Преподавание литературы Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.06.29 Просмотров: 560 Гагельганц Ирина Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы Тема: В поэтическом мире стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме». Основные установки:
Цели урока:
Форма урока: литературная беседа. Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского. Подготовка к уроку:
Ход урока…стихотворение с беспредельным, самородным началом…
Вопросы к классу: Какой лейтмотив стихотворения? Основная мысль? Основной образ? Тихий свет скромного огонька, в «предчувствии тревожном» горящего для всех «в бескрайнем мертвом поле», во мгле, рождает у лирического героя «добрую веру» в жизнь, желание за добро расплатиться добром, а за любовь – любовью. Каков лирический герой в стихотворении «Видения на холме», что его тревожит, что он любит? Русь для Рубцова – самое дорогое, что он оставляет на этом свете. Бесприютный и неприкаянный странник, познавший холод и бездомье, поэт любил Россию так, как любят самых близких людей – мать и отца. Выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» (один из самых эмоциональных моментов урока) Выявление и активизация опыта первичного восприятия. Вопросы и задания для беседы:
Правую сторону тетради старшеклассники заполняют самостоятельно. Первоначальная запись может выглядеть следующим образом:
Вспомнив структуру анализа лирического произведения, школьники должны придумать как можно больше вопросов к стихотворению и постараться на них ответить.
Ниже привожу примеры ответов на некоторые вопросы. Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в полудреме не знает пространственных и временных границ, черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль. Рубцову было свойственно глубочайшее чувство исторического прошлого. В стихотворении оно раскрывается с наибольшей силой. Перед нами прошлое, настоящее и перспектива будущего. Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы). Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее в глубь веков. Лексический пласт подчеркивает далекое прошлое. Традиционно-поэтическое дол органично вписывается в идейно-художественный план произведения. Обращаем внимание на тщательно продуманную композицию стихотворения. Оно состоит из четырех восьми-девятистрочных строф пятистопного ямба, обособленных не только обычными пробелами и многоточиями, завершающими каждую строфу. Важную роль играет и графическое выделение в отдельную строку эмоционально напряженного повтора кресты, кресты: лирический герой медленным взглядом охватывает бесконечный ряд крестов, этих безмолвных свидетелей людского горя. Интонационно эта строка не сливается ни с предыдущей, ни последующей строками. Возникает пауза, в течение которой в душе лирического героя окончательно созревает горькое осознание – «Я больше не могу!» Формальное деление стихотворения на четыре строфы четко отражает ход грустных размышлений поэта и смену чувств и настроений. Слово учителя. В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: «Первая строка стихотворения всегда очень важна; это своего рода камертон, задающий всю мелодию. Но мало того: в лирической миниатюре (а большинство стихотворений Николая Рубцова состоит из 12-24 строк) первая строка по своей весомости сравнима с прологом или начальной главой романа». Слово учителя. Обратите внимание, что эмоциональным настроением эта строка перекликается с последней строфой, образуя кольцевую композицию произведения, здесь несколькими штрихами поэт создает выразительную, полную гармонии, чарующую картину жизни: Cмирно на лугу Кони, пасущиеся в поле, издавна служили в народной поэзии символом мира, спокойствия, вольности. Творчески используя этот символ, Рубцов подчеркивает его значение эпитетом стреноженный (треножить – значит связывать путами обе передние ноги животного с третьей или только передние ноги. Никому в голову не придет стреножить коней в неспокойной, тревожной обстановке. Значение «спокойный, лишенный тревог» несут в себе и наречие смирно, и несколько неожиданный на первый взгляд эпитет медленное ржанье (медленный – «неторопливый, неспешный», то есть спокойный). Не нарушает тишины и далекое (но слышное в тишине) эхо, откликнувшееся на спокойное ржание коней. Композиционной основой произведения служит контраст между «видениями» прошлого и реальностью. Альтернативой «грозному раздору» звучит мотив тишины и покоя, в четвертой, заключительной строфе. Накопление эпитетов в последних строчках (бессмертных, спокойных, безбрежное) настойчиво утверждает мысль о вечном сиянии звезд в небе над Русью. На протяжении всего стихотворения не раз меняется эмоциональная тональность речи, отражая смену чувств и настроений лирического героя. Просветленный финал. Проследите за звукописью стихотворения, как изменяется она с изменением настроения? Поэт использует прием звукописи. В начальной строке повторяются гласные а, у, придающие гармонию стиху: «Взбегу на холм и упаду в траву» Выразительна звукопись второй и третьей строк: «…древностью повеет вдруг из дола!/ И вдруг картины грозного раздора/ Я в этот миг увижу наяву». Смысловая значимость буквосочетаний др, вдр, грз, рздр нарастает постепенно, достигая полного завершения в последнем, логически ударном слове, создавая тем самым яркий слуховой образ. Сильное впечатление производит звуковое оформление второй части третьей строфы:
В каждой строке повторяется корень крест, создается ритмический рисунок, в котором мы явственно слышим мерный марш вражеских колонн. «Они крестами небо закрестили» - повторение через сотни лет летописного «И тьма землю объяла…». «лес крестов в окрестностях России» - черные кресты покрыли не только небо, но и землю, то есть земля русская усеяна могилами, отмеченными могильными крестами. Множественное число слова «окрестность» подчеркивает безграничность пространства, охваченного бедой. Создается образ необычной силы обобщения. И звукопись, и ломаная структура последней строки третьей строфы, нагнетающий повтор кресты, кресты, многоточие как тревожное предчувствие бесконечного множества этих «знаков беды» усиливают чувство эмоционального напряжения и как взрыв отчаяния – «Я больше не могу!» Отсутствие глагола, обозначающего конкретное действие (не могу что делать?) говорит о том, что лирический герой больше не может находиться в плену нахлынувших видений. Он делает спасительный жест («Я резко отниму от глаз ладони»), который возвращает его к настоящему, к свету, солнцу, тишине и покою. Сделайте вывод об особенности поэтического мира Рубцова. Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка. Как меняются картины в каждой из строф? Какие штрихи создают в первой строфе тягостное состояние? Грозный раздор. Пустынный свет – это лишь предчувствие, заканчивающееся разорванной строкой: Затмит на миг Сравним последний стих со стихом, начинающим это предложение: Пустынный свет на звездных берегах. Редкое у Рубцова нагнетание эпитетов в каждой из этих строк несет глубокую эмоциональную нагрузку. Какое видение сменяет предыдущее? Найдите ряд однокоренных слов, помогающих передать высокий драматический момент стихотворения. (Черный крест, крестами небо закрестили, окрест, лес крестов в окрестностях России, кресты, кресты… и это фактически в четырех строках стихотворения!) Заметим, что последняя строка «кресты, кресты…» по законам стихосложения должна была бы быть частью следующей, начинающей третью строфу: «Я больше не могу!» Почему происходит такой разрыв? Что разрывает не только строфу, но и вводит строфический пробел? Усилием воли поэт стряхивает тяжесть мрачных видений. И высокий пафосный подъем сменяется мирной, спокойной картиной. Неизмеримое звездное небо, бессмертные звезды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира. Спокойствие и доброта – все это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть? Заключительный этап урока. Обращение к словам Г. Горбовского: "Поэзия Н.Р. несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала…И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую." Домашнее задание: используя полученные на уроке знания, дать развернутый ответ на любой вопрос, прозвучавший в классе. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |