Преподавание литературы Урок литературы в 10-м классе по теме "Твой милый образ, незабвенный…" (по любовной лирике Ф.И. Тютчева)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.06.27 Просмотров: 490 Чупшева Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы Форма проведения урока - устный журнал. Цель урока: Расширить и дополнить представления учащихся о лирике Фёдора Ивановича Тютчева дать понятие лирического цикла. Задачи урока: Продолжить обучение учащихся всем аспектам анализа лирического произведения; работу над выразительностью речи. Предварительная работа:
Оформление класса: портрет Ф. И. Тютчева, портреты адресатов любовной лирики Ф. И. Тютчева. Ход урока:
С именем последнего “романтика” Ф. И. Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении любовных переживаний, в области психологии чувств. Хочется надеяться, что сегодняшний урок приблизит нас к постижению интимной лирики Ф. И. Тютчева. Урок будет проводиться в форме Устного журнала “Твой милый образ, незабвенный…” 3. Устный журнал “Твой милый образ, незабвенный…” (Каждую страницу готовит и ведёт на уроке группа учащихся). 1 страница “Биографическая”. Работа 1 группы. Экспресс-опрос по жизни и творчеству Ф. И. Тютчева (вопросы готовят учащиеся). 2 страница “Адресаты любовной лирики Ф. И. Тютчева” (эту страницу готовят учащиеся заранее, используя все возможные материала: учебник, энциклопедии, книги, воспоминания). Работа 2 группы. В центре внимания второй страницы будет образ той, что была “гением чистой красоты” для поэта в разные периоды его жизни и творчества. Презентация “Твой милый образ, незабвенный…” подготовленная одним из учащихся класса. Содержание презентации: Творчество ранней поры посвящено графине Амалии Лерхенфельд. Ей посвящены стихи 1823 – 1825 годов: “Друг, откройся предо мной…”, “Твой милый взор, невинной страсти полный…”, “К Нисе…”. Любовная лирика окрашена в светлые, радостные тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. Спустя 13 лет, в 1836 году, Тютчевым написано “Я помню время золотое…”. Полюбив, Тютчев уже не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него воплощение всего мира. Дружба-любовь длилась всю жизнь. После встречи в 1870 году рождается шедевр любовной лирики “Я встретил вас – и всё былое…”. В 1826 году он обвенчался с Элеонорой Петерсон. К ней обращено стихотворение “Ещё томлюсь тоской желаний…” В 1838 году Тютчев женился после смерти Элеоноры на Эрнестине Дернберг. Именно ей суждено пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и стать его ангелом-хранителем. Чувством к ней вызваны стихи “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Она сидела на полу и груду писем разбирала…”. В 47 лет в его сердце вновь приходит Весна, последняя любовь поэта. Все свои чувства он передаёт в стихах “Последняя любовь…”. Стихи, написанные с 1850 года по 1864 год, названы “Денисьевским циклом” (“Предопределение”, “Я очи знал…”, “Не говори: меня он, как и прежде любит…”, “О, как убийственно мы любим…”, “Не раз ты слышала признанье…”. Это своеобразная повесть о любви 47-летнего поэта и 24-летней выпускницы Смольного института. По словам сына поэта – Фёдора, “… это увлечение, наиболее сильное во всей его жизни, оставило на ней глубокий след…”. О Елене Денисьевой вспоминали: “…природа одарила её большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувств и энергией характера…”. Вывод: Характер переживаний лирического героя существенно меняется по сравнению с ранней лирикой поэта. Любовь трагична, противоречива… 3 страница “История одного стихотворения” (яркий пример отражения личной жизни поэта в лирическом произведении). Выразительное чтение, анализ стихотворения “Я встретил вас – и всё былое…” (история создания стихотворения, анализ поэтических строк, использование изобразительно-выразительных средств языка). 4 страница “ Школа актёрского мастерства”. Работа 4 группы. Выразительное чтение стихов о любви из “Денисьевского цикла” под лирические мелодии, подобранные учащимися, краткий анализ прочитанного, привлечение остальных ребят класса к анализу лирических произведений. “Не знаю я, коснётся благодать” “Предопределение” “Она сидела на полу…” “Я очи знал…”. “О, как убийственно мы любим…” “ Весь день она лежала в забытьи…” 5 страница “Дискуссионная”. Работа 5 группы.
- Скажите, счастливый человек или несчастный рассказывает о своих чувствах? - Какие художественные средства помогают поэту запечатлеть образ любимой женщины, передать притягательную силу любящих и любимых глаз? - Какими словами передана “история любви”? - Можно ли понять, какими были взаимоотношения лирических персонажей: гармоничными или драматичными? Вывод: Характер переживаний лирического героя существенно меняется по сравнению с ранней лирикой поэта. Любовь очень трагична, она передаётся в таких стихотворениях: “О, как убийственно мы любим…”, “Весь день она лежала в забытьи…” - последнем из произведений данного цикла. Смерть любимого человека, “сломившая пружину жизни” поэта, убила в нём даже желание жить. Последние девять лет он жил под постоянным, нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния…” перед любимым человеком. 6 страница “Творческая мастерская” Учимся анализировать лирическое произведение.
7 страница. “Практический семинар”. Анализ цикла стихов. “Денисьевский цикл”. Группа разрабатывает рекомендации по анализу цикла стихов и предлагает всему классу использовать данные рекомендации при анализе цикла стихов. Домашнее задание: Подготовиться к анализу “Денисьевского цикла” на творческой мастерской ( не менее 3 стихотворений). 8.Страница. “Думаем, размышляем, спорим…”
“Последняя любовь” - Какие чувства передал поэт в стихах “Последняя любовь…”? - Какой метафористический образ избран поэтом?
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |