Преподавание русского языка Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.06.19 Просмотров: 465 Козлова Елена Павловна, Учитель русского языка и литературы На уроке присутствовали учителя различных школ города и автор федеральных учебников по русскому языку 5-9 классов д.п.н., профессор, заведующая Лабораторией методики преподавания русского языка РАО Львова С.И. Цели:
Оборудование:
Ход урока1. Оргмомент.2. Разминка.Проверка домашнего задания. Дома учащиеся готовили “биномы фантазии”: берёза – снег; рука – берёза; берёза – облако. Ученики читают свои “биномы”. Класс слушает и выбирает лучшие миниатюры. Примеры “биномов”:
Учитель. Подведём итоги. Чья работа отличается смелостью мысли? Что же явилось точкой соприкосновения непохожих имён существительных? Давайте посмотрим, случайно ли это. Пользуясь этимологическим словариком, данным в 3 части учебника, объясните происхождение слова “берёза”. Ученики работают со словарём, отвечают. Учитель. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Как бы вы объяснили первокласснику, что такое текст, назвав его отличительные признаки? Ученики: единство темы, наличие главной мысли, относительная законченность, смысловая и грамматическая связь, логическая связь. Учитель. Назовите раздел лингвистики, изучающий связные речевые произведения. Ученики: Текстоведение – раздел лингвистики, изучающий связные речевые произведения – тексты, особенности построения и содержания, языковые средства связи предложений в тексте. 3. Постановка целей и задач урока.4. Проверочная работа по вариантам – тест № 3 (по вариантам) 1-4 задания, взаимопроверка.5. Работа с текстом учебника. Упр. 221.Учитель. Итак, сегодня мы продолжим разговор о тексте. Учась у мастеров слова, будем постепенно овладевать законами сочинительства. Почти на каждой страничке нашего учебника есть задания “Мини-сочинения”. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное), мы спокойно подойдём к большим работам. Давайте поработаем с миниатюрой В. Бочарникова в учебнике (упр. № 221). Работа по заданиям учебника:
Ученики: “Весёлая берёза”, рассуждение с элементами описания. Ученики: Самая притягательная берёза – весенняя. В рассуждении используется описание предмета – показать отношение к любимому предмету, используется лексический повтор, эпитеты “весенний” и др. Ученики: Связь параллельная. Последующие предложения развёртывают, конкретизируют смысл первого. Повторы при параллельной связи – средство экспрессивное, для подчёркивания, выделения чего-либо. Здесь для выделения главной мысли. Ученики самостоятельно работают: подбирают синонимы, используя словарик синонимов, записывают в тетрадь. 6. Работа с текстом (упр. № 60 рабочей тетради. (стр. 69)Учитель. Зимние берёзы смотрятся холодно, - считает В. Бочарников. А как считает И.С. Шмелёв? Выразительное чтение текста учителем.
Ученики: Яркий, образный, красочный, выразительный. Звучит музыка (Фрагмент из Первой симфонии “Зимние грёзы” (2 часть)). Попробуйте создать текст-описание. Постарайтесь передать своё отношение к предмету описания. 7. Сочинение-миниатюра “Берёзы – белые видения”Ученики пишут сочинение. Музыка звучит фоном. На партах – открытые альбомы с репродукциями. После того, как отзвучит музыка, ученики читают свои работы. (4-5 работ) Учитель. Найдите в каждом сочинении “золотые” слова, “золотые” выражения. Они, возможно, помогут нам отредактировать ваше собственное сочинение, сделать его по-настоящему “золотым”. 8. Домашнее задание.Учитель: Чтобы вы хотели дома сделать после нашего урока? Ученики: 1) Дописать сочинение. 2) Написать сочинение о берёзе в другое время года. 9. Итоги урока.Ребята, какая часть урока и какая высказанная на уроке мысль позволит вам писать интересные сочинения? Что нового вы узнали? Поделитесь своими мыслями, чувствами. А я сегодня поняла, что среди вас много художников, тонко чувствующих красоту слова. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |