Преподавание литературы Урок литературного чтения в 4-м классе (развивающая система Л.В. Занкова) по теме "Синяя птица" М.МетерлинкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.06.01 Просмотров: 562 Стецова Оксана Геннадьевна, учитель начальных классов, учитель-логопед Итог пьесы – обретение Истинного зрения.
Оборудование: слайдфильм (Приложение 3), тексты с фрагментами произведения (Приложение 1), учебник, шифровки(Приложение 2); афоризм, разрезанный на смысловые части (Приложение 2); нарисованная Синяя птица в клетке. Ход урока Вступительная беседа. Создание атмосферы заинтересованности. Учитель надел очки. – Ребята, у меня хорошее зрение, но сейчас я надела очки. Как вы думаете, почему? (Ученики предлагают разные версии.) – Так для чего необходим этот предмет? (Чтобы лучше видеть.) – А почему я сейчас воспользовалась очками? (Будем говорить о зрении…) – В связи с чем? (Читаем произведение “Синяя птица” М.Метерлинка.) – Причем здесь очки? (Герои пьесы обрели Истинное зрение.) – Что значит “Истинное зрение”? (Учитель выслушивает ответы детей.) Поисковая деятельность (развитие мышления). Закрепление понятий. – Ребята, займитесь шифровкой: ПпьтеисцаадСрчаамсатья (Птица Счастья, пьеса, драма.) – Почему я зашифровала эти слова? – Объясните их. (Пьеса – делится на действия и картины, действия расписаны по ролям; меняются декорации на сцене, в перерыве – антракт, когда зрители могут обменяться мнениями, отдохнуть. Драма – в переводе с греческого “действие”. Хочется играть, показывать мимикой, жестами. Это театр + литература. Птица Счастья – Оба слова написаны с большой буквы, значит, речь в пьесе идет не о птице синего цвета, а о чем-то другом. О чем? Произведение посвящено поискам счастья. Сравнение с птицей. Счастье, как птицу, нужно суметь поймать.) – Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что это такое – счастье? Каким оно бывает? Как его добиться? Как остаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже почти 100 лет читатели и зрители пьесы М. Метерлинка “Синяя птица” и мы вместе с ними. Защита презентации (афиширование). Совершенствование навыка чтения. Стимулирование и словесная оценка деятельности учащихся. – Давайте вспомним очень кратко содержание этого удивительного произведения. Для этого я приготовила презентацию ваших рисунков. Перед вами краткое содержание сказки в фрагментах. Вы должны найти фрагмент, который подходит к рисунку. Для этого надо быть предельно внимательными и не только прочитать отрывок, но и посмотреть картины. Готовы? Отправляемся в мир литературы…Может быть, кто-то успеет расставить порядок фрагментов – попробуйте! (Пояснение: К каждому слайду-рисунку ребята подбирают фрагмент произведения и зачитывают. Учитель не забывает называть автора нарисованной картины. Нашедшим первым учитель дает афоризм, разрезанный на части: “Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.” И. Шевелев) Физминутка 1. (Проводится после отрывка про Блаженства.) – А сейчас закройте глаза. Представьте, что вы в мире Блаженств. Сейчас блаженство – потянуться, закрыть глаза, вытянуть ноги. Расслабьтесь. Думаем только о том, как нам сейчас хорошо. Потянитесь. Сядьте ровно. Откройте глаза. – О каких истинных блаженствах вы узнали из пьесы? Повторите по памяти. – В пьесе говорится еще об одной любви. Какой? (Материнской. Дети постоянно ощущают на себе Материнскую Любовь, но просто ее не замечают. Они привыкли к материнской заботе, ласке.) Учитель читает наизусть стихотворение:
(После чтения стихотворения следует выдержать достаточную паузу.) – Объясните реплику Материнской Любви: “Там, у нас, я очень занята, мне всегда некогда. Но и недосказанное можно услышать…” О чем недосказанном идет речь? – Что изумляет Тильтиля в матери? (Глаза, руки, кожа, голос.) – Всегда ли вы видите истинную красоту своей мамы? Подумайте на ночь над этим. – Какой урок вынесли дети, побывав в Садах Блаженств? Вывод. Нужно уметь наслаждаться истинными блаженствами и ценить их. Это очень просто – они всегда рядом. Это природа, здоровье, любовь к близким и близких. Театрализация. Инсценирование с поиском отрывка произведения (проверка домашнего задания) Дети используют элементы костюмов. – А теперь пойдем в наш театр. Вспомним несколько фрагментов произведения с помощью инсценирования и проверим знание сказки.
Физминутка 2 “Антракт” Использование дидактического материала. В антракте сходим в картинную галерею. Выберите из картин ту, которая больше всех подходит к нашей теме. (Картины находятся в приложении учебника). – На какой картине художник изобразил истинное счастье? – На ваш взгляд, ощущение счастья на какой картине передано в полной мере? Заключительная беседа. Обобщение. Выводы. – Когда происходит действие пьесы? (В Рождественскую ночь.) – Что это значит? (Могут произойти любые чудеса.) – Дети собрались в долгий и трудный путь поисков счастья не случайно. Кому нужно было помочь? (Тяжело больной девочке.) – Почему улетела Синяя Птица? Можно ли владеть Синей Птицей? – Была ли это настоящая Синяя Птица? – Был ли смысл так далеко за ней ходить? – Где и как искать счастье? – Важно понимать, что ты хочешь быть счастливым и для этого надо: научиться смотреть на мир открытыми глазами (отличать искреннее от лживого, истинное от поверхностного, нести добро). – Какой предмет помог увидеть все по-настоящему? (Аалмаз.) – Умение увидеть за уродливым внешним обликом красоту души, красоту внутреннего мира какого героя вам напоминает? (Мари разглядела в уродливости Щелкунчика его необыкновенность, богатый внутренний мир.) – Давайте вспомним прочитанные произведения и посмотрим, нашли ли счастье герои? Русалочка? Фокс Микки? Герои каких произведений вам вспоминаются? – Сколько картин в пьесе? 12. – С чем связано это число? Прошел год с тех пор, как дети отправились в путь. Почему год, ведь всего прошла одна ночь? (Ночь Рождественская – наступил другой год.) – Может быть, все это ребятам приснилось? Не это главное. Ведь “порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось”. – Так что же жизнь преподнесла героям наяву? (Истинное зрение. Ребята стали видеть то, чего раньше не замечали.) – Так где же обитала Синяя Птица, почему она улетела? Что этим хотел сказать автор? – Почему синяя? (Цвет неба, мечты.) – В чем заключается символика этого цвета? (Символ счастья.) Люди бродят по свету в поисках счастья, а оно где-то рядом, дома. Говорят, “счастье, это здесь и сейчас”. – Как вы понимаете слова Тильтиля, обращенные к матери “ Нет, мама, уверяю тебя, это ты спишь, а не я”? (Она не видела того, что увидели дети.) – А что увидели дети? – Мы с вами живем в одном большом Доме: нашем Мире – планете Земля. Мы не можем надеяться на сказочное счастье. Но если мы будем чувствовать ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить будущее с учетом интересов и мнений других людей, сострадать друг к другу, нам удастся создать новый Дом – Мир, в котором захочет поселиться Счастье. Ведь “счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. – Кто еще был с нами, на каждой странице, в каждой картине? (Это Душа Автора. Свои мысли он вложил в уста своих героев.) – Давайте и мы сделаем сейчас то, что сделали герои нашей пьесы, мы выпустим из клетки Синюю Птицу, пусть летит, дарит счастье людям! (Дети убирают клетку с доски, и птица остается свободной.) – Подводим итог: соберите предложение из полученных частей. У кого получилось – пятерка! Это значит, что вы активно искали и зачитывали фрагменты. А значит, отлично знаете произведение. “Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.” И. Шевелев 6. Рефлексия. Недосказанные предложения: – Ребята, продолжите мое предложение: Я понял(а)… Из героев мне больше всего понравился… (Душа Света – о таких людях говорят “светлый человек, светлая душа”, возможны другие варианты ответов.) Мне запало в душу…(Метерлинк сумел оживить вещи, заставил нас фантазировать, возможны другие варианты ответов.) Я почувствовал(а)… Я узнал(а)… Я желаю всем… Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |