Преподавание русского языка Работа над текстом "Уважение и любовь к русскому языку"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.05.30 Просмотров: 497 Хайруллина Милауша Фаткрахмановна, учитель русского языка Цель урока:
Оборудование:
Ход урока I. Орфографический тренинг (на доске). Родной язык, люблю татарский язык, русский язык, любить родную речь, язык живёт и развивается, малочисленный народ. II. Ребята, на какую тему подобраны орфограммы? (Язык.) Вы сказали правильно, мы будем говорить сегодня на уроке ... (О языках.) Эпиграфом урока я решила взять слова из текста, над которым мы с вами будем работать (тексты на партах в печатном виде и на экране). Эпиграф: Каждый язык – это целый мир. Несколько слов об авторе К.Кулиеве. Балкарский поэт Кайсын Кулиев родился в семье скотовода и охотника. Талантливый ребенок с детства проявлял артистические и поэтические способности. В 18 лет приезжает в Москву, поступает в театральное училище. Будучи студентом, переводит на балкарский язык стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Затем он учится в Литературном институте. Является участником Великой Отечественной войны. Чтение текста и работа над ним. (1) Каждый язык – это целый мир. (2) Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. (3) Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. (4) Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, – это целый мир, полный прелести и волшебства. (5) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. (6) На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. (7) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли. (8) Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». (9) Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. (10) Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери. (К.Кулиев.) - К какому типу относится текст? (Текст-рассуждение.) - Определите части текста. (Начало – 1,2 предложения, средняя часть – 3-9 предложения, концовка – 10 предложение.) - Сформулируйте и зачитайте основную мысль каждой части. (Начало: «Я зык – душа народа, его радость, боль, память, сокровище.» Средняя часть: «Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.» Концовка: «Уважение и любовь к русскому языку совсем не мешает любить родную речь – язык матери.») - Дайте заглавие тексту. (Уважение и любовь к русскому языку.) - Сколько абзацев в тексте? (Три.) - Как соединены абзацы между собой? (Лексическим повтором и местоимениями, цепной связью.) - Покажите, как соединены между собой предложения в абзацах? 1 Абзац: 2 Абзац: 3 Абзац: Вывод. Соединение в абзацах осуществляется с помощью лексического повтора и местоимений, то есть цепной связью. - В предложениях 2, 9 найдите контекстуальный синоним. (Язык – сокровище.) - Найдите сравнения в 7 предложении. (Язык, как голос матери, как хлеб родной земли.) - О чем заставил задуматься этот текст? (О значении русского языка.) - Какое значение имеет русский язык для вас? (Дети читают свои ответы на вопрос, которые они писали дома.) - На сегодняшний урок группа учащихся подготовила сочинение – репортаж «Мы любим русский язык», сейчас мы послушаем их. Репортаж с Международного дня родных языков. 21 февраля – Международный день родных языков. По этому случаю в школе в актовом зале было организовано общешкольное мероприятие, куда собрались учащиеся 5-11 классов. Нужно отметить, что выступающие подготовились с большим желанием. Листая страницы устного журнала «С русским языком можно творить чудеса», ребята послушали и интервью лингвистов, и стихи русских поэтов о природе. Мероприятие, мы считаем, было очень полезным. Я попрошу одного из самых юных участников из нашего класса поделиться своими впечатлениями от этого дня. (Обращается к участнику мероприятия.) - Нияз, понравилось тебе собственное выступление? - Да. Сначала я боялся, справлюсь ли с заданием. Ведь в зале сидела почти вся школа. Но любовь к русскому языку победила страх. - А какие у тебя успехи по русскому языку? - Я успеваю на 4, но очень люблю, когда ставят 5. Люблю читать стихи. - А может, ты нам расскажешь одно стихотворение? - Да, с удовольствием прочитаю стихотворение Ахмата Ерикеева:
- Ребята, у других не возникло желание рассказать стихотворения о родном и русском языках? (Учащиеся читают стихи.) Габдулла Тукай «Родной язык».
Шайхи Маннур, татарский поэт.
Т.Зумакулова, балкарская поэтесса. «Два языка».
Евгений Буков, русский поэт.
Габдулла Тукай, татарский поэт.
- Я вижу, что вы действительно с большим желанием изучаете этот язык. А какая страница устного журнала вам понравилась больше. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями, Эндже? (Обращается к другой ученице в классе.) - Мне понравилась последняя страница, где открывали молодые таланты. На этой странице выступала моя подружка из 9 класса Нуриева Гульназ. Я знала, что она пишет стихи на татарском языке, а в тот день я открыла для себя новость: она прекрасно пишет и на русском языке. Я горжусь, что соседка Гульназ – близкая моя подруга. - Хорошо, ребята. Я поняла, что мероприятие прошло с пользой и запомнится вам надолго. Наша работа над текстом на сегодняшнем уроке была как бы продолжением того мероприятия. Желаю удач и старания всем моим одноклассникам. Учитель: Послушаем сообщение по газете (проверка индивидуального задания: ученик(ца) делают сообщение по газете): Я хочу сделать короткое сообщение по газете «Русское слово». Ее выпустили члены кружка «Занимательная грамматика». Меня заинтересовал особенно раздел дополнительных сведений. По этой статье я узнала, что русский язык является одним из шести основных языков Организации Объединенных Наций. Шесть языков: английский , французский, испанский, японский, китайский и русский. На русском языке, оказывается, говорят многие – четверть миллиарда людей. В статье «Все о языках» говорится о путях развития и роста русского языка, о его значении. Далее: стихи о русском языке, пословицы, поговорки, загадки. А также занимательный материал на размышление. Хочу сообщение закончить словами К.Паустовского: «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни». III. Оценивание ответов учащихся на каждом этапе урока и в целом на уроке (с комментарием). IV. Домашнее задание. I уровень: составить план к тексту в форме вопросов. II уровень: составить простой план к тексту. III уровень: написать сочинение-миниатюру «Что мне даст в будущем знание русского языка». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |