ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературного чтения в 4-м классе (развивающая система Л.В. Занкова) по теме "Синяя птица" М.Метерлинка

Добавлено: 2016.06.01
Просмотров: 393

Стецова Оксана Геннадьевна, учитель начальных классов, учитель-логопед

Итог пьесы – обретение Истинного зрения.
Защита презентации.
Конкурс инсценировок.

Цели урока:
  • Переосмыслить идею пьесы в ходе презентации рисунков, беседы и инсценировок. Побудить детей задуматься о смысле финала и ответить на главный вопрос: где искать счастье?
  • Совершенствовать навык чтения.
  • Развивать творческие способности.

Оборудование: слайдфильм (Приложение 3), тексты с фрагментами произведения (Приложение 1), учебник, шифровки(Приложение 2); афоризм, разрезанный на смысловые части (Приложение 2); нарисованная Синяя птица в клетке.

Ход урока

Вступительная беседа. Создание атмосферы заинтересованности.

Учитель надел очки.

– Ребята, у меня хорошее зрение, но сейчас я надела очки. Как вы думаете, почему? (Ученики предлагают разные версии.)

– Так для чего необходим этот предмет? (Чтобы лучше видеть.)

– А почему я сейчас воспользовалась очками? (Будем говорить о зрении…)

– В связи с чем? (Читаем произведение “Синяя птица” М.Метерлинка.)

– Причем здесь очки? (Герои пьесы обрели Истинное зрение.)

– Что значит “Истинное зрение”? (Учитель выслушивает ответы детей.)

Поисковая деятельность (развитие мышления). Закрепление понятий.

– Ребята, займитесь шифровкой:

ПпьтеисцаадСрчаамсатья (Птица Счастья, пьеса, драма.)

– Почему я зашифровала эти слова?

– Объясните их.

(Пьеса – делится на действия и картины, действия расписаны по ролям; меняются декорации на сцене, в перерыве – антракт, когда зрители могут обменяться мнениями, отдохнуть.

Драма – в переводе с греческого “действие”. Хочется играть, показывать мимикой, жестами. Это театр + литература.

Птица Счастья – Оба слова написаны с большой буквы, значит, речь в пьесе идет не о птице синего цвета, а о чем-то другом. О чем? Произведение посвящено поискам счастья. Сравнение с птицей. Счастье, как птицу, нужно суметь поймать.)

– Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что это такое – счастье? Каким оно бывает? Как его добиться? Как остаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже почти 100 лет читатели и зрители пьесы М. Метерлинка “Синяя птица” и мы вместе с ними.

Защита презентации (афиширование).

Совершенствование навыка чтения. Стимулирование и словесная оценка деятельности учащихся.

– Давайте вспомним очень кратко содержание этого удивительного произведения. Для этого я приготовила презентацию ваших рисунков. Перед вами краткое содержание сказки в фрагментах. Вы должны найти фрагмент, который подходит к рисунку. Для этого надо быть предельно внимательными и не только прочитать отрывок, но и посмотреть картины. Готовы? Отправляемся в мир литературы…Может быть, кто-то успеет расставить порядок фрагментов – попробуйте! (Пояснение: К каждому слайду-рисунку ребята подбирают фрагмент произведения и зачитывают. Учитель не забывает называть автора нарисованной картины. Нашедшим первым учитель дает афоризм, разрезанный на части: “Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.” И. Шевелев)

Физминутка 1.

(Проводится после отрывка про Блаженства.)

А сейчас закройте глаза. Представьте, что вы в мире Блаженств. Сейчас блаженство – потянуться, закрыть глаза, вытянуть ноги. Расслабьтесь. Думаем только о том, как нам сейчас хорошо. Потянитесь. Сядьте ровно. Откройте глаза.

– О каких истинных блаженствах вы узнали из пьесы? Повторите по памяти.

– В пьесе говорится еще об одной любви. Какой? (Материнской. Дети постоянно ощущают на себе Материнскую Любовь, но просто ее не замечают. Они привыкли к материнской заботе, ласке.)

Учитель читает наизусть стихотворение:

Трудно жить, навеки мать утратив.
Нет счастливей вас, чья мать жива!
Именем сестер моих и братьев
Вслушайтесь – молю! – в мои слова!
Как бы ни манил вас бег событий.
Как ни влек бы вас водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей – подобно мелу –
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова:
Знайте: дети ранят всех больней.
Мать уйдет, и не изгладить шрама,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
Чтобы в душу не проникла плесень,
Чтоб не стала наша жизнь темна,
Чтобы не забыть прекрасных песен,
Тех, что в детстве пела нам она.

(После чтения стихотворения следует выдержать достаточную паузу.)

– Объясните реплику Материнской Любви: “Там, у нас, я очень занята, мне всегда некогда. Но и недосказанное можно услышать…” О чем недосказанном идет речь?

– Что изумляет Тильтиля в матери? лаза, руки, кожа, голос.)

– Всегда ли вы видите истинную красоту своей мамы? Подумайте на ночь над этим.

– Какой урок вынесли дети, побывав в Садах Блаженств?

Вывод. Нужно уметь наслаждаться истинными блаженствами и ценить их. Это очень просто – они всегда рядом. Это природа, здоровье, любовь к близким и близких.

Театрализация. Инсценирование с поиском отрывка произведения (проверка домашнего задания) Дети используют элементы костюмов.

– А теперь пойдем в наш театр. Вспомним несколько фрагментов произведения с помощью инсценирования и проверим знание сказки.

  1. Тиль ловит птиц. С 54
  2. Разговор Феи с Титьтилем. С.28 “А я говорю, что ты ничего не видишь!”
  3. Монолог Пса с.32 “Мое маленькое Блаженство”
  4. Сценка “Бабушка с дедушкой” с.43 “Отчего вы нас редко навещаете?”

Физминутка 2 “Антракт” Использование дидактического материала.

В антракте сходим в картинную галерею. Выберите из картин ту, которая больше всех подходит к нашей теме. (Картины находятся в приложении учебника).

– На какой картине художник изобразил истинное счастье?

– На ваш взгляд, ощущение счастья на какой картине передано в полной мере?

Заключительная беседа. Обобщение. Выводы.

– Когда происходит действие пьесы? (В Рождественскую ночь.)

– Что это значит? (Могут произойти любые чудеса.)

– Дети собрались в долгий и трудный путь поисков счастья не случайно. Кому нужно было помочь? (Тяжело больной девочке.)

– Почему улетела Синяя Птица? Можно ли владеть Синей Птицей?

– Была ли это настоящая Синяя Птица?

– Был ли смысл так далеко за ней ходить?

– Где и как искать счастье?

– Важно понимать, что ты хочешь быть счастливым и для этого надо: научиться смотреть на мир открытыми глазами (отличать искреннее от лживого, истинное от поверхностного, нести добро).

– Какой предмет помог увидеть все по-настоящему? (Аалмаз.)

– Умение увидеть за уродливым внешним обликом красоту души, красоту внутреннего мира какого героя вам напоминает? (Мари разглядела в уродливости Щелкунчика его необыкновенность, богатый внутренний мир.)

– Давайте вспомним прочитанные произведения и посмотрим, нашли ли счастье герои? Русалочка? Фокс Микки? Герои каких произведений вам вспоминаются?

– Сколько картин в пьесе? 12.

– С чем связано это число? Прошел год с тех пор, как дети отправились в путь. Почему год, ведь всего прошла одна ночь? (Ночь Рождественская – наступил другой год.)

– Может быть, все это ребятам приснилось? Не это главное. Ведь “порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось”.

– Так что же жизнь преподнесла героям наяву? (Истинное зрение. Ребята стали видеть то, чего раньше не замечали.)

– Так где же обитала Синяя Птица, почему она улетела? Что этим хотел сказать автор?

– Почему синяя? (Цвет неба, мечты.)

– В чем заключается символика этого цвета? (Символ счастья.)

Люди бродят по свету в поисках счастья, а оно где-то рядом, дома. Говорят, “счастье, это здесь и сейчас”.

– Как вы понимаете слова Тильтиля, обращенные к матери “ Нет, мама, уверяю тебя, это ты спишь, а не я”? (Она не видела того, что увидели дети.)

– А что увидели дети?

– Мы с вами живем в одном большом Доме: нашем Мире – планете Земля. Мы не можем надеяться на сказочное счастье. Но если мы будем чувствовать ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить будущее с учетом интересов и мнений других людей, сострадать друг к другу, нам удастся создать новый Дом – Мир, в котором захочет поселиться Счастье. Ведь “счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

– Кто еще был с нами, на каждой странице, в каждой картине? (Это Душа Автора. Свои мысли он вложил в уста своих героев.)

– Давайте и мы сделаем сейчас то, что сделали герои нашей пьесы, мы выпустим из клетки Синюю Птицу, пусть летит, дарит счастье людям! (Дети убирают клетку с доски, и птица остается свободной.)

– Подводим итог: соберите предложение из полученных частей. У кого получилось – пятерка! Это значит, что вы активно искали и зачитывали фрагменты. А значит, отлично знаете произведение.

“Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.” И. Шевелев

6. Рефлексия. Недосказанные предложения:

– Ребята, продолжите мое предложение:

Я понял(а)…

Из героев мне больше всего понравился… (Душа Света – о таких людях говорят “светлый человек, светлая душа”, возможны другие варианты ответов.)

Мне запало в душу…(Метерлинк сумел оживить вещи, заставил нас фантазировать, возможны другие варианты ответов.)

Я почувствовал(а)…

Я узнал(а)…

Я желаю всем…