“ќѕ 20 статей сайта

 Х —очинени€ по литературе
 Х ‘илологи€ - рефераты
 Х ѕреподавание литературы
 Х ѕреподавание русского €зыка

 Ќј…“» Ќј —ј…“≈:


   –екомендуем посетить






























































ѕреподавание русского €зыка

ѕредложени€ с чужоф речью. —пособы передачи чужой речи. «наки препинани€ в предложени€х с пр€мой речью

ƒобавлено: 2016.05.26
ѕросмотров: 348

“утаева ќльга ¬алерьевна, зав. кафедрой русского €зыка и литературы

÷ели:

  • дать представление о различных способах передачи чужой речи;
  • повторить пунктуацию при пр€мой речи, сто€щей до и после слов автора;
  • дать представление о предложени€х, разорванных словами автора;
  • отработать навык расстановки знаков препинани€.

’од урока.

I. ќрганизационный момент.

„тение учителем стихотворени€.

 ак-то раз один король дал приказ посыльным
ѕередать в народ закон быстро, как на крыль€х.
» они, не записав царское посланье,
ѕоскакали исполн€ть это приказанье.
ѕо дороге тот закон позабыв частично,
 аждый высказал лишь то, что запомнил лично.
» не пон€л их народ, высказал укор,
Ќо не смог узнать закон точно до сих пор.
—делать вывод нам, друзь€, очень точный можно Ц
ѕередать чужую речь, не напутав, сложно.

II. Ќовый материал.

1. —лайд є 1 (см. ѕриложение). “ема урока. (”читель рассказывает план урока).

2. ќпределение чужой речи. ( см. $ 217 c. 226) —лайд є2.

3. —лайд є 3. ћатериал дл€ наблюдени€.

¬опросы:

  • ¬ каком отрывке автор передает слова старика и јннушки так, как они были сказаны, сохранив особенности речи?
  • ѕредложени€ второго отрывка простые (ѕѕ) или сложные (—ѕ)? ¬ какой части передана чужа€ речь?
  •  акие способы использовались в 1 и во 2 отрывке?
  • „ем отличаетс€ пр€ма€ речь (ѕ–) от косвенной( –)?
  •  акие еще способы передачи чужой речи существуют? (”чащиес€ читают материал ѕ с.117, упр.242; $ 217 c. 226).

4. ѕоскольку существует несколько способов дл€ передачи чужой речи, они могут замен€ть друг друга, поэтому мы называем их синтаксическими синонимами. „то характерно дл€ каждого способа? —лайд є 4. (”чащиес€ записывают в тетрадь.)  акой способ наименее точный?

5. «адание. ќпределить способ передачи чужой речи. (”чащиес€ дел€тс€ на группы, читают по очереди.)  аждое предложение записано на отдельной карточке в нескольких экземпл€рах по количеству групп.

‘абричные здани€, по мнению »вана, ничем не отличались от других заводов округа. (ѕ. Ѕажов.)

 ак говор€т поэты, началась осень жизни. ( . ѕаустовский.)

√енерал осведомилс€, не сын ли € јндре€ ѕетровича √ринЄва. (ј. ѕушкин.)

√уров рассказал, что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке, готовилс€ когда-то петь в опере, но бросил, имеет в ћоскве два дома. (ј. „ехов.)

я шепнул на ухо Ѕирюку, чтобы он отпустил мужика.

¬ голове у јннушки образовалась вьюга: У«нать ничего не знаю! ¬едать ничего не ведаю!..Ф (ћ. Ѕулгаков.)

У” нас только на валютуФ, - прохрипел швейцар-мизантроп. (ћ. Ѕулгаков.)

Ућессир, вообразите, - закричал возбуждЄнно и радостно Ѕегемот, - мен€ за мародЄра прин€ли!Ф (ћ. Ѕулгаков.)

»вану »льичу нужно было €витьс€ в штаб армии, рапортовать о прибытии парохода. Ќо, чЄрт его знает, где искать этот штаб! (ј. “олстой.)

» долго, долго дедушка о горькой доле пахар€ с тоскою говорил. (Ќ. Ќекрасов.)

Ѕирюк велел девочке посветить барину. (Ћ. “олстой.)

ѕо словам капитана, до ближайшего порта остаЄтс€ два дн€ пути. (». √ончаров.)

‘ед€ хорошо знал вс€кие травы, цветы и любил о них говорить.( . ѕаустовский.)

6.  акой способ самый точный? »з чего состо€т предложени€ ѕ–Ш —лайд є 5.

7. —лайд є 6. јнализ предложений, составление учениками схем на доске, запись в тетрадь. ќбратить внимание на закономерность знаков препинани€.

8. —лайд є 7. ¬ыведение схем постановки знаков препинани€ при ѕ–, разорванной словами автора. (предл. 1 и 2 Ц схемы). 1) „ем отличаютс€ схемы этих предложений? 2) ѕочему во 2 предл. после слов автора стоит точка, а не зап€та€?

9. —лайд є 8. —ложные случаи. «апись предложений с доски. „ем отличаютс€ от других предложений?

є1: перва€ часть слов автора относитс€ к первой части ѕ–, втора€ Ц ко второй, поэтому после слов автора ставитс€ двоеточие и тире.

є2: √де находитс€ ѕ–Ш «апись схем.

10. —лайд є 9. «наки препинани€ в предложени€х с ѕ–. »тогова€ схема.

11. —лайд є 10. ѕ– может существовать в виде диалога, монолога, полилога. —лайд є 11.

–азные способы оформлени€ диалога.

12. —лайд є 12. –асставить знаки препинани€, пользу€сь схемами, можно только схемы.

11. «акрепление.

  • выполнение упр. за компьютером с диска или ѕ упр. є251.

III. ƒомашнее задание. $ 217, 218; из художествен. произведений подобрать примеры, соответствующие разным схемам и разным случа€м передачи чужой речи.

Ћитература.

  1. –озенталь ƒ. Ё. —правочник по орфографии и пунктуации.
  2. –усский €зык. 8 класс. ѕоурочные планы. —оставитель: —иденко Ќ. ¬.