”. (А)
  • Автор комедии “Недоросль”? (Фонвизин)
  • В каком рассказе А.П.Чехова герой отвинчивал гайки из железнодорожного полотна, чтобы делать из них грузила? (“Злоумышленник”)
  • Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог)
  • Сколько звуков в слове “опять”? (4)
  • Назвать возлюбленную Обломова. (Ольга Ильинская)

Ведущий 1-й. Вопросы 3-й команде:

  • Первый звук в слове “яблоко”?,]
  • Что древнее: полногласие или неполногласие? (Неполногласие)
  • Каким способом образовано слово “языкознание”? (Сложение)
  • Образное художественное определение? (Эпитет)
  • МВД, ЦУМ, ЕГЭ – как называются такие сложносокращенные слова? (Аббревиатуры)
  • Сколько карт назвала Герману старая графиня в “Пиковой даме”? (3)
  • Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь)
  • Героями какого произведения являются Органчик, Угрюм-Бурчеев? (М.Е. Салтыков-Щедрин, “История одного города”)
  • В каком разделе языкознания изучается правильное произношение? (Орфоэпия)
  • Сколько окончаний в слове “тремястами”? (2)
  • Какое произведение начинается строчками: “Славная осень! Здоровый, ядрёный // Воздух усталые силы бодрит”? (“Железная дорога” Н.А. Некрасова)
  • К какому виду драматических произведений относятся “Ревизор”, “Горе от ума”? (Комедия)
  • Подберите прилагательное к слову “тюль”. (Красивый)
  • Виды связи предложений в тексте: цепная и…? (Параллельная)
  • Какое слово лишнее: дополнение, обстоятельство, глагол, определение? (Глагол)
  • Имя шестикрылого ангела, явившегося на перепутье пушкинскому пророку? (Серафим)
  • Автор статьи “Луч света в тёмном царстве”? (Н.Добролюбов)
  • Закончить логическую цепочку: согласование, управление, …? (Примыкание)
  • Автор сказа о косом тульском мастере и стальной блохе? (Н.С. Лесков)
  • В каком произведении А.С. Пушкина имя главного героя Петр? (“Капитанская дочка”)

Ведущий 2-й: Пока жюри подсчитывает баллы за конкурс “Разминка”, команда выбирает трех игроков, самых креативных, самых творческих, способных на самое неожиданное.

Филолог – это человек с чувством юмора, богатой фантазией. А о чем же мечтает филолог? Именно на эту тему коллаж, который вы должны будете представить в конце игры.

Ведущий 1-й: А сейчас мы узнаем историю появления выражения “тютелька в тютельку”.

Разговорное “тютелька в тютельку” обозначает “абсолютно точно, точка в точку”. Знаете, наверное? А вы хоть раз задумывались, что это за “тютелька” такая? Оказывается, в диалектных словарях можно найти слово “тютя”, означающее “удар”, “попадание”. “Тютелька” - уменьшительное от “тютя”. Само же выражение “тютелька в тютельку” первоначально характеризовало столярную работу: если топор столяра точно попадает в одно и то же место, это значит, что попадает он “тютелька в тютельку”.

Ведущий 2-й: Жюри готово объявить промежуточные итоги.

Ведущий 1-й: 2 раунд “Узнай писателя” заключается в следующем: каждой команде будет предложено по 8 подсказок. Используя их, команда должна догадаться, о ком идет речь. Побеждает команда, задействовавшая наименьшее количество подсказок.

Ведущий 2-й: Родился в 1823 г. Место рождения – центр Москвы. В 1840 году по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета, но в конце 2-го курса оставил университет. В 1843 году поступил на службу в Московский Совестный суд. С гимназических лет стал завзятым театралом. Известность принесло произведение “Банкрот”. Отлично знал жизнь русского купечества и изобразил его во многих произведениях. Это один из лучших русских драматургов. Главную героиню одной из драм зовут Катерина Кабанова. (А.Н. Островский)

Ведущий 1-й: Родился в 1818 году. Место рождения – г.Орёл. Закончил филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, после чего учился в Берлинском университете. Мать писателя – властная, капризная крепостница, её черты показаны в героине одного из рассказов писателя. Был страстным охотником. Во многих романах показал тип новых людей, разночинцев. Первое напечатанное произведение– “Хорь и Калиныч”. За цикл рассказов сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново. Главный герой одного из романов – Евгений Базаров. (И.С. Тургенев).

Ведущий 2-й: Смысл жизни он видел в служении людям. Горький сказал о нем: “Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его”. Весной 1847 года ненадолго попал в больницу, где начал вести дневник. Во время реформы 1861 г. становится “мировым посредником”, отстаивая интересы простых. В 1851 – 55 г.г. участвовал в военных действиях на Кавказе. Преподавал в школе для бедняков литературу, физику, историю и математику. Героями его знаменитого романа стали известные исторические личности, в том числе Александр I и Наполеон. (Л.Н. Толстой).

Ведущий 1-й: раунд 3 “Расскажи стихи руками”.Сейчас каждой команде будет дано одно стихотворение, которое вам нужно будет изобразить без слов, при помощи пантомимы.

  • 1 команда “Буря мглою небо кроет…”
  • 2 команда “Шепот, робкое дыханье…”
  • 3 команда “Я пришел к тебе с приветом….”

Ведущий 2-й. Параллельно, пока команды готовятся, игра со зрителями “Черный ящик”: А теперь – черный ящик, господа! Если вы установите, что связывает все эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в черном ящике.

(Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава – седьмая вода на киселе; как с гуся вода; как рыба в воде; сидеть на хлебе и воде; в ложке воды утонуть; тише воды, ниже травы) В черном ящике находится бутылка воды.

Ведущий 1-й: раунд 5 “Переводчики” . Вначале – исторический анекдот. Однажды в Советский Союз приехала премьер-министр Индии Индира Ганди. И вот она выступает с речью, разумеется, с переводчиком, и тот произносит: “Как сказал ваш великий поэт Тютчев, “счастлив, кто пришел в этот мир, когда решается его судьба...”. Как будто смысл передан верно, но не так-то легко сообразить, что имелось в виду стихотворение “Цицерон”, в котором есть известные строчки “Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые”.

Ведущий 2-й: Получается интересная игра – по пересказу или “обратному переводу с иностранного” восстановить известные строчки и назвать произведение и автора. Попробуем. Сейчас вам придётся вспомнить очень известные поэтические строки. Они “переведены” на язык прозы. Попробуйте их узнать. Например, “Холодно и светло. Прекрасная часть суток”. – Мороз и солнце! День чудесный. На слайде вы видите строки, которые вам нужно “перевести”.

  • С тоской взираю я на своих ровесников. (Печально я гляжу на наше поколенье (Дума, М.Ю. Лермонтов).
  • Кто же арбитры? От старости они ненавидят вольное существование. (А судьи кто? За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима... (Горе от ума, А.С. Грибоедов)
  • У нас в плохо освещенной развалюхе царит уныние. Отчего же ты, пожилая женщина, не проронишь ни слова около окошка? (Наша ветхая лачужка и печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Зимний вечер, А.С. Пушкин)
  • Непогода темнотой укрывает землю, поднимая снег столбом. То она кричит, как животное, то ревет, как ребёнок. (Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…)
  • Нахожусь за ограждением, в сыром и тёмном помещении. Юная птица, выращенная в клетке, моя печальная приятельница, ест сырое мясо. (Сижу за решёткой в темнице сырой. // Вскормлённый в неволе орёл молодой, // мой грустный товарищ, махая крылом, // кровавую пищу клюёт под окном.)
  • Облака воздушные, бессмертные путешественники! Полем голубым вы несётесь, выстраиваясь друг за другом, как и я, выгнанные с любимого севера в южном направлении. (Тучки небесные, вечные странники! // Степью лазурною, цепью жемчужною // мчитесь вы, будто как я же изгнанники, // с милого севера в сторону южную…)
  • Мы не можем предвидеть эффект от воздействия наших речей. (Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется... (Нам не дано предугадать... Ф.И. Тютчев)
  • Вы не обязаны заниматься литературной деятельностью, но вы должны быть полезным членом общества. (Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Поэт и гражданин, Н.А. Некрасов).

Ведущий 1-й: Пока наши команды работают, несколько вопросов для зрителей.

В языке индейцев таманаки есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как палец на ноге, а второе – как палец на другой ноге. Что означают эти выражения? Числа 11 и 16.

Ведущий 2-й: 2. А августе 1997 г. общество книголюбов Москвы устроило обмен, во время которого каждый желающий мог взамен переводной “ширпотребной” книги получить чисто российский шедевр авантюрного романа, в котором есть все: и тюрьма, и сума, и дуэль, и карты, и любовь, и ненависть, и столица, и провинция. Какое же произведение смогли получить все желающие? Роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Ведущий 1-й: 3. В начале XVIII в. в названии этого российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 г. остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? Санкт-Петербург (Санктъ-Питеръбурхъ, Санктъ-Петербургъ, Петроградъ).

Ведущий 2-й: Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? Синицу – журавлю. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Ведущий 1-й: Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить. Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? Калека.

Комментарий. Лингвистический смысл вопроса состоит в том, что для правильного ответа на него требуется сделать не вполне тривиальное допущение – о том, что в некоторых русских словах могут содержаться редкие или даже вовсе уникальные приставки. Примерами таких приставок могут служить па- в словах паводок и пасынок, оби- в слове оби-ход или ко- в слове за-ко-улок.

Ведущий 2-й: Великий русский критик В.Г. Белинский писал: “Несходство между Печориным и Онегиным гораздо меньше расстояния...”. Между чем и чем? ...между Печорой и Онегой.

Комментарий. В результате школьных уроков литературы у школьников часто складывается впечатление о Белинском как о человеке фанатичном и даже жутковатом. Между тем “неистовый Виссарион” отнюдь не был чужд языковой игры.

Ведущий 1-й:Вторая часть этой русской пословицы звучит так: ...да неглубоко пашет. Воспроизведите ее первую часть. Старый конь борозды не портит...

Комментарий. Многие из пословиц, известных нам сейчас, фактически представляют собой “обрывки” первоначально более развернутых изречений. Порой утраченные части лишь уточняют сохранившиеся (Голод не тетка [– пирожка не подсунет], Я не я, и лошадь не моя, [и я не извозчик]), однако куда больший интерес представляют те случаи, когда смысл новой пословицы оказывается чуть ли не противоположен смыслу более старой (как правило, из-за утраты содержащегося в ней противопоставления), как получилось, например, с пословицей Кто старое помянет, тому глаз вон, [а кто старое забудет – тому оба вон]. Именно такая метаморфоза произошла с пословицей, приведенной в этом вопросе.

Ведущий 2-й: В древнеегипетских преданиях небо часто представляется в виде коровы. Вспомните название очень известного романа и скажите, в каком виде в этих преданиях представлялось Солнце. В виде золотого теленка.

Ведущий 1-й: В статистическом сборнике “Japan Almanac 1998” опубликован перечень важнейших, по мнению составителей, событий мировой истории. Из российской истории до XX века в сборник попали всего три, и все они связаны с войнами. Первое событие – Северная война (1700–1721), второе – Крымская война (1854–1856). Третье событие, датированное 1869 годом, – окончание... Окончание чего? В 1869 году Лев Толстой закончил роман “Война и мир”.

Ведущий 2-й: Словарь молодежного сленга приводит четыре значения этого слова, а поисковая система Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (на CD-ROM) дала информацию, что это слово в разных падежах встречается в девяти статьях. Из них восемь посвящены разным архитектурным терминам, а одна – русскому писателю XIX века. Какому? Это слово – облом (есть такой архитектурный термин, означающий профиль архитектурной детали). Поисковая система нашла это слово в форме родительного падежа множественного числа в статье “Гончаров”.

Ведущий 1-й: Раунд 4 “Пегасово поле”. Объяснять, кто такой Пегас, думаю, излишне. “Оседлать Пегаса” - значит начать писать стихи. Попробуйте себя в роли поэта, для этого допишите недостающее слово.

На хуторском глухом подворье,
В тени обкуренных берёз,
Стояла кузница в Загорье,
И я _______ с рожденья рос.
А.Т. Твардовский.

Широк и жёлт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты __________ на много лет,
Но всё-таки тебе я рада.
А.А. Ахматова.

Стою один, среди равнины голой,
А журавлей относит ______ вдаль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
С.А. Есенин.

Ответ: 1) при ней; 2) опоздал; 3) ветер.

Ведущий 2-й: Слова могут сказать правду, а могут сбить с толку. Слова могут обманывать — из-за них мы можем принимать ложь за истину. Слова могут обидеть, но могут и лечить человеческую душу. По всем этим и многим другим причинам люди думающие относятся к значению слов очень серьезно. Вот что сказала по этому поводу археолог Энн Экстелл Моррис: “Каждое слово — это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждет, пока кто-нибудь не произнесет это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обертки и вырвутся наружу сотни значений”.

Попытаемся “открыть” одну такую коробочку, определив значение слова зараза в стихотворении замечательного русского поэта XVIII века А.П. Сумарокова.

Когда прекрасна мать, а дочь ее урод,
Полюбишь ли ты дочь, узришь ли в ней заразы,
Хотя ты по уши зарой ее в алмазы...
(“О благородстве”).

Ведущий 1-й: Первоначально слово зараза имело значение “прелесть”. В период раскрепощения женщины бывшие затворницы по указу Петра I стали посещать ассамблеи и одеваться в европейское платье. Православная церковь всячески боролась с этой быстро распространявшейся вольностью освободившихся от допетровских душегреек женщин. Духовенство всеми силами старалось препятствовать посещению ассамблей, танцам, “бесовским” разговорам с чужими мужчинами, т. е. боролось с соблазнами заразы, очарования, обаяния. Это одна из причин превращения заразы во что-то прилипчивое, поражающее.

  • Заразить значило “поразить”, т. е. убить (раз — “удар”: от глагола того же корня резать — “рубить”.)
  • Разить - заразить, поразить — “ввести в искушение, соблазн” — “передать кому-либо заразу, болезнь, заразить его”.

Теперь встречается: “Он страшно поразил его” — удивил: “сразил в споре”, т.е. победил его. “От него разит луком” — пахнет неприятно. Так постепенно и получилось грубое слово зараза, совсем не похожее на ласковое слово прелесть.

Ведущий 2-й: Ну, а теперь посмотрим, о чем же мечтает филолог. Коллаж (защита проектов).

Подведение итогов. Выступление жюри. Вручение грамот.

Ведущий 1-й: Сегодня мы еще презентуем сайт “Норильский профиль”, который состоит из нескольких страничек. Одна из них – филологическая. Эта страничка поможет разобраться в море информации и найти самое необходимое. Мы предлагаем разместить на ней:

  • рубрику “Из истории языка и литературы”;
  • путеводитель по Интернету (полезные ссылки для будущих филологов);
  • банк научно-исследовательских работ по русскому языку и литературе;
  • творчество юных;
  • календарь знаменательных дат;
  • конкурсы, олимпиады (задания, комментарии);
  • заочный репетитор (консультации педагогов города);
  • список учебных заведений филологической направленности (условия приема, варианты экзаменационных работ).

Заключение.

На фоне музыки.

- Ну, теперь ты понял, кто такие филологи?
- Кажется, да. Это высококультурные, высокоинтеллектуальные и вообще очень умные люди. Они ценят каждое слово и относятся к нему очень бережно. Правильно?
- Да, малыш. А все потому, что они просто любят свой родной язык немножко больше всех остальных.

Музыка.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21