Преподавание литературы Двойники (урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.06.24 Просмотров: 572 Коковихина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока I. Доброе утро! Каждого из вас я просила принести на урок зеркальце. Привычный каждому предмет. Привычное для уха слово. (Показать маленькое зеркальце.) На доске и в тетрадях записать:
Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей. Со временем стало приходить понимание, что оно не только может отражать наш облик или помогает пускать солнечные зайчики… Посмотрите на себя в зеркальце. Вы видите себя или своего двойника? Тема сегодняшнего нашего урока: “Двойники”II. (Вновь взять в руки маленькое зеркальце.) Этого предмета нет на страницах повести Николая Семёновича Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. И все же не могу представить дом Катерины Львовны Измайловой без зеркала. Ведь она молодая женщина. (Учитель начинает фразу, ученики продолжают, работая с текстом). Ей…(“24 года”) Она не родилась красавицей, НО…(“росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы”). Я совсем на неё не похожа. И все же напрягите воображение. Постарайтесь увидеть её. (Набросить на плечи большой платок, сесть подпершись и поглядеть в зеркало в старинной раме, стоящее на столе.) Какое слово могла бы произнести Катерина Львовна, сидя у зеркала? На доске и в тетради:
Посчитаем в первой главе, сколько раз повторяется это слово (7).
(Прочтите портрет Сергея.) “Молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными, как смоль, кудрями и едва пробивающейся бородкой”
Любопытна этимология слова.
(Записать на доске и в тетради.) Соедините слово СТРАСТЬ с его этимологическим значением РАБОТА…НУЖДА Какое интересное возникает толкование. (Ответы учеников.) (Учитель читает эпизод, ученики сами отыскивают в тексте нужную страницу.) “Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!” - воскликнула Катерина Львовна, смотря сквозь покрывающие её густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц. Лунный свет, пробиваясь сквозь листья и цветы яблони, самыми причудливыми, светлыми пятнышками разбегался по лицу и по всей фигуре лежавшей навзничь Катерины Львовны; в воздухе стояла тишина; только легонький теплый ветерочек чуть пошевеливал сонные листья и разносил тонкий аромат цветущих трав и деревьев. Дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге и к темным желаниям”. “Рай-то какой!” - хочется воскликнуть вместе с Катериной Львовной. (На доске небольшая таблица в два столбика. В первом заголовок – рай.) (Продолжить чтение.) “Катерина Львовна, не получая ответа, опять замолчала и все смотрела сквозь бледно-розовые цветы яблони на небо. Обхватив обеими руками свои колени, он сосредоточенно глядел на свои сапожки”. Заметили разницу между ними? (она – в небо, он – в землю). (В первом столбике – она ^, он v) Екатерина Львовна пока не знает, какое горькое разочарование и мучительную боль принесет ей любовь к Сергею. Может быть, чувствует, поскольку предупреждает: “Я с тобой, друг мой сердечный, живая не расстанусь”. По накалу чувств ее слова напомнили мне песню Земфиры (звучит фрагмент песни “Хочешь” со слов: “Пожалуйста. Не умирай или мне придется тоже…” до слов: “Хочешь, я убью соседей, что мешают спать…”) (Учитель читает отрывок.) “Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест”. Какую мы увидели бы ее в зеркале в этот момент? (Воодушевленная, с сияющими глазами…) (Запись в тетради и на доске.) Безоглядная любовь! Что значит “безоглядная”? (Выделить корень и приставки, истолковать их значение.) А если оглянуться? (Произносить фразы из текста с пропусками, чтобы ученики вставляли эти слова. Сопровождать чтение элементами театрализации.)
(* Львовна, оскал) (На доске и в тетради.)
Женщина – хищница. Любящая женщина. Можно ли хватать в любви? (Вопрос не требует ответа, а только заставляет задуматься.) Вновь посмотрите на себя в зеркальце. (На доске и в тетради.)
(Провести пальцами по грани зеркальца.) (Читать из газеты “Тайная власть” № 5, 2000 г.) Мистики и экстрасенсы считают, что в зеркале мы видим не свое отражение, как принято считать, а зеркального двойника – нашу копию, обитающую в потустороннем мире. Содрогнешься от ужаса, увидев двойника Катерины Львовны. А она равнодушна. И все же голос её дрогнул. В какой момент? (Перед убийством Феди.) Всенощная. Бабушка ушла на службу. В доме больной Федя да Катерина Львовна с Сергеем. (Зажечь свечи.) “Сходить к Феде: он там один”. (Выключить свет, читать при свече.) Тетенька. Я боюсь. Чего боишься? … Ляг. Я, тетенька, не хочу. Нет, ты, Федя, послушай меня, ляг, пора; ляг. Что это вы, тетенька! Да я не хочу совсем. Нет, ты ложись, ложись, - приговаривала Катерина Львовна опять изменившимся, нетвердым голосом и, схватив мальчика под мышки, положила на изголовье. В это мгновение Федя неистово вскликнул: он увидел входящего бледного, босого Сергея. Катерина Львовна захватила своей ладонью раскрытый в ужасе рот испуганного ребенка и крикнула: - А ну скорее; держи ровно, чтоб не бился! Сергей взял Федю за ноги и за руки, а Катерина Львовна одним движением закрыла детское личико страдальца большой пуховой подушкой и сама навалилась на нее крепкой упругой грудью. Минуты четыре в комнате было могильное молчание. - Кончился, - прошептала Катерина Львовна… (Включить свет.) Образа вокруг. Лампадки сияют (показать рукой на икону, лампадку, свечи). (Держать паузу.) Нехристь! (Перевернуть икону, обратная сторона которой – зеркало.) Чье лицо отразится? (Ее, Сергея). (Варианты ответов.) (Учитель начинает фразу, ученики продолжают.) Ниже женщине невозможно пасть. Именно в этот вечер под сердцем … (повернулся ее собственный ребенок.) Именно в этот вечер, навалившись крепкой упругой грудью, она другого… (Убила.) А после и от собственного отмахнулась (“Ну его совсем!”) Вспомнился роман Булгакова “Мастер и Маргарита” Маргарита, став королевой на Бале у Сатаны, встречает гостей – великих грешников, узнает о Фриде. (Читать.) “- К ней камеристка приставлена и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так платок уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила в реке, но ничего не помогает. - Какой платок? – шептала Маргарита, подымая и опуская руку. - С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика. Унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка”. Маргарита помогает этой женщине, потому что та раскаялась. Катерине Львовне нет прощения, потому что СОВЕСТЬ ее не мучает (на доске и в тетради) СОВЕСТЬ. (Выделить приставку со- и корень –весть-.) Используйте смысл слова. (Варианты толкования.) Закройте левый глаз и посмотрите в зеркальце. Увидели закрытый правый. Все наоборот. Как аукнется, … (так и откликнется). Найдите два зеркальных эпизода (ученики называют главы).
(Коллективный анализ деталей.) Екатерина Львовна увидеть – увидела, испытать – испытала. А поняла ли? (На доске и в тетради.)
(Показать жестом, как обида обволокла человека.) Так и в жизни бывает, когда обиженный человек не может воспринимать мир реально. Помните об этом. Она обиделась и … (убила). (Ученики читают эпизод.) “еще минуту – и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с ней за борт парома … через две секунды … она [Сонетка] снова вскинула руками; но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водой Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались”. III. (Вызвать к доске двух человек которые работают на двух отворотах доски. Остальные в тетрадях.) Покажите линиями отражение ее души. (Обсудить варианты, выбрать удачный.) В средневековье калек-шутов “выращивали” с детства. (На доске и в тетрадях.)
(Выделить корень, приставки и обосновать каждую.) У Екатерины Львовны искалечена душа. Чем? (Блиц-опрос по цепочке.) А сейчас обратимся к названию повести. На какие две половинки распадается название? (Ученики или учитель дает историческую справку о Леди Макбет и о пьесе Шекспира.) Почему Н.С. Лесков именно так назвал свое произведение? IV. Вновь хочу обратиться к газете (“Тайная власть” № 5, 2000 г.) “Обращаясь к своему двойнику, воздействуя на него, можно с помощью этого загадочного существа влиять на свой (и чужой) внешний облик, на события нашей жизни”. Глядя на себя в зеркало, приучите себя всегда думать о хорошем. Записи на доске. Повесть Николая Семеновича Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Двойники
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |