Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Причастный оборот в русской речи"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Причастный оборот в русской речи"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3364

Лобода Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели урока

Образовательные:

  • дать понятие о причастном обороте;
  • рассмотреть условия обособления определений, выраженных причастными оборотами;
  • показать роль причастного оборота в русской речи.

Развивающие:

  • формирование умения определять границы причастного оборота в предложении, видеть определяемое слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;
  • РР обучение выразительному чтению и конструированию предложений с причастными оборотами;
  • предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов.
  • наблюдение над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами.

Воспитательные:

  • эстетическое воспитание в описании картины Айвазовского;
  • социализация личности ребёнка: воспитание сотруднических отношений в работе групп.

Оборудование:

  • репродукции-слайды картин И. Айвазовского;
  • компьютерная презентация с текстами и схемами для лингвистических наблюдений.

Методы:

  • репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска;

Принципы:

  • доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, системности и последовательности; наглядности!

Тип урока: комбинированный.

Ход и содержание урока:

  • Орг.момент. Постановка цели урока в соответствии с темой.

Первая учебная ситуация. Орфографическая пятиминутка.

(Фронтально, устно, на основе работы с текстом, показанным через проектор).

Слайд № 1

* Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами.

Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.

* Списать текст, обозначив графически орфограмму.

Вторая учебная ситуация. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.

  • К какой части речи относятся слова с пропусками?
  • Докажите, вспомнив определение причастия.
  • Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
  • Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста.
  • Назовите синтаксическую функцию причастия?
  • Какова роль определений в тексте?

Слайд № 2. Перед вами новый слайд. Вы видите тот же текст. Некоторые словосочетания в нём выделены.

Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение

и составьте самостоятельно определение понятия “причастный оборот”.

Слайд № 3.

* Перед вами тот же текст без причастных оборотов.

Слайд 4.

* Сравните его с первоначальным вариантом.

Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?

Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания.

* Попробуйте вставить (устно) в этот текст другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи.

Пример ответа ученика:

Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.

Третья учебная ситуация.

Слайд № 5

* Какая информация содержится в данном изображении?

Вопрос ставится ко всему причастному обороту.

– Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос, и обозначьте их графически.

Это определяемые слова.

– Выделите графически определяемые слова и причастные обороты в списанном вами тексте.

Четвёртая учебная ситуация. Словарно-терминологическая работа.

– Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит “обособить”? Составьте словарь корня.

* Работа с доской. Подбираем однокоренные слова.

Слайд № 6

* Сообщение сильного ученика на основе опережающей домашней работы со словарём С.И Ожегова

Обособить – выделить особо, ограничить

Особенный – не такой, как все, исключительный

Обособленный – стоящий особняком, отдельный

Обособление – выделение, ограничение

Обособиться – выделиться из общего,

изолироваться, занять особое положение

Пятая учебная ситуация. Поисковая.

!!! Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота?

Причастный оборот является обособленным определением после определяемого слова.

Слайд № 7

Слайд № 8

Шестая учебная ситуация. Комплексная работа. Описание картины И. Айвазовского “Девятый вал”

* Эмоциональная подготовка к восприятию картины.

– Какие чувства вызывает у вас встреча с морем? Почему?

– Закройте глаза. Каким вы представляете сейчас море – бушующим, неистовым или ласковым, спокойным?

Просмотр видеосюжета “Музыка шторма”.

– Море как страшная стихия, таинственная, непредсказуема, волшебная - это тема многих полотен великого русского живописца. Айвазовского. Познакомьтесь с этими произведениями. Показ слайдов с репродукциями картин Айвазовского. Слайды 9-11

– Поделитесь впечатлениями.

– Чем отличается творчество живописца от работы кинооператора?

* Спишите текст, расставив знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Какую роль они играют в тексте?

Слайд № 12

Бушующее море мчит свои суровые волны, осв …щённые неяркими, тр …вожными лучами солнца, скрытого за стеной ту(?)ч. Злая стихия хочет пок …зать свою с …крушительную силу и подн …мает всё выше лавины воды, переел …вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей, спасающихся на обломках мачты.

* Творческие задания (дифференцированно):

Сильные учащиеся. Работа в группах, парах или индивидуально (по желанию детей).

– Постарайтесь описать картину “Девятый вал”, используя в речи причастные обороты. Обозначьте их графически и, если это необходимо, пунктуационно. (См. слайд 13)

Основной состав класса:

– По данному началу (слайд № 7)составьте из 3-5 предложений текст-описание по картине Айвазовского “Девятый вал”, включив в него данные причастные обороты, обособленные и необособленные. Обозначьте их графически. Не забудьте о знаках препинания. (См. слайд 13)

Слайд № 13

Причастные обороты:

Неистово бушующая стихия.

Обломок громадной мачты, сломанной жестоким ветром.

Обессиленные бурей люди.

Просвечивающаяся на солнце зелёным и голубым цветом волна.

Возможное начало текста.

Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…

Задание для слабых учеников.

– С причастиями “бушующий”, “тонущие”, “сверкающие” составьте причастные обороты для описания картины Айвазовского.

Седьмая учебная ситуация. Оценка деятельности класса. Ответы на вопросы учеников.

Домашнее задание.

Теория (параграф учебника).

Практика (дифференцированные задания):

1. Сильные ученики.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)

* Задание:

  • Всегда ли уместно употребление причастий?
  • Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
  • Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.

2. Основной состав класса.

* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.

1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.

3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.

4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.

5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.

6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.

3. Слабые ученики.

* Выполнить указанное учителем упражнение учебника.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21