Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Причастный оборот в русской речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3364 Лобода Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Методы:
Принципы:
Тип урока: комбинированный. Ход и содержание урока:Первая учебная ситуация. Орфографическая пятиминутка. (Фронтально, устно, на основе работы с текстом, показанным через проектор). Слайд № 1 * Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами. Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты. * Списать текст, обозначив графически орфограмму. Вторая учебная ситуация. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.
Слайд № 2. Перед вами новый слайд. Вы видите тот же текст. Некоторые словосочетания в нём выделены.Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение и составьте самостоятельно определение понятия “причастный оборот”. Слайд № 3. * Перед вами тот же текст без причастных оборотов. Слайд 4. * Сравните его с первоначальным вариантом. Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи? Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания. * Попробуйте вставить (устно) в этот текст другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи. Пример ответа ученика: Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты. Третья учебная ситуация. Слайд № 5 * Какая информация содержится в данном изображении? Вопрос ставится ко всему причастному обороту. – Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос, и обозначьте их графически. Это определяемые слова. – Выделите графически определяемые слова и причастные обороты в списанном вами тексте. Четвёртая учебная ситуация. Словарно-терминологическая работа. – Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит “обособить”? Составьте словарь корня. * Работа с доской. Подбираем однокоренные слова. Слайд № 6 * Сообщение сильного ученика на основе опережающей домашней работы со словарём С.И Ожегова Обособить – выделить особо, ограничить Особ енный – не такой, как все, исключительныйОбособленный – стоящий особняком, отдельный Обособление – выделение, ограничение Обособиться – выделиться из общего, изолироваться, занять особое положение Пятая учебная ситуация. Поисковая. – !!! Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота? Причастный оборот является обособленным определением после определяемого слова .Слайд № 7 Слайд № 8 Шестая учебная ситуация. Комплексная работа. Описание картины И. Айвазовского “Девятый вал” * Эмоциональная подготовка к восприятию картины. – Какие чувства вызывает у вас встреча с морем? Почему? – Закройте глаза. Каким вы представляете сейчас море – бушующим, неистовым или ласковым, спокойным? – Просмотр видеосюжета “Музыка шторма”. – Море как страшная стихия, таинственная, непредсказуема, волшебная - это тема многих полотен великого русского живописца. Айвазовского. Познакомьтесь с этими произведениями. Показ слайдов с репродукциями картин Айвазовского. Слайды 9-11 – Поделитесь впечатлениями. – Чем отличается творчество живописца от работы кинооператора? * Спишите текст, расставив знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Какую роль они играют в тексте? Слайд № 12 Бушующее море мчит свои суровые волны, осв …щённые неяркими, тр …вожными лучами солнца, скрытого за стеной ту(?)ч. Злая стихия хочет пок …зать свою с …крушительную силу и подн …мает всё выше лавины воды, переел …вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей, спасающихся на обломках мачты. * Творческие задания (дифференцированно): Сильные учащиеся. Работа в группах, парах или индивидуально (по желанию детей). – Постарайтесь описать картину “Девятый вал”, используя в речи причастные обороты. Обозначьте их графически и, если это необходимо, пунктуационно. (См. слайд 13) Основной состав класса: – По данному началу (слайд № 7)составьте из 3-5 предложений текст-описание по картине Айвазовского “Девятый вал”, включив в него данные причастные обороты, обособленные и необособленные. Обозначьте их графически. Не забудьте о знаках препинания. (См. слайд 13) Слайд № 13 Причастные обороты: Неистово бушующая стихия. Обломок громадной мачты, сломанной жестоким ветром. Обессиленные бурей люди. Просвечивающаяся на солнце зелёным и голубым цветом волна. Возможное начало текста. Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный… Задание для слабых учеников. – С причастиями “бушующий”, “тонущие”, “сверкающие” составьте причастные обороты для описания картины Айвазовского. Седьмая учебная ситуация. Оценка деятельности класса. Ответы на вопросы учеников. Домашнее задание. Теория (параграф учебника). Практика (дифференцированные задания): 1. Сильные ученики. Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”) * Задание:
2. Основной состав класса. * Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами. 1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес. 2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы. 3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами. 4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным. 5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем. 6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей. 3. Слабые ученики. * Выполнить указанное учителем упражнение учебника. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |