Преподавание русского языка Методическая разработка урока на основе проекта "Создание электронного пособия. Речеведческий анализ текста"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.06.20 Просмотров: 531 Логачева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы Назначение «Тренажёра по русскому языку» и выбор способа использования данного федерального цифрового образовательного ресурсаЭлектронный «Тренажёр по русскому языку» предназначен для обучения русскому языку при помощи выполнения упражнений на основные правила правописания, для развития речи обучающихся. В зависимости от целей конкретного урока и от условий конкретной школы «Тренажёр» можно использовать на уроках по-разному. Наличие или отсутствие полного набора компьютерной техники определяет реализацию разных форм обучения: индивидуальных или коллективных. Например, на уроке развития речи в 11 классе, целью которого является закрепление умения анализировать текст, проводится речеведческий разбор текста упражнения № 3, взятого из данного электронного пособия, о Я.А.Коменском (По С.Соловейчику). Сначала выполняются задания, которые предлагаются в «Тренажёре…», а затем продолжается работа с текстом, анализ его. Если условия позволяют, то каждый обучающийся работает за компьютером, и это, конечно, облегчает задачу учителя и школьников. Можно провести «виртуальный урок», на котором взаимодействие виртуального и реального коллективов осуществляется с помощью проектора и экрана. На уроке обучающиеся не только обсуждают и выполняют задания электронного тренажёра, но и пишут в тетради, повторяют и закрепляют орфограммы и пунктограммы. Такой урок не являются пассивным просмотром слайдов или фильма. Задания, вопросы, используемые в процессе «виртуального» занятия, адресованные как индивидуальному пользователю (при самостоятельной работе), так и коллективному (при работе в классе), стимулируют мыслительную и речевую деятельность обучающегося, привлекают его к участию в работе виртуального класса, повышают творческую активность школьников. Например, выполняя упражнение № 3 о Коменском, обучающиеся не только тренируют память, вырабатывают умение сосредотачиваться, но и, анализируя данный текст, участвуют в создании собственного. Подготовка учителя и обучающихся к уроку с использованием электронного «Тренажёра по русскому языку»Чтобы урок с применением данного цифрового образовательного ресурса получился, необходимо изучить руководство по использованию «Тренажёра», которое скачивается из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/. Можно продемонстрировать это руководство на одном из уроков, предшествующих уроку с использованием «Тренажёра». Тема, цели и задачи урока развития речи с применением «Тренажёра по русскому языку»Рассмотрим вариант урока-тренинга на тему « Речеведческий анализ текста», целью которого является развитие речи учащихся, развитие умения понимать и запоминать текст, закрепление умения анализировать его. На уроке используется компьютер, компьютерный проектор, экран, «Тренажёр по русскому языку» - цифровой образовательный ресурс (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/). Кроме того, на таком уроке ученики пишут в тетради, а на каждой парте обучающиеся найдут заранее приготовленный раздаточный материал: памятки с планом речеведческого анализа текста по А.И.Власенкову. Данный план даётся в «Поурочных разработках по русскому языку» И.В.Золотарёвой, Л.П.Дмитриева (2004г., стр.207). Памятка Речеведческий анализ текста (по А.И.Власенкову)
Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока, так как ИКТ способствуют развитию интереса обучающихся к предмету; а также воспитание качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях. Обучающиеся не пассивно слушают учителя, а совместно решают задачи и представляют результат всему классу. Конечным результатом работы на уроке должны быть материалы для мультимедийной презентации «Речеведческий анализ текста». Эта задача ставится в начале урока. В качестве домашнего задания одиннадцатиклассникам будет предложено создание мультимедийной презентации на тему урока или красиво оформленные на листах А-4 материалы, которые могут быть основой для создания такой презентации. Класс делится на группы из четырёх человек. Каждая группа должна создать свой текст (анализ представленного в «Тренажёре» текста), разработать структуру и оформление мультимедийной презентации (в общих чертах, так как на уроке нет возможности работать с программой PowerPoint). Задания Каждый ученик в группе должен:
Распределение ролей в группе: главный организатор работы, ответственный за выполнение заданий, ответственный за общую структуру и оформление презентации, корректор. Выполнение упражнения «Тренажёра»В классе установлен компьютерный проектор. Одиннадцатиклассники распределились на группы. Учитель ставит задачи (см. раздел 1.2). Затем начинается работа с электронным «Тренажёром русского языка». Выполняется упражнение № 3 на понимание и запоминание текста. Задание Прочитайте текст несколько раз. Постарайтесь всё понять и запомнить. После этого приступайте к выполнению задания.
Начинаем выполнять упражнение. Жмём «Начать упражнение» - текст исчезает, появляется задание: отметьте правильные ответы. 1. Коменский учил учителей в Америке и Европе. 2. Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть. 3. Коменский – сын чешского мельника. 4. Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки. 5. Коменский закончил академию и университет. 6. Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому. 7. Коменский ввёл школьную форму для учеников. 8. Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник. 9. Коллективную работу в классе ввёл Коменский. Дети записывают в тетради номера правильных ответов, затем представитель от каждой группы называет предполагаемые ответы, и после обсуждения один из учеников (или учитель) отмечает в компьютере правильные ответы, а затем жмёт клавишу «Проверить», все смотрят количество сделанных ошибок, правильные ответы. Речеведческий анализ текста из электронного тренажёраУпражнение электронного тренажёра выполнено. На экране снова текст о Коменском, который только что внимательно прочитан, понят обучающимися. Теперь можно приступить к его анализу. Роли в группе распределены, задания для каждого обучающегося написаны на доске (см.1.2.), памятки с планом речеведческого анализа имеются у каждого на парте. Ученики выбирают вопросы «Памятки» для ответа, обсуждают, пишут, советуются друг с другом и с учителем. Вопросы задаются как организационного характера, так и по фактическому материалу. Учитель переходит от одной группы к другой, кому-то поможет «начать» анализ, кому-то - с композицией собственного текста… Учащиеся совместно решают задачи и представляют результат своей работы всему классу на следующем уроке: мультимедийную презентацию или письменный отчёт. Примерный анализ
Данный пример анализа текста отнюдь не является образцовым. Вариантов анализа может быть много, и каждый из них будет отражать какие-то особенности в понимании текста. Когда школьники выполнили свою задачу, материалы обобщают и пишут проект презентации «Речеведческий анализ текста». К концу урока у всех групп готовы материалы для презентации (если обучающиеся не успели на уроке написать каждому члену группы получившийся вариант работы, то после урока можно ксерокопировать материал, чтобы дома доработать и создать презентацию или оформить письменный отчёт). На следующем уроке учащиеся представляют свои проекты. Учащиеся смотрят и обсуждают мультимедийные презентации одноклассников, выставляются оценки. Письменные отчёты сдаются учителю на проверку. Лучшие отчёты демонстрируются на стенде в кабинете русского языка, создаётся временная экспозиция Электронное пособие. Работа ученицы (см. Приложение1). Список литературы1. Власенков, А.И. Русский язык [Текст]: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; рецензенты: зав. кабинетом русского языка и литературы Рязанского ИРО Р.Я.Вишнякова; учитель русского языка и литературы школы-лицея № 3 г. Рязани Т.Б.Грабыльникова; 12-е издание – М.: Просвещение, 2006. -350с. – ISBN 5-09-015097-4 2.Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по русскому языку [Текст] / И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева .-2-е изд.- М.: Просвещение, 2004, стр.207. Интернет-ресурсыhttp://school-collection.edu.ru/ Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |