ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Методическая разработка урока на основе проекта "Создание электронного пособия. Речеведческий анализ текста"

Добавлено: 2016.06.20
Просмотров: 387

Логачева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

Назначение «Тренажёра по русскому языку» и выбор способа использования данного федерального цифрового образовательного ресурса

Электронный «Тренажёр по русскому языку» предназначен для обучения русскому языку при помощи выполнения упражнений на основные правила правописания, для развития речи обучающихся.

В зависимости от целей конкретного урока и от условий конкретной школы «Тренажёр» можно использовать на уроках по-разному. Наличие или отсутствие полного набора компьютерной техники определяет реализацию разных форм обучения: индивидуальных или коллективных.

Например, на уроке развития речи в 11 классе, целью которого является закрепление умения анализировать текст, проводится речеведческий разбор  текста упражнения № 3, взятого из данного электронного пособия, о Я.А.Коменском (По С.Соловейчику). Сначала выполняются задания, которые предлагаются в «Тренажёре…», а затем продолжается работа с текстом, анализ его.

Если условия позволяют, то каждый обучающийся работает за компьютером, и это, конечно, облегчает задачу учителя и школьников. Можно провести «виртуальный урок», на котором взаимодействие виртуального и реального коллективов осуществляется  с помощью проектора и экрана. На уроке обучающиеся не только обсуждают и выполняют задания электронного тренажёра, но и пишут в тетради, повторяют и закрепляют орфограммы и пунктограммы. Такой урок не являются пассивным просмотром слайдов или фильма. Задания, вопросы, используемые в процессе «виртуального» занятия, адресованные как индивидуальному пользователю (при самостоятельной работе), так и коллективному (при работе в классе), стимулируют мыслительную и речевую деятельность обучающегося, привлекают его к участию в работе виртуального класса, повышают творческую активность школьников. Например, выполняя упражнение № 3 о Коменском, обучающиеся  не только тренируют память, вырабатывают умение сосредотачиваться, но и, анализируя данный текст,  участвуют в создании собственного.

Подготовка учителя и обучающихся к уроку с использованием электронного «Тренажёра по русскому языку»

Чтобы урок с применением данного цифрового образовательного ресурса получился, необходимо изучить руководство по использованию «Тренажёра», которое скачивается из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

Можно продемонстрировать это руководство на одном из уроков, предшествующих уроку с использованием «Тренажёра».

Тема, цели и задачи урока развития речи с применением «Тренажёра по русскому языку»

Рассмотрим вариант урока-тренинга на тему « Речеведческий анализ текста», целью которого является развитие речи учащихся, развитие умения понимать и запоминать текст, закрепление умения анализировать его.

На уроке используется компьютер, компьютерный проектор, экран, «Тренажёр по русскому языку» - цифровой образовательный ресурс (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/). Кроме того, на таком уроке ученики пишут в тетради, а на каждой парте обучающиеся найдут заранее приготовленный раздаточный материал: памятки с планом речеведческого анализа текста по А.И.Власенкову. Данный план даётся в «Поурочных разработках по русскому языку» И.В.Золотарёвой, Л.П.Дмитриева (2004г., стр.207).

Памятка

Речеведческий анализ текста (по А.И.Власенкову)

  1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нём.
  2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
  3. Выделите микротемы, составьте план.
  4. Укажите средства связи между частями текста.
  5. Определите тип речи, стиль и жанр.
  6. Укажите используемые стилистические средства.
  7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока, так как ИКТ способствуют развитию интереса обучающихся к предмету; а также воспитание качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях. Обучающиеся не пассивно слушают учителя, а совместно решают задачи и представляют результат всему классу. Конечным результатом работы на уроке должны быть материалы для мультимедийной  презентации «Речеведческий анализ текста». Эта задача ставится в начале урока. В качестве домашнего задания одиннадцатиклассникам будет предложено создание мультимедийной презентации на тему урока или красиво оформленные на листах А-4  материалы, которые могут быть основой для создания такой презентации.

Класс делится на группы из четырёх человек. Каждая группа должна создать свой текст (анализ представленного в «Тренажёре» текста), разработать структуру и оформление мультимедийной презентации (в общих чертах, так как на уроке нет возможности работать с программой PowerPoint).

Задания

Каждый ученик в группе должен:

  • выполнить задания к упражнению электронного «Тренажёра»
  • написать ответ на один вопрос «Памятки»
  • написать один ответ на вопрос «Памятки» вместе с другим учеником из группы
  • дома на основе материалов всех членов группы создать мультимедийную презентацию   или оформить материалы к ней.

Распределение ролей в группе: главный организатор работы, ответственный за выполнение заданий, ответственный за общую структуру и оформление презентации, корректор.

Выполнение упражнения  «Тренажёра»

В классе установлен компьютерный проектор. Одиннадцатиклассники распределились на группы. Учитель ставит задачи (см. раздел 1.2).

Затем начинается работа с электронным «Тренажёром русского языка». Выполняется упражнение № 3 на понимание и запоминание текста.

Задание

Прочитайте текст несколько раз. Постарайтесь всё понять и запомнить. После этого приступайте к выполнению задания.

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем.

Между тем педагог Ян Амос Коменский  сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Коменский прожил почти весь 17 век: родился он в 1592 году, а умер в 1760. Сын чешского мельника сумел окончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе – всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить – другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все языки.

(По С.Соловейчику)

Начинаем выполнять упражнение. Жмём «Начать упражнение» -  текст исчезает, появляется задание: отметьте правильные ответы.

1. Коменский учил учителей  в Америке и Европе.

2. Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3. Коменский – сын чешского мельника.

4. Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5. Коменский закончил академию и университет.

6. Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7. Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8. Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9. Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

Дети записывают в тетради номера правильных ответов, затем представитель от каждой группы называет предполагаемые ответы, и  после обсуждения один из учеников (или учитель) отмечает в компьютере правильные ответы, а затем жмёт клавишу «Проверить», все смотрят количество сделанных ошибок, правильные ответы.

Речеведческий анализ  текста из электронного тренажёра

Упражнение электронного тренажёра выполнено. На экране снова текст о Коменском, который только что  внимательно прочитан, понят обучающимися. Теперь можно приступить к его анализу.

Роли в группе распределены, задания для каждого обучающегося написаны на доске (см.1.2.), памятки с планом речеведческого анализа имеются у каждого на парте.

Ученики выбирают вопросы «Памятки» для ответа, обсуждают, пишут, советуются друг с другом и с учителем. Вопросы задаются как организационного характера, так и по фактическому материалу. Учитель переходит от одной группы к другой, кому-то поможет «начать» анализ, кому-то - с композицией собственного текста… Учащиеся совместно решают задачи и представляют результат своей работы всему классу на следующем уроке: мультимедийную презентацию или письменный отчёт.

Примерный анализ

Данный текст относится к публицистическому стилю, целью которого является информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя. Автор текста С.Соловейчик знакомит читателя с учителем учителей Коменским, рассказывает много интересного о его жизни и деятельности.

В тексте 4 абзаца. Микротема первого  абзаца, являющегося зачином, - это заявление автора о значении  деятельности педагога Яна Амоса Коменского. Основная часть состоит из двух абзацев. Это краткий рассказ о жизни и деятельности Коменского. Первый абзац условно назовём «Происхождение и образование Коменского», второй – «Коменский впервые учил учителей преподавать». В этом абзаце автор говорит о нововведениях Коменского, которые мы видим   в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе.

Интересны способы выражения оценки: спокойная интонация, отсутствие восклицательных предложений, несмотря на то, что автор явно восхищается заслугами Коменского.

Композиция кольцевая: в начале текста говорится о значении деятельности Коменского, и в конце С.Соловейчик возвращается к данной мысли. Он рассказывает о том, как Англия и вся Европа оценила Коменского, а когда в России появилась  типография в  Московском университете, одной из первых напечатали его книгу «Мир в картинках».

Абзацы в тексте связаны цепной связью. К лексическому повтору здесь можно отнести Ян Амос Коменский – он – его.

Грамматический повтор: сделал – прожил – сумел – ввёл – пригласил. Сказуемые во всех абзацах выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени, когда речь идёт о Коменском. И лишь в первом абзаце в безличном предложении есть сказуемое-инфинитив (Если спросить любых десять человек…) и в третьем – глагол настоящего времени «видим», так как в указанных абзацах присутствует два плана: настоящее и прошедшее, прошлое.

Использование в основном глаголов прошедшего времени совершенного вида, имеет особое значение: они обозначают последовательно сменяющие друг друга события и помогают развёртыванию событий (сделал, прожил, родился, умер, сумел закончить, учил, попадала, приходилось зубрить, не было, называли и др.). Это текст повествовательного типа с элементами рассуждения. Завязкой здесь служит сообщение автора о том, что не все современники знают, кто такой Коменский. Это же сообщение можно расценить и как тезис: не все знают. А дальше автор доказывает, что необходимо знать, кто такой Коменский, и рассказывает о нём. Третий абзац представляет собой кульминацию. Четвёртый абзац – развязку.

Хотя в тексте используются в основном сложные предложения, он общедоступен, понятен всем. В публицистическом стиле обычно широко  используются художественно-изобразительные средства, но данный текст не изобилует ими (прославленные - эпитет). Чтобы эффективно воздействовать на читателя, автору, по-видимому, не понадобились метафоры, эпитеты и другие образные средства, потому что просто пречисление того, что ввёл «учитель учителей», чему учил учителей, - воздействует на воображение и чувства читателя или слушателя. Правда, С.Соловейчик пользуется одним приёмом, который усиливает эмоциональное воздействие речи. Он прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов: вдалбливать (просторечное, неодобрительное), зубрить (разговорное).

Данный пример анализа текста отнюдь не является образцовым. Вариантов анализа может быть много, и каждый из них будет отражать какие-то особенности в понимании текста.

Когда школьники выполнили свою задачу, материалы обобщают и пишут проект презентации «Речеведческий анализ текста». К концу урока у всех групп готовы материалы для презентации (если обучающиеся не успели на уроке написать каждому члену группы получившийся вариант работы, то после урока можно ксерокопировать материал, чтобы дома доработать и создать презентацию или оформить письменный отчёт).

На следующем уроке учащиеся представляют свои проекты. Учащиеся смотрят и обсуждают мультимедийные презентации одноклассников, выставляются оценки. Письменные отчёты сдаются учителю на проверку. Лучшие отчёты демонстрируются на стенде в кабинете русского языка, создаётся временная экспозиция

Электронное пособие. Работа ученицы (см. Приложение1).

Список литературы

1. Власенков, А.И. Русский язык [Текст]: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; рецензенты: зав. кабинетом русского языка и литературы Рязанского ИРО Р.Я.Вишнякова; учитель русского языка и литературы школы-лицея № 3 г. Рязани Т.Б.Грабыльникова; 12-е издание – М.: Просвещение, 2006. -350с. – ISBN 5-09-015097-4

2.Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по русскому языку [Текст] / И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева .-2-е изд.- М.: Просвещение, 2004, стр.207.

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/